Есть музыка, выполняющая в нашей жизни вспомогательные функции: музыка, под которую хорошо танцевать, музыка, помогающая расслабиться, или музыка для определенных событий или церемоний. А еще есть музыка ценная сама по себе, музыка как искусство, музыка чтобы слушать, и слушав, услышать. Это не значит, что под эту музыку нельзя танцевать или расслабляться - еще как можно! Просто здесь музыка на первом месте, не фон, но главный герой. Эта "вторая" музыка - предмет моего интереса. И именно такой музыкой мне хочется поделиться - ее ведь так мало знают... Не каждый читает Достоевского, но у каждого, по крайней мере, есть возможность с ним познакомиться, сделать для себя вывод, принять или отвергнуть. Как повезло литературе - как не повезло музыке. Где найти тот телевизионный канал, то радио... И что еще важнее - где найти того человека, что введет тебя в мир "сложной" музыки, направит и поможет продвинуться... У "сложной" музыки есть одна обязательная особенность - чем больше ее слушаешь, тем больше она нравится. Это ее "дар" нам, дар и одновременно ее "проклятие" - услышав ее в первый раз, легко не понять ее, разочароваться и уйти. Уйти, возможно, навсегда... Могу только сказать: не бойтесь приложить усилия, ничего стоящего на этом свете не бывает "за так", музыка обязательно вознаградит вас за ваши старания, дайте ей всего лишь заиграть у вас внутри - и вы не пожалеете!
Нельзя, конечно, объять необъятное. Я не буду рассказывать о "классике". Я не буду рассказывать о джазе. Моей темой станет любимый прог-рок. Благо, кое-какие знания о нем у меня имееются. Прогрессивный рок объединяет в себе несколько течений: 1) арт-рок (упрощенно говоря, смесь рока и классической музыки, иначе - рок как явление искусства); 2) прогрессив-металл (думаю, понятно без расшифровки); 3) джаз-фьюжн (опять таки упрощенно - смесь рока и джаза); 4) RIO ("рок в опозиции", упрощенно - авангард-рок). Ну и то, что определенно прогрессивно, определенно рок, но непохоже ни на что другое. То, что не мудрствуя лукаво назвали просто - "Пятый Элемент". С него и начнем. Почему с него? Вы правы: "пятый элемент" - сложный элемент царства сложной музыки. Начать проект с него означает, возможно, загубить проект на корню. Но что-то заставило меня поступить именно так. Шестое Чувство?..
Но мы отвлеклись. Если какая-то группа и символизирует "пятый элемент", то это, несомненно, шведская Isildurs Bane.
"Проклятие Исильдура" - название Единого Кольца Всевластия. Было тайно выковано Сауроном в огне Ородруина. После поражения Саурона, Кольцом завладел Иcильдур, сын Элендила. Несмотря на требования... уничтожить Кольцо, Иcильдур отказался бросить его в огонь Ородруина, что и привело Иcильдура к гибели...
Сильмариллион
Из истории группы:
"Группа Isildurs Bane была создана в 1976 г. участниками двух, распавшихся ранее, групп, работавших в области симфонического рока. Они начали свою деятельность так же, как и любая другая любительская группа, хотя и были более амбициозны. В то время участники группы проявляли огромный интерес к fantasy литературе, музыке и изобразительному искуcству, поэтому название Isildurs Bane было выбрано не случайно, т.к. соответствовало духу исполняемой ими музыки.
[...]
Пятый альбом Cheval - Volonte de rocher вышел в 1989 и ознаменовал собою уход от легкого симфо-фьюжн, характерного для предыдущих альбомов, в область камерного рока и современной классической музыки. Самое удивительное, что Isildurs Bane удалось органически соединить рок-группу и симфонический оркестр в единый организм. Cheval звучит не как группа с оркестром, где гитары, клавишные и ударные нарушают классическую стерильность оркестра, а наоборот, как единое целое - нежные мелодии соседствуют с "пальцедробительными" клавишными и тяжелым "классическим" звуком - эффект, к которому стремились многие прогрессивные группы, но редко кому удавалось его достичь. Конечный результат превзошел все ожидания - в попытке соединить, казалось бы несовместимые вещи, родилось нечто совершенно новое. Темы льются без перерыва, периодически повторяясь, но постоянно развиваясь на протяжении всего альбома.
[...]
Шестой альбом группы - двойной The Voyage - A Trip to Elsewhere (1992) был начат как версия главной темы The Voyage для трио (виолончель, скрипка и фортепьяно). Тогда еще никто толком не знал как все это будет звучать, т.к., насколько известно, никто еще не пытался объединять группу, играющую рок с камерным трио. В результате родилась музыкальная одиссея в мир различных стилей - захватывающий калейдоскоп мелодий и ритмов уносящий слушателя одновременно в несколько измерений.
[...]
Восьмой альбом Isildurs Bane MIND Vol1 выходит в свет в 1997. Название альбома - аббревиатура от Music Investigating New Dimensions (Музыка, познающая новые измерения). MIND весьма разнообразен стилистически и представляет внушительный набор музыкальных инструментов - от скрипки до блюзовой гитары, от маримбы до виолончели. Пьесы, представленные на альбоме, создают ощущение постоянно меняющейся музыкальной атмосферы от драматичной Ataraxia с невообразимым дуэтом маримбы и виолончели до расслабленного In a State of Comprehension с флейтой и безладовым басом, от почти классической Unity до авангардного Opportunistic Walk Phase1-2. Особо примечателен трек Holistic Medicine, музыка которого сопровождает гипотетическую шахматную партию, становясь более драматичной, по мере приближения игры к "критическим" ходам."
Именно на этом альбоме мы и остановимся. MIND-серия, кстати, насчитывает на данный момент 5 альбомов, и каждый из них, раскрывающих новые измерения, не похож на предыдущий. MIND Vol1 - чудесная смесь классики и симфонического прогрессивного рока, волшебная гармония электронных и акустических инструментов, уникальная, инновативная музыка. Приятного погружения!
Isildurs Bane (Sweden) - 1997 - "MIND Vol. 1"
(63 min, 'Svenska Unikum')
The Flight Onward (Phases 1-5) 12:05
Ataraxia 3:27
In a State of Comprehension 4:24
The Pilot 5:38
Unity 3:30
Opportunistic Walk (Phases 1-2) 15:15
Holistic Medicine 14:51
A Blank Page 3:08
PS. Несколько советов напоследок. Не бойтесь, если музыка сразу не понравилась. В конце концов - пока что просто поверьте - наибольшей любовью пользуется именно та музыка, которая сразу не понравилась. Сложная мызыка потому и сложная, что несет огромный объем информации на единицу времени. Непривычному слушателю (да и привычному, частенько) такую плотность сразу не осилить. Слушайте музыку несколько раз. Можно делать это "кусочками", темами. Верный признак, что музыка усвоена, - возможность напеть ее про себя. Если музыка понята, она может не понравиться. Но пока она не понята, обсуждать ее в рамках "нравится-не нравится" не имеет смысла.
Пожалуй, все нужное сказано. Поехали!