Они сражались за родину

Oct 04, 2010 02:52

В последнее время я несколько увлеклась идеей издания документального сборника об Иосифе Трумпельдоре (1880-1920), одном из отцов-основателей государства Израиль и Армии обороны Израиля.

О месте рождения которого (1880) ,  - я так думаю, - даже не зная, можно было бы догадаться,  - настолько оно в нем сказалось.
-   Трумпельдор соединил в себе все качества Оси , Кисы и Бени, сбиравших там деньги за вход в Провал, и  на ремонт Провала, -  с гусарскими замашками Печорина , и  с горячностью   норовистой породистой лошади, которую, помнится, там , на водах,  выменяли на чеченскую княжну  - невинноубиеную  Беллу,  - а также и парусом одиноким, который белеет в море голубом, 
- Это место, где он родился -  город Пятигорск.

Он был феерическая личность, сущий флибустьер и пират-флинт,  хотя   не одноногий, согласно законам жанра, - а однорукий.
В противоположность сказанному "да пусть отсохнет моя рука, если я забуду тебя, Иерусалим"  -  с  левой рукой   его все же   случилась  некоторая неприятность, хотя Иерусалим он  и не забывал.

Его друг Зеев Жаботинский в книге "Сказание о полку" http://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/slovo2.html описывает Трумпельдора  как невысокого роста,  худенького молодого человека, очень скромного,  несколько зануду, и размерено  говорящего тихим голосом, с коротко стриженными светлыми волосами ежиком, в безупречных рубашках с отутюженными воротничками, в комнате которого всегда царил некий идеальный  и стерильный порядок - ни бумажки, ни соринки.
Его рукописи и анкеты, обнаруживаемые в архивах и сети -   насколько я рассмотрела, - это исключительно аккуратные и каллиграфические листы, как это свойственно хроническим отличникам, - или, даже, - я б сказала, -  тошнотно правильным девочкам- отличницам.

После японской войны, фронтов и окопов, штыковых атак, после японского плена, юридического факультета Петербургского универа ( а это учебное заведение,  - я замечаю, - в традиции среди  всяческих модернизаторов , и отцов различных наций), после  создания и командования боевым  "Отрядом погонщиков мулов",  после турецкого плена,  затем Лондона, где он провидчески тусил именно в районе стадиона футбольного клуба "Челси" (опять же ,  -  как я замечаю,  - с тех пор сильно популярного среди некоторых  отдельных русских евреев), после  участия в русской революции вместе с Керенским, и т.д и т.п., - Трумпельдор решил тряхнуть стариной.
- Причем стариной 2-х тысячелетней давности,  - а именно, -  он решил создать заново древнее еврейское государство .

Ну что ж,  - Сказано - сделано, чего  уж там мелочиться и тянуть резину.
Всем ведь хорошо известно, что  именно нужно предпринять, если ты хочешь создать или разрушить какое-нибудь  государство, перекроить карту мира - ( это, только в 20-м веке, по стопам Трумпельдора, знал, напр.,  и предприимчивый  тов. Сталин,  создавая в Ялте свое ООО совместно с Рузвельтом и Черчилем,  это знал и  внештатный  ГКЧПист , известный как Форосский отшельник, - тов.Горбачев), - понятно, что  для этого нужно прежде всего приехать в Крым.

Таким образом, Трумпельдор объявился в Симферополе, в 1919-м,  и  вслед за ним и вместе с ним в Крым переместился весь центр  сионистского движения.
Он образовал там место сбора и  действующую перевалочную базу, куда со всех концов съезжались будущие поселенцы-репатрианты, он в Крыму формировал из них организованные группы, будущие кибуцы, и отправлял  их кораблями  из Крымских портов, благодаря достигнутому  им взаимопониманию  с ген. Деникиным и  ген. Слащевым, - в Палестину.
( Причем. первоначальный  его план был  еще головокружительней - создать в Крыму военный отряд  евреев и прорываться  рейдом через фронты гражданской войны , сквозь  Антанту, через Кавказ и Турцию ,с боями , - в Израиль. )

Уплыл  он туда и сам, из Ялты, жил в одном из первых кибуцев, и вскоре погиб в перестрелке с арабами (1920).
Сказав перед смертью  свою историческую фразу, ныне высеченную в мраморе на памятниках Трумпельдору, в музеях ему посвященных и музеях его имени, воспроизведенную в сотнях публикаций, статей и учебников -
: "Тов ламут бе-ад арцену" ("Счастлив тот, кто умирает за родину").

