Знакомьтесь, Алексей Айги и группа 4'33"!

Oct 26, 2004 21:28

Другие об Айги:

"Алексей Айги и его оркестр "4'33": для гурманов, эстетов и простых меломанов каждый его концерт - праздник."

"Алексея Айги называют по-разному: пятнадцатилетние школьницы гением, Никита Михалков маэстро, чуваши французом, французы русским, журналисты "Найманом", музыканты "4:33" другом, Геннадий Айги сыном, милиционеры на улице не знают его вовсе. И выступления его каждый раз оценивают по-новому: критики положительно (иногда восторженно), слушатели внимательно (порой, слишком), фанаты с благоговейным трепетом (вплоть до экстаза), коллеги сдержанно (не без похвалы)". Музыкальный стиль Алексея Айги и "4.33" можно охарактеризовать как соединение классического минимализма, современного джаза, фанка, рока и авангарда. За время своего существования (с 1994 года) ансамбль выпустил 19 альбомов, в том числе саундтрэки к модным спектаклям и кинофильмам. Музыка Алексея Айги к фильму "Страна глухих" была отмечена премией "Золотой овен". Он же написал музыку к фильму В. Тодоровского "Любовник", к телевизионным сериалам "Каменская" и "Каменская 2". Не обошел Алексей Айги своим вниманием и увлечение современных композиторов созданием новых саундтреков к шедеврам немого кинематографа. Была написана и исполнена музыка к "Метрополис" Фрица Ланга, к фильму "Дом на Трубной" Барнета."

"Его любят все. Маленькие девочки дарят ему маленькие букетики цветов. Алексей Айги приглашает их выпить после концерта. Коллеги-музыканты знают, какой он блестящий ансамблист. Художники рады были бы видеть Лешу на своих вернисажах. С литературой Айги связан кровно: его отец - известный поэт, реформатор языка. Киношники наперебой зовут Айги написать музыку к новому фильму. Кстати, самый дальний поход Алексея в массы - саундтрек к фильму «Страна глухих». Творчество Айги до сих пор считается элитарным. Музыка Айги дарит редкое, моцартовское ощущение счастья. Весь концерт сидишь с широкой улыбкой идиота. Купаешься в длинных фразах. Ловишь пассажи клавишных, остроумные выходки тромбона и трубы. Удивляешься эскападам ударника. Это минимализм, рок и джаз в одной коробочке. Для стиля Айги придумано хорошее слово - «авантпоп». Худенький Айги руководит ансамблем «4’33». Когда ему надо на сцене показать смену частей, он вместе со скрипкой высоко подпрыгивает. Ему это очень к лицу. Созданный в мае 1994 ради одного концерта на «Альтернативе», «4’33» не только не сгинул, но стал лицом московской современной музыки. Точнее, ее улыбкой. Озвучил бесчисленное количество немых фильмов, включая даже долюмьеровские картины братьев Складановски. Переиграл на всех «Альтернативах». Выпустил шесть компактов - от хитовых «Сердец 4-х 33-х» до экспериментального Falls (с диджеем и народными певцами) и эзотерической «Таксидермии». Помню, три года назад к нам приезжал Майкл Найман. Вышел на сцену, поклонился и сыграл свою киномузыку - нота в ноту совпадая с уже изданными саундтреками. С таким же успехом можно было публично завести CD-плеер. «4’33» еще ни разу не сыграли одну и ту же музыку одинаково. Лучшие вещи Айги взрослеют как дети: прибавляют в объеме, обрастают новыми дополнениями, пассажами. Ну, кто еще сравнивает Айги с Найманом? В этом сезоне ансамбль пошел вразнос. Тромбонист с басистом начитывают «узбекский рэп» на непонятном языке. Музыканты на сцене, поправ все академические каноны, кривляются и визжат. Айги носится со смычком между виолончелью и электрогитарой, а потом подбегает к микрофону и тоже визжит."

Из интервью с Айги:

Вы в детстве мечтали заниматься музыкой?

- Больше всего я хотел стать футболистом. И еще занимался дзюдо. У меня был первый разряд, я занимал призовые места на первенстве Москвы. Я вообще не знаю, как у меня могла бы жизнь сложиться. Мог бы и дзюдоистом стать. Сейчас бы, наверное, уже сидел в тюрьме.

А музыку для кино как вы начали писать?

