немного инсайда, или о том, как рождаются заметки подобные вчерашней (утопление лидера "Ташкент")
первый мутный момент - когда же усоносец взошел, так сказать, на корабль.
разброс называемых дат - от 28 июня (русская "Вика", куча малохудожественных книжонок и "эти ваши интернетики") до 1 июля.
с учетом того, что именно 2 числа корабль был потоплен - такой разброс дат (почти неделя, на минуточку) выглядит не просто удивительно, а совсем даже дико. вот например о прибытии на корабль 27 числа командующего эскадрой вице-адмирала Л.А. Владимирского и начальника политотдела штаба флота капитана 1 ранга В.И. Семина известно с точностью до минут - "примерно в 9 ч 50 мин". т.е. туда-сюда минут 5 буквально.
а тут цельный маршал, не ефрейтор - и внезапно - 28, 29... и наконец - 1 июля. что за хрень? чтож, если исключим невозможное - то что останется и будет истиной.
28 июля исключаются очень просто - сам командир "Ташкента", на тот момент капитан 2-го ранга В.Н. Ерошенко пишет, что новость о будущем визите Буденного ему привез писатель Е. Петров (тот самый), и было это 29-го числа.
что примечательно - рассказывая о визите Буденного, Ерошенко ни времени, ни даты не называет - хотя все остальное у него четко по дням и часам, включая доклад о готовности корабля к выходу. об этом он доложил по начальству 30-го.
что вполне согласуется с рассказом о визите Буденного 1-го июля. там упоминается что корабль к тому моменту уже успели залатать и даже подкрасить. об этом например сообщает сайт сообщества историков Черноморского флота KCHF.RU. сам Ерошенко докладывает маршалу, что корабль готов к переходу вот прямо сейчас. что практически 100% дает дату после 30 июня (но до 2 июля, разумеется).
второй момент, и ОЧЕНЬ важный - когда корабль восстановили до состояния годности для перехода в Поти.
тут разнобоя ПОЧТИ нет - по докладу Ерошенко вечером 30, но более вероятно (плюс что-то еще доделывали с 30-го) это 8 вечера 1-го числа. а сделано было НЕМАЛО:
"Колоссальная по объему работа была проделана в кратчайшие сроки. На пробоину в обшивке левого борта в районе румпельного отделения приварили два стальных 3-мм листа и подкрепили их ребрами жесткости. Отдельные осколочные пробоины заварили стальными «латками». Трещины залили цементом и обеспечили водонепроницаемость румпельного отделения. Три пробоины по правому борту (носовой отсек) удалось заделать, применив кольчужные пластыри размерами 5х5м и 4х4 м. Оба пластыря раскрепили пеньковыми тросами, заведенными вокруг корпуса лидера. Затем пластыри обтянули четырьмя продольными найтовами из стального троса, а под края кольчужных пластырей подбили подушки из смоленой пакли. Огромную пробоину по правому борту в районе 1-го котельного отделения из-за обширного разрушения наружной обшивки и шпангоутов решено было на время перехода не заделывать. Из затопленного 1-го котельного отделения извлекли тела героически погибших моряков, пожертвовавших собой, чтобы предотвратить опасность взрыва главного котла при затоплении отсека: старшины 2 статьи В.К.Удовенко, котельных машинистов Ф.К.Крайнюкова и М.М.Ананьева.