Которую он , скорее всего,  в реальности произнести просто не мог - не только потому, что если ты, будучи  русской армии фронтовым солдатом и офицером, вдруг  внезапно получишь  пулю в живот, то, скорее всего, -  скажешь нечто значительно менее патетичное и печатное.

В дискуссии по этому поводу ( http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=10829 ),  один из ее участников  исключительно верно - и драматургически , и эмоционально точно, -  замечает, что вероятней представить, что Трумпельдор,  да будь он хоть трижды еврей и сионист, -  все же,  скорее всего, -  в этот момент вспомнил не родину, а  маму, причем не свою.

Но , кроме того, Трумпельдор, кажется. попросту не знал иврит, чтоб  экспромтом завернуть на нем такую лихую грамматическую конструкцию.
Впрочем, это, возможно был  и не экспромт, а   его эффектная домашняя заготовка " на случай". А тут просто как раз  этот случай для ее произнесения   кстати и подвернулся. Удачный.
В этой же дискуссии мне показалось резонным замечание одного из ее участников ( не лишенное иронии по отношению к собеседникам)-

"Трумпельдор был образованный человек и учил, должно быть, в школе латынь.
Так вот, если кто не знает, есть такой "крылатый латинизм": "Dulce et decorum est pro patria mori", что означает - "сладко и почетно умереть за отечество".
Трумпельдор всего-лишь перевел эту фразу (насколько он мог) на иврит. "


Словом, мне захотелось проследить, занудно, -  по фактам и  по документам эту жизнь, которая тянет не то чтоб на  только один авантюрный роман, а на целую серию     с названием, скажем, - " Библиотека приключений и фантастики".
По наивности, мне представлялось, что найти  первоисточники и подлинные  фото и документы Трумпельдора,  и расположить их в хронологическом порядке, при таком обилии книг о нем, а также музеев, площадей и улиц его имени, и пр.,  - это неделя времени в хорошей библиотеке.

Ничуть не бывало. Во всяком случае - решить эту проблему враз, методом марш-броска , то есть в стиле самого Трумпельдора, - не удается.
Неясно, где же находится систематизированный архив Трумпельдора, если таковой вообще существует в природе в систематизированном виде.
Я, кстати, была бы признательна, если кто мне поможет в этих моих поисках).

Вот, напр., любезный ответ, который я получила из Ленинки на мой запрос -

" Добрый день ...!
По каталогам РГБ числятся:
1. Трумпельдор, Иосиф
..., Гехолуц, его сущность и ближайшие задачи. С прил. проекта Устава и анкеты / И. Трумпельдор.- Пг. : Тип. акц. общ. Кадима. 1918.- 16 с.
Шифр хранения: ДСП
2. Белоцерковский Д.
Жизнь Иосифа Трумпельдора: Воспоминания; Рубинштейн Р. Трумпельдор в дни революции.- Берлин, 1924. - 143 с.
Шифр хранения: С/А 2559

Информация из Ин-та:
Сионизм: ЖизньТрумпельдора
http://shaon.livejournal.com/94013.html
http://shaon.livejournal.com/94245.html

К сожалению, дальнейший поиск не может быть выполнен в рамках Виртуальной справочной службы, поскольку требует сложного библиографического поиска и определенных затрат времени. Рекомендуем Вам обратиться для консультации в отдел Справочно-библиографического обслуживания (СБО): sbo@rsl.ru, где, возможно, Ваш запрос будет выполнен на платной основе в соответствии с Прейскурантом платных услуг РГБ http://www.rsl.ru/ru/s4/s163/s330/d1969/

С уважением, гл. библиограф Т. Алякина "

Упомянутый здесь господин Шаон, shaon., он же -  известный историк и публицист Алекс Шульман,  очерк которого  в интернете рекомедует мне госпожа  Т.Алякина ( и этот очерк, - она права , -   и в самом деле лучший , и  это одно  из немногих последовательных  жизнеописаний Трумпельдора), -  он посоветовал мне обратиться в Центральный Сионистский архив в Иерусалиме, обещав свою помощь в переговорах  с архивом по этому поводу и  в разысканиях.

Словом, пока что  - темна вода во облацах.
Я надеюсь на результативность этих усилий, и, я  повторю, - была бы благодарна за любую помощь, консультации, информацию   и содействие.

Но есть одно, что определенно  вообще никак  не освещено и вообще никем  не исследовано -  это краткий, но ключевой период пребывания и деятельности Иосифа Трумпельдора в Симферополе, Крым, в 1919 году.

