Jul 09, 2004 15:50
Нет, произведениями античности мы сегодня не займемся. Сегодня, как оказалось, понедельник, а значит самое время (пока все остальное, или почти все остальное, закрыто) посетить Ватикан.
В 1870 году с точки зрения тогдашнего римского папы Пия IX явно наступил конец света: Рим захвачем ненавистными гарибальдийцами, в Квиринальском дворце собирается занять свое законное (подумать только!) место король, а с северо-востока в город прокладывают «адскую дорогу» (так папа называл железную дорогу). Обиженный на судьбу и бога, который дал всему этому свершиться, понтифик удалился под защиту стен Ватикана и объявил себя, соответственно, ватиканским узником.
Насколько велика была обида, наилучшим образом демонстрирует следующее (знакомые с историей папства - сядьте, остальные - просто глубоко вдохните): когда светские власти протянули святому престолу руку дружбы, в которой лежали признание папы как суверенного монарха, вся Citta Leonina (часть города от Ватикана до Гробницы Адриана включительно) и огромная годовая денежная рента, случилось единственное в своем роде событие - папа отказался и НЕ взял деньги со всем остальным впридачу!
Лишь в 1929 году уже Пий XI подписал соглашение с королевским режимом, представленным Муссолини, по которому образовывалось самое маленькое государство в мире (гораздо меньше, чем мог бы получить Пий IX в 1870-ом) Ватикан; официально: Stato della Citta del Vaticano, откуда и происходит аббревиатура SCV на номерных знаках ватиканских автомобилей, ездить на которых является в Риме синонимом глагола «шиковать». Острые римские языки перевели аббревиатуру так: „Se Cristo vedisse...“ («если бы Христос (это) видел...»), намекая на стоимость ватиканских машин. Впрочем, SCV имеет на номерах только официальный транспорт, частные автомобили Ватикана ездят под знаком CV, что не мешает им, однако, быть такими же дорогими.
Ну да что обычному римскому жителю до этих «игрушек богатых», у него свои проблемы, и главная из них - припарковаться. Похоже, что в Риме поставить свою машину, не касаясь другой машины или дерева (вот кого жалко, так это деревья, как они бедные гнутся, как гнутся...) - это признак слабости. Слабаков в Риме немного, зато почти каждая машина в Риме либо поцарапана, либо изрядно помята, я видел даже едущие по городу автомобили с выбитыми фарами.
Но вернемся к нашим... папам. По Латеранским соглашениям музеи, новообразованного государства открылись для туристов, и туда мы и отправимся. Но первым делом заглянем на площадь, обрамленную замечательной колоннадой Бернини. К площади ведет широкая Via della Conciliazione (Примирения) с фонарями в форме свечек (не тех которые горят, а тех которые «вовнутрь» :) ), проложенная Муссолини в честь договора 1929 года. И если ранее посетитель выходил на площадь из круговерти маленьких и узких средневековых улочек, благодаря чему создавался дополнительный эффект, то сейчас Сан-Пьетро виден аж с набережной и этот эффект потерян.
В музеи желательно придти пораньше, иначе можно попасть в очередь длиной в четверть крепостной стены, опоясывающей Ватикан. Очередь идет быстро, но в жару это не сильно утешает. Еще один аргумент быть среди первых - это проигрыватели с компьютерными дисками, которые каждый посетитель может взять напрокат у входа в музеи. Наиболее значительные экспонаты помечены специальными бирками с номером. Под этим же номером на компакте вы можете прослушать комментарий. Не помню существует ли русскоязычная версия сопровождения, но точно знаю, что в 11 часов диски на раздаче закончились :). Как бы то ни было, не советую пытаться прослушать все треки: не думаю, что для этого хватило бы и трех дней :).
Раньше посетителю помогали ориентироваться цветные линии: от фиолетовой (1,5 часа) до желтой (5 часов), теперь их нет, остались одни только указатели. Так что думайте и рассчитывайте свое время сами: музеи закрываются в 16:00. Учтите, чтобы обойти все залы, понадобится пройти более 5 км, что в общем-то даже немного для 70 тысяч музейных экспонатов.
Бессмысленно пытаться описать все музеи в таком коротком рассказе как этот. Остановлюсь лишь на самом главном. Во-первых, это аппартаменты Борджа и Станцы Рафаэля - комнаты, сверху донизу расписанные Рафаэлем с учениками в 1508-1520. Самая знаменитая фреска - «Афинская школа». Рафаэль расписал еще и лоджии, но они для осмотра не доступны. Не забудьте заглянуть и в капеллу Николая V, украшенную фресками Фра Анжелико.
Во-вторых, это пинакотека - собрание картин, которое редко посещают из-за того, что находится оно «на отшибе». Однако произведения Джотто, Филиппо Липпи, Перуджино, Рафаэля, Леонардо, Беллини, Тицина, Караваджо и других не оставят вас равнодушными. Особое имя для знатоков - Мелоццо да Форли.
В-третьих (хотя, наверное, во-первых) - это Сикстинская капелла, которая по сути музеем не является, а является самой настоящей церковью. В ней, дворцовой капелле Ватикана, проходят и выборы пап (конклав). Фрески на стенах созданы лучшими художниками того времени Ботичелли, Перуджино, Гирландайо... Потолок Сикстинской капеллы был в 1508 году заказан молодому Микеланджело. Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором, долго отнекивался и взялся за работу нехотя. Через 4 года был закончен один из самых больших шедевров мирового изобразительного искусства. Об этом цикле фресок можно написать диссертацию (что многие и сделали), но если в двух словах: Микеланджело нарисовал архитектуру с нарисованными на ней фресками. Я понятно выражаюсь? :)
А через 23 года уже пожилой мастер получил новый заказ, за который он снова взялся против свое воли. И 7 лет спустя возник еще один гениальный шедевр - роспись Страшного суда, которую я в своих заметках уже упоминал.
В общем, придя в Сикстинскую капеллу, наберитесь терпения, достаньте бинокль (вешь в Риме очень нужная) - и в путь по потолкам и стенам! Только старайтесь не шуметь - церковь все-таки :).
До четырех остается еще несколько минут, быстро перекусываем бутербродом в музейном баре (недорого), сдаем все, что взяли напрокат, выходим на свежий воздух - и обратно на плошадь Сан-Пьетро. Продолжение следует :).
Рим,
Италия,
искусство,
история,
путешествия