Римские каникулы (часть 5)

Jul 02, 2004 14:27

Вот мы и на площади Ларго-Арджентина, впрочем запомнилось мне это место под другим названием. Каким - станет понятно позже. В центре площади ниже уровня земли находятся огороженные развалины четырех храмов времен Республики - Area Sacra. Западнее их когда-то располагался театр Помпея, в котором был убит Цезарь. Развалины сейчас отданы в полное владение кошкам, которых там по меньшей мере несколько десятков. На табличке у входа крупными буквами написано, что все кошки кастрированы, и, более мелким шрифтом, что их запрешено кормить. В общем бедные создания лишены всех радостей в жизни :). Любопытно, что запись о кастрации не переведена на английский: вероятно, самим итальянцам стало стыдно. Ну а для меня это место в Риме навсегда останется - как вы уже, возможно, догадались - «площадью кастрированных кошек» :).

По моим ощущением наш первый полноценный день в Риме подходит к концу, и нам остается лишь сесть на автобус, идущий к отелю, но если «все не так» и время еще есть, я предлагаю отправиться к Капитолию и посетить капитолийские музеи.

Поднявшись по лестнице, являющейся последним творением Микеланджело, венчают котурую скульптуры близнецов Кастора и Поллукса, сыновей Зевса и защитников Рима, мы оказываемся на площади, также спроектированной Микеланджело. Ему же принадлежит звезда на мостовой и идея поставить в центре конную скульптуру Марка Аврелия, чудом дошедшую до нас сквозь средние века. Оригинальная скульптура долго находилась в реставрации, а на ее месте поставили копию. Отреставрированного Марка Аврелия так и не вернули «на родину», а спрятали «от греха подальше» за стекло в Капитолийские музеи. Можно представить себе разочарование сотен римских голубей, дело жизни отцов и дедов которых теперь приходится начинать заново :). От копии оригинал отличается зеленым цветом.

Справа и слева от Марка Аврелия Микеланджело построил два дворца: дворец Консерваторов и Новый дворец. Именно в них сейчас расположены музеи. Наибольшее удовольствие они доставят поклоннику скульптур, среди которых и знаменитая римская Волчица, - собрание картин там довольно слабое. На меня же наибольшее впечатление произвел недавно отреставрированный Табулярий, госархив Римской республики, связывающий под землей два музейных дворца. Внутри Табулярия можно увидеть части храма Юпитера, главного и одного из самых первых храмов Рима. Не упустите также возможность с балкона Табулярия бросить взгляд на Римский Форум, политический и экономический центр античного Рима.

В конце площади расположен Дворец сенаторов, воздвигнутый в 12 веке на развалинах Табулярия. Как и следует из его названия, в нем в средние века заседал римский сенат, а сейчас работает ратуша.

В северной части капитолийского холма, где авгуры в свое время делали свои предсказания, наблюдая за полетами птиц, а еще располагался храм Юноны Монеты, при котором жили знаменитые капитолийские гуси, а также чеканились деньги, которые в честь храма так и назвали «монетами», теперь расположена церковь S.Maria in Aracoeli.

Название церкви основывается на снова всплывшей в 12 веке легенде, по которой императору Августу сибилла показала во сне Марию с младенцем и сказала, что это и есть только что родившийся божий первенец. Якобы Август, якобы пораженный этим замечанием, приказал отстроить «небесный алтарь» („Ara Coeli“), которым и «прикидывается» алтарь описываемой церкви.

В этой же церкви находится одно из самых отталкивающих сакральных «чудовищ» католического христианства: Santo Bambino. Эта деревянная статуэтка младенца Иисуса, вырезанная по легенде из дерева Гефсиманского сада, считается излечивающей от всех болезней. Каждый день статуэтка получает стопки писем с просьбами со всего света, которые сваливаются прямо перед ней и некоторое время там лежат. Несколько лет назад Santo Bambino был украден. Как писали некоторые, в городе поднялся такой крик, словно был украден сам римский папа. Однако ни призывы, ни усилия криминалистов, ни процессии, ничего не помогло. Santo Bambino «ушел с концами». Но не тут-то было: статуэтку заменили копией, которая, по-видимому, творит чудеса в неменьшей степени.

Рядом с церковью располагается самый большой в прямом и переносном смысле архитектурный ужас Рима - монумент первому королю Италии Виктору Эммануилу II (не удивляйтесь, первый король на самом деле был II (вторым), ибо не захотел нарушить нумерацию своего Савойского дома, берущую начало от королей Сардинии). Своими огромными размерами (ширина - 135м, длина - 130м, высота - 81м) монумент, построенный в начале 20 века, обязан желанию светских властей показать папе, кто в доме хозяин. В результате это наглое, уродливое и агрессивное сооружение, большего всего похожее на пишущую машинку (другое прозвище - «Вставная челюсть») сломало веками заботливо создаваемые масштабы центра города и обесценила истинное сердце Рима, Капитолий. Не говоря уж а том, что ради него было снесено множество средневековых зданий и ренессансных дворцов. Сделанный из дешевого известкового камня (а не из мрамора, который со временем сереет и становится мягче для глаза) монумент выделяется из всех прочих строений Рима своей неестественной резкой белизной.

Несколько дней назад мне в руки попала газета 1986 года с заметкой немецкого корреспондента в Риме, посвященной ведущейся в то время в широких кругах дискуссии о будущем «Челюсти». Как я понял, самым популярным было предложение «сравнять с землей и баста». Однако решено было «нести и дальше грехи отцов» и улучшать внешний вид монумента путем его частичной перестройки. Судя по всему дискуссия ведется до сих пор, а Il Vittoriano продолжает радовать японцев, принимающих его за памятник античности :).

Ну что ж, оставим его японцам, а сами займемся настоящими произведениями античности, но уже в следующей части :).

Рим, Италия, искусство, история, путешествия

Previous post Next post
Up