- Случайно. Все фильмы, на которых я работал, сделаны моими друзьями. Последнее, что было,- сериал «Каменская». Там мне предложили только один эпизод. Женщина - садист-убийца пишет музыку для ритуальных убийств в ходе съемок садомазохистского порно, и карлик-наркоман раскрывает чудовищную сеть сумасшедших композиторов. Мне доставляет дикое удовольствие произнесение этой фразы. Мне предложили написать эту музыку, чтобы было сразу понятно, что написал маньяк. А я решил написать музыку для всего фильма и настоял на своем. Они не верили, что я смогу придумать человеческую мелодию.

Следующий вопрос о творческом методе. Можно ли назвать то, что вы делаете, минимализмом?

- Ха! Конечно, нет. Филипп Гласс в одном своем интервью сказал, что то, что он писал до 1976 года, можно назвать минимализмом, а потом уже нет. А я, если подходить с точки зрения минимализма в классическом понимании, никогда не писал музыку в этом стиле. Строго говоря, метод минимализма это повтор с минимальным изменением. Да, у меня в музыке много повторов, циклических структур, но эти повторения всегда с такими значительными изменениями, что о минимализме трудно вести речь. Можно использовать такое понятие, как постмодернизм, но оно весьма расплывчато и мало что объясняет.

В вашей музыке, на мой взгляд, ясно прослеживается близость между классицизмом, барокко с одной стороны, и поп- и рок-музыкой с другой. Вы этого специально добиваетесь?

- Точки пересечения найти, конечно, можно. Да, элементы аранжировки, использование современных инструментов, в том числе ударной установки, бас-гитары это, бесспорно, идет от современной музыки; многие гармонические решения, интонационные обороты от классики. Но это не соединение рока и классики. И не третье течение . Мы вообще находимся несколько в стороне от всех, ни к кому не примыкаем, ни с кем особо не дружим. Я уже где-то цитировал знаменитое высказывание Курехина: Классики считали меня джазменом, джазмены рокером, а рокеры м*даком . Вот это про нас.

Почему, на ваш взгляд, именно простые интонации, трезвучные гармонии, повторяющиеся ритмические структуры, цикличность производят столь сильное эмоциональное воздействие на слушателя?

- Тут все просто. Вся древняя индийская и африканская обрядовая музыка на этом построена. Она должна вводить в транс, оказывать экстатическое воздействие. Ритмическая основа в музыке очень важна, о чем, к сожалению, забыли практически все европейские композиторы XVIII, XIX и отчасти ХХ века. В современной музыке это возрождается. Я, конечно, не хочу вводить слушателя в транс (смеется), но какие-то сходные принципы мы используем.

Возвращаясь к жанрам и определениям. Многие поклонники рок-музыки уверенно определяют то, что вы делаете сейчас, как прогрессив-рок. Можно ли с ними согласиться?

- Вряд ли. Люди, которые занимаются прогрессив-роком, пытаются сделать рок-музыку умнее, а мы не то чтобы берем классику и... я не могу сказать, что мы делаем ее глупее. Просто идем с другой стороны. Когда я пишу музыку, в ней гораздо меньше рока, но когда мы выносим ее на концерт, появляется некое роковое чувство. На концерте есть публика, есть ощущение музыканта на сцене. Для меня это выход энергии, развлечение. Устраивая на сцене легкое хулиганство, я развлекаю сам себя.

А какие у вас отношения с поклонницами?

- У нас поклонницы настолько интеллигентные, что иногда даже обидно. На концерте покричат-покричат, а после сразу разбегаются. И ни одной не найти. Поэтому после концертов мы печально разбредаемся по домам.

Почему большинство произведений не заканчивается, а словно обрывается на кульминационной точке?

- Жизнь человека тоже обрывается, а не заканчивается. А можно сравнить это с актом любви, который тоже обрывается довольно резко (смех).

А сочинение Джона Кейджа 4 33 (как известно, состоящее из четырех минут и 33 секунд тишины) вы когда-нибудь исполняли?

- Нет. Я думаю, что концерт, на котором мы исполним эту вещь, будет последним в истории нашего ансамбля (смеется).

На пробу:

кИНотанцы (написана для к/ф "Кукла", реж. - Эрнест Любович,1921/1997 гг.)
Prairie des Filtres
Танго Морских Свинок

Приятного знакомства!

арт-рок, прог-рок, умная музыка, Россия

Previous post Next post
Up