А  вот именно этот эпизод 1919 года ,  казалось бы проходной,  - это, очевидно,   и есть тот самый поворотный момент, когда и человек  Трумпельдор выполнил свою личную  жизненную миссию, и  это - тот самый  момент когда, виртуально, им уже было создано государство Израиль и Армия ЦАГАЛ., заложен первый камень.
Все дальнейшие события - просто развитие, осуществление  и воплощение этого проекта - их овеществление.  Но первый колышек, реперная точка отсчета, - был реально забит именно тут, и  ровно в этот момент.
Я не знаю как это точно определить - точка бифуркации? Портал?

Какие именно свойства Крыма (что означает - перекоп, переход) , и какие свойства города Симферополя, что означает город-собиратель, и город-перекресток ( перекресток и путей пространственных, и различных процессов  истории),  - какие именно свойства заставляют его, в различные контексты и эпохи,  по разным  разрозненным поводам, но неизменно  именно это место - раз за разом оказываться местом перелома  самых разных процессов, в том числе -  местом зарождения внешне несвязанных,  значительно пространственно и временно удаленных глобальных событий и последствий?

Поэтому  я попросила  нескольких крымских историков, если можно, -  осветить тему, и собрать в крымских архивах материалы об этом эпизоде истории города, которые бы свелись к обстоятельному очерку :  либо "Трумпельдор в Симферополе в 1919 году", либо "Симферополь  1919 года, где был Трумпельдор".

В одной из таких бесед, -  с историком Дмитрием Борисовым,  Директором музея Первой гимназии, - выяснилось. что он недавно написал  как раз очерк о  двух связанных с Симферополем героях -  о Трумпельдоре и  о комиссаре Ефиме Фомине ( 1909 - 1941), -
Фомин именно в Симферополе и жил,  и  здесь сформировался как военный командир, и ровно отсюда (с кратким заездом в Харьков), уехал. Чтобы совершить то, что он совершил - организовал и возглавил оборону Брестской крепости.
Очерк язвительного  г-на Д.Борисова  об этих двух евреях  назывался " Они погибли за Родину", -  только, посудите -  один из них, Трумпельдор, за одну родину, а второй, Фомин, - за другую.

И вот, рассказали мне мои друзья, которые обсуждали с г-ном Д.Борисовым план дальнейших архивных поисков, - Дмитрий вдруг задумался,  и вертя в руках  не то вилку, не то рюмку ( дело происходило , естественно, в каком-то  симферопольском кафе), сказал -

-  "а что, собственно, вообще-то  говоря, заставило всех этих Врангелей и Деникиных , всю белую кость, - валить из Севастополя почему-то в какую-то богом и людьми забытую  Турцию, в Галлиполи,  с последующим прозябанием и  работой таксистами и парижскими клошарами, - если уж у них был рядом такой замечательный  и проверенный боевой товарищ Трумпельдор?  С его внятной и исторически обусловленной программой?
Могли же ведь свалить целенапрвленно сразу в Святую землю.
Представьте, - хасиды с пейсами и с Трумпельдором во главе,  строят Израиль и свои кибуцы, -  под защитой эмигрировавшей туда же в полном составе , т.е. с  лошадьми, княгинями, профессорами, гувернантками и камердинерами , с банкирами и пр., - русской Белой армии... Набоков - отец и сын - пишут романы и речи о борьбе с арабами. Хаджонков снимает об этом фильмы... на деньги Терещенко.
Вот это был бы исход!.. он же и паломничество.
Нет?.. И  тогда было бы что о них сказать хорошее - помогли хоть евреям в хорошем деле.
А что - они ведь тоже сражались за Родину..., за Русь святую."

Посмеялись, и принялись дальше обсуждать проблемы методологии архивных поисков и источниковедения.

А я - в восторге. 
Посудите , как выглядели  б лапотные,  с кликушами и каликами,   истинно русские  крестные ходы исключительно на  месте  событий -  прям по месту самого крестного хода  - на Виа- Долороса в Иерушалаим,  и  крещенские купания не в  каких-то там  условных "иорданях" - а в Иордане, и  предствьте как звучали бы  официальные Ноты и послания, из столицы ея, Святой Руси,  т.е. из  Тель-Авива,  - от  Верховного Правителя России ген. Врангеля, и, заверенные Синедрионом и его председателем раби  Жаботинским, а также - пусть он живет до 120-ти! - патриархом Тихоном, -  к  этим жалким узурпаторам  в провинции  Москве - тов. Сталину и Хрущеву. 
Прежде всего, эти петиции содержали бы требования о репарациях  святынь и выдаче из Третьяковки иконы "Троица" Андрея Рублева,  необходимой для крестных ходов, на том хотя бы оснавании, что на ней изображен маврийский дуб и пейзаж Хеврона, и сцена того обеда, за столом, где праотец наш Абрагам пообедал с ангелами, явившимися  в Хеврон сообщить ему радостную новость о предстоящем рождении  сынишки Ицхака.