Обеспечивая водонепроницаемость поврежденных переборок в носовых отсеках, их дополнительно подкрепили опорами, а мелкие осколочные надводные пробоины заварили электросваркой или забили деревянными пробками (чопами). Более крупную пробоину в районе артпогреба № 1 заделали цементным ящиком. В результате проделанной работы удалось осушить: артпогреб № 1, цепной ящик, кубрики № 1, № 3 и № 5, 2-е котельное отделение, носовое машинное и румпельное отделения; в общей сложности откачали около 1 240 т воды. Остались в затопленном состоянии: зарядное отделение артпогреба № 1, артпогреб № 2, коффердам, помещение ЦАС, термотанковое (№ 1) и 1-е котельное отделения (всего около 845 т воды). Для выравнивания дифферента не откачивалась вода в артпогребах № 3 и № 4, погребе боевых зарядных отделений торпед (всего около 167 т). Общее количество воды в затопленных помещениях «Ташкента» не превышало 1 000 т, а остойчивость лидера вполне позволяла ему совершить переход из Новороссийска в Поти. К моменту окончания работ, водоизмещение «Ташкента» составляло 5180 т, осадка носом 6,7м, кормой 4,4 м. Удалось также восстановить рулевую машину, корабль дополнительно обеспечили водоотливными устройствами: мотопомпой (производительностью 200 т/ч) и ручным насосом (300 т/ч) - на верхней палубе, мотопомпой (300 т/ч) - на полубаке по правому борту; восстановили эжектор (150 т/ч) во 2-м котельном отделении. Дополнительно на корабль погрузили 40 бревен, 100 клиньев и полтонны цемента марки «500». В поврежденных отсеках установили наблюдательные посты." [Лидер Черного моря, Айзенберг Б.А., Костриченко В.В.]
таким образом при условии тихой погоды и волнении моря не более 3 баллов лидер способен был добраться до Поти своим (не более 12 уз) ходом. 12 узлов - это более 20 км/ч, на минуточку.
а дальше опять начинается чертовщина.
ночь с 1 на 2-е была тихая - моросил мелкий дождь, утром небо еще не полностью очистилось от облаков. дул северо-восточный ветер силой 1 балл, волнение моря не превышало 2 баллов.
идеальные условия для того, чтобы НЕМЕДЛЕННО увести корабль. но НЕТ.
кроме невнятного бормотания о якобы прогнозе на ухудшение погоды (интересно, а бывает ли погода хуже, чем когда с неба выпадают осадки в виде авиабомб?), называется и еще одна (и думается мне - настоящая) причина - ожидалось, что 2 июля лидеру будет вручен гвардейский флаг, а экипажу - государственные награды.
далее следует версия со слов очевидцев, опрошенных автором книги "Лидер Черного моря" Костриченко. по всему можно сказать человека серьезного - на его счету немало других книг флотской тематики справочного характера. и со свидетелями у него разговоры были судя по всему в 90-е, когда еще многие были живы, и говорить стало уже вроде как можно.
а рассказывали вот что - весь экипаж лидера, свободный от вахты, был построен на пирсе у левого борта корабля. ждали приезда маршала С.М.Буденного, который и должен был лично вручить награды, а кораблю - гвардейский флаг. рядом на пирсе построили и часть экипажа эсминца «Бдительный». время перевалило за 11 ч когда показалась машина с маршалом и сопровождающими. прибывшему на причал Буденному якобы доложили о приближающемся налете германской авиации, но он не воспринял серьезность положения и не дал указания объявить воздушную тревогу. чтобы ничто не мешало ему вручить награды и успеть возвратиться в ставку фронта.
но нет. внезапно посыпались бомбы - причем первая разорвалась прямо на пирсе и осыпала землей лидер, его экипаж и автомашины с маршалом и сопровождавшими. тут же и корабль получил два прямых попадания авиабомб: в носовое машинное отделение и в кормовую часть. взрывом бомбы торпедный аппарат № 1 отбросило за элеватор. через 40 с после прямого попадания лидер затонул у причала № 3.
а теперь - взгляд с другого ракурса, и сильнейший аргумент в пользу этой версии.
как известно по совершенно другой линии, именно в тот день, 2 июля, на борту «Ташкента» размещалась группа журналистов и радиокомментаторов для освещения церемонии награждения. некоторым не хватило места на борту «Ташкента» и, к их большому неудовольствию, поселили в помещениях портовых зданий. среди них оказался и известный футбольный комментатор В.С.Синявский, что спасло ему жизнь; после подъема погибших его пригласили на опознание коллег-журналистов.
в таком ключе создание дистанции между гостеванием Буденного и гибелью «Ташкента», разнесение их по времени как можно дальше более чем понятно - гибель корабля и людей целиком на его совести. его и пропагандонов, устроивших свое идиотское шоу.
This entry was originally posted at
https://realwired.dreamwidth.org/314437.html