Испания - 10 (Эль Эскориал и Долина Павших)

Mar 02, 2006 12:00

Собрание картин Филиппа II несколько раз страдало от пожаров, расхищалось войсками Наполеона, а под конец пало жертвой Прадо - лучшие работы теперь можно увидеть именно там. Но и то, что осталось, поражает воображение. К примеру, одиннадцать акварелей Дюрера. Глядишь на них, и вспоминаются слова Мастера: "Каждая вещь должна быть выполнена с особой точностью и сноровкой: как в целом, так и в мельчайшей детали". А вот и великолепный, как всегда, Веронезе. "Первая обязанность любой картины быть праздником для глаз". Это фраза принадлежит Делакруа. Но к произведениям Веронезе она подходит, как ни к каким другим.

А еще в коллекции - Босх, Тициан, Тинторетто и, конечно же, Веласкес в компании строгого Риберы и слащавого Мурильо.

Многих, возможно, заинтересует Музей истории Эскорила: инструменты и машины, используемые для строительства, соседствуют с планами и чертежами. И главное для меня сокровище Эскориала - тут же, неподалеку. "Мученичество святого Маврикия" - великая картина великого художника. Художник, прибывший в Эскориал с надеждой на щедрые заказы от короля Филиппа II, оставил позади годы ученичества в Венеции и Риме, а с ними и живопись Ренессанса, но и представления об искусстве, царившие в Испании, были ему чужды. Здесь он был Доменикосом Теотокопулосом, El Greko, греком. Больше, чем в "Погребении графа Оргаса", которое считается его главным произведением. С "Мученичеством святого Маврикия" началось то, что у современников вызывало ужас, а у потомков восхищение. "Как кантата на тысячу голосов, что молчаливой лунной ночью поднимается в небо", - написал один из них. Тот, кто был в Эскориале, но не побывал у картины, Эскориала не видел.




Филипп выплатил автору 400 дукатов, но картину не оценил. Еще бы: саму сцену мучений художник "задвинул" на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Церковь Эскориала расписывал уже другой художник.

...Недалеко от Эскориала располагается Долина Павших, памятник погибшим в годы Гражданской войны 1936-39 годов. По дороге к нему автомобиль проезжает мимо четырех огромных колонн, "juanelas". Когда-то они предназначались для Эскориала. Сам памятник представляет из себя вырубленную в скале церковь, скалу венчает крест, перед скалой - площадь, за скалой - монастырь. Большого искусства тут можно не искать, зато потрясают размеры: перепад высот - от 985 до 1758 метров над уровнем моря, площадь - 1365 гектар, высота креста - 150 метров, вес - 138 000 тонн. Обрамляют крест 11-метровые евангелисты и 18-метровые христианские добродетели.



Церковь длиной в 262 метра - самая большая в мире подземная базилика. Для ее создания пришлось вывезти 200 000 тонн гранита. В ней похоронены 40 тысяч испанских солдат и еще двое: один - Хосе Антонио Примо де Ривера, основатель Испанской фаланги, ее "протомученик", с казнью которого по сути началась Гражданская война, и другой - человек, на полуторатонной гранитной плите которого выбиты всего два слова - Франсиско Франко, "верховный правитель Испании, ответственный только перед Богом и историей".



Пока Франко был жив, посещение Долины Павших в мире входило в обязательную программу любого государственного визита, как посещение Мавзолея. Бесконечные автоколонны везли в Долину паломников из всех испанских провинций. С тех пор многое изменилось. Памятник героям Гражданской войны уже не пользуется былой популярностью. И лишь почитатели умершего диктатора регулярно собираются здесь, чтобы отметить очередную годовщину франкистского режима.


Испания, искусство, история, путешествия

Previous post Next post
Up