Представьте парад  Белой  Армии ЦАХАЛ  и военно-морских частей им Георгия Победоносца, с хоругвями, - у подножия Масады, который принимает старенький Трумпельдор, совместно с уже давно обрезанным, перешедшим в  иудаизм  стареньким адмиралом Колчаком, с  седыми пейсами, вьющимися по ветру,   и  с  их  лирической героиней  и подругой юности -  поседевшей Сонькой -Золотая- Ручка  с брильянтами на ее морщинистой шее.

Весь кронштадский мятеж,  все староверы, семейство Романовых , эмир Бухарский, Рахманинов и Шаляпин, Анна Павлова и академик Павлов, и вся антоновщина - все  дружно эмигрируют и переплывают в Хайфу.
Туда же  безоговорочно принимают и  все проф. и философские   пароходы.,  всех соловецких ссыльных и узников совести.
Известный литературный  и театральный критик, малороссийский журналист Шимон Петлюра пишет рецензии  на очередной концерт Хора Турецкого, недостаточно хорошо, по его мнению, исполнившего " Отче наш"., http://www.youtube.com/watch?v=DTMB40iwoH8&feature=player_embedded
Гимназистки румяные, от морозца чуть пьяные,  из Бат-Смольного,  в воздух чепчики бросали , вот такие -http://www.tznius.com/cgi-bin/tying.pl, и аплодируют   традиционным парадам  корнета Оболенского и поручика Голицына, одевших кресты и шестиконечные ордена на Хануку, - которые парадным маршем проходят  на бульваре Бен-Иегуда., он же -  Бат -Нью- Невский проспект, плавно переходящий в  Бен- Цви -Тверская. onoff49.livejournal.com/175888.html

По-моему, рядом с такой фантасмагорией  роман  "Остров Крым"  В.Аксенова просто отдыхает))).

Пе ЭС.
Однако.
Есть кое что, неизменное,  -  и оно,  согласно одной популярной в  истинно русской культуре еврейской книжке, которая трактует о константах,  - а именно - книжке "Когелет, т. е. проповедник", - он же - "ЭККЛЕЗИАСТ", -  все   ведь ходит по кругу и   "возвращается на круги своя".
Я так думаю, - это те же яйца, токо в профиль.
Невозможно, чтоб  истинно аристократическая русская вся рафинированная чистопородность, избегнув торжества хама и спасшись от жидокомисаров, - и находясь в самой  Святой Земле -  и вдруг бросила б в беде и оккупации всю окраинную зачморенную Россию, все ея бедненькие москвы, ея  жытомиры и ея питеры,  и избы ветровые, и слезы полныя любви,  и ничего бы не дала ей , России, стонущей под игом, штиблетами и лапсердаками сами знаете кого.

Полагаю. государство Святая Русь в Палестине  им. Георгия Победоносца, бы точно так же, как это происходит и сейчас, - содержала бы , - через  свою службу контр разведки Моссад,   русские самоотверженные  патриотические движения. Т.е. оно  финансировала бы патриотические покушения на  всяких оккупантов типа Чуба, - давая на это деньги  Мироновым и Квачковым. И финансировало бы, обязательно, -  национально-освободительное движение РОД  в Москве , и журнал " Вопросы национализма" с его редактором Крыловым.  И  содержало  бы в ЖЖ сеть агентов- патриотов  типа Соргон-74, Ксения 274 з Одессы, Юнике -о7. Оно финансировало бы   учебник истории проф. Вдовина и Барсенкова , и, также, через своего агента "Карловича" - Сванидзе - компанию по пиару и привлечению внимания к этому изданию....

--а , главное -  уж точно Русское генетически- патриотическое национальное движение из столицы Руси в Свято - Русской земле, города Иерусалима , - точно так же, как и сейчас, финансировало бы  своего агента Эрика Лобаха, посылая ему  каждый шабат шекели, собранные для него у непосильным кибуцным трудом заработавших их хасидов из Меа- Шеарим.
Я даже полагаю. что Эрик Лобах, этот внедренный израильский агент в Москве,  получал бы  и тогда такую же  цдаку и зарплату в Массаде, столько же  серебреников, - сколько  он там получает и сейчас..
Previous post Next post
Up