Это продолжение истории. Предыдущий пост
здесь.
До уроков информатики в школе оставалось ещё около четырёх лет. А для тринадцатилетнего мальчика это такой долгий период, что, практически, равен “никогда”. Ну, по крайней мере, достаточный, чтобы не приходило в голову что-то после него планировать. Да я даже и не подумал тогда про эти эфемерные уроки в необозримом будущем. А интерес к теме компьютеров был. И я закономерно решил пойти туда, откуда эта история началась - в библиотеку. Ибо, в середине девяностых в сельской местности это был один из очень немногих способов получить информацию на интересующую тему. А, учитывая специфичность темы, - едва не единственный.
Итак, я пришёл в знакомую библиотеку, где бывал, как вы помните, довольно часто. После обычного процесса возврата взятых в прошлый визит книг последовал примерно такой диалог:
- А у вас есть ещё книги про компьютеры? - спросил я, испытывая некоторую неловкость за необычность запроса.
- Какие именно книги ты имеешь в виду? - заинтересованно уточнила библиотекарь. Вы обращали внимание, что библиотекари всегда вежливы и участливы? Хотя, может это только мне так везло.
- Ну, как они устроены... как работают. Что с ними можно делать. - я начал запинаться, так как трудно было объяснить что конкретно я хочу. Было желание узнать больше, но что из себя представляет это “больше” я понимал плохо.
- Нуу, - протянула женщина - это тебе, наверное, надо во взрослую библиотеку. У нас такого не бывает.
- Спасибо.
Чувство неловкости усилилось и к нему прибавился страх неизвестного. До этого я ни разу не был во взрослой библиотеке. Это же надо прийти в незнакомое место, задавать этот, казавшийся уже глупым, вопрос незнакомым людям. При этом, туда ведь, наверно, надо записаться. А записывали во взрослую библиотеку толи с четырнадцати, толи с шестнадцати лет.
Через какое-то время я собрался, таки, в эту самую библиотеку. Высокие шкафы с потёртыми книгами в серьёзной цветовой гамме в сочетании с коврами на полу, характерным запахом и удивительной тишиной наводили трепет. В детской библиотеке всё было как-то по другому. И шкафы не такие высокие и тишина не такая тихая. Ранее я посоветовался с родителями и уже точно знал, что сначала в библиотеку надо записаться. К счастью, это оказалось не так уж трудно. По крайней мере, мне особых трудностей не запомнилось. Я сказал своё имя, фамилию и адрес, мне выдали специальную карточку или что-то, вроде этого. Пожалуй, туда можно было записываться, всё таки, с четырнадцати лет. И, из-за того, что мне уже почти было четырнадцать - проблем с возрастом не возникло.
- У вас есть книги про устройство компьютеров и программы для них? - задал я заготовленный вопрос.
- Да, что-то было, сейчас посмотрим.
Здесь книгохранилище находилось не в том же помещении, отделённое только стойкой, высотой по пояс взрослому человеку, как это было в детской библиотеке. Сотрудница ушла куда-то в неведомые комнаты. Или в подвал. В общем, скрылась из виду. А спустя несколько минут вернулась с двумя или тремя книгами. Я не очень хорошо их помню. Сейчас вы поймёте почему.
Когда я пришёл домой и открыл эти книги, я прочёл что-то похожее на: “Триггер (триггерная система) - класс электронных устройств, обладающих способностью длительно находиться в одном из двух устойчивых состояний и чередовать их под воздействием внешних сигналов. Каждое состояние триггера легко распознаётся по значению выходного напряжения. По характеру действия триггеры относятся к импульсным устройствам - их активные элементы (транзисторы, лампы) работают в ключевом режиме, а смена состояний длится очень короткое время”.
- Что?!
“Асинхронный триггер изменяет своё состояние непосредственно в момент появления соответствующего информационного сигнала(ов), с некоторой задержкой равной сумме задержек на элементах составляющих данный триггер”.
- Так… асинхронный… в момент появления… сумма задержек на элементах. Что это, вообще, значит?
“Статические (потенциальные) триггеры, в свою очередь, подразделяются на две неравные по практическому значению группы - симметричные и несимметричные триггеры. Оба класса реализуются на двухкаскадном усилителе с положительной обратной связью...”. В тринадцать лет, представляете? Может быть, это были хорошие книги, но мой мозг явно не был к такому готов. Да и как это связано с наборами комманд, которые заставляют компьютер делать определённые действия, как в той книжке? То есть, я чувствовал, что связано, но как? Я честно пытался эти книги читать, но, разумеется, ничего толкового из этого не вышло.
Позже, я ещё брал в детской библиотеке ту самую книгу. А однажды мне даже повезло и кто-то из друзей дал попользоваться игровую приставку “Сюбор”. Она представляла собой клавиатуру - как у настоящего компьютера. Но с разъёмом для картриджей, как у других игровых приставок. И с ней в комплекте шёл картридж, на котором был интерпретатор языка программирования Бейсик. Именно этот язык использовался для примеров в книге. Так что, я смог попробовать как они работают в реальности. Разумеется, без возможности сохранить результаты и изменить их после. А вот куда двигаться дальше было совершенно непонятно. Написать более сложную программу, чем простейшие примеры в книге, я не мог. Других книг, которые я мог бы понять, я не нашёл. Знакомых, которые могли бы мне что-то рассказать про компьютеры, у меня не было. В общем, в моём мире не было способов удовлетворить интерес к этой теме. Зато было много других, новых и увлекательных занятий. Впереди меня ждали художественная школа, выпиливание и выжигание, зависание в заброшенном детском саду и на стройках, иллюзионный кружок, игры в черепашек-ниндзя, геометрия, самбо, физика, каратэ и многое другое.
Вспыхнувшее, было, пламя интереса к информатике, за неимением топлива, постепенно прогорело до углей, а они попритухли, покрылись пеплом и уступили место новым увлечениям.