В последнее время я несколько увлеклась идеей издания документального сборника об Иосифе Трумпельдоре (1880-1920), одном из отцов-основателей государства Израиль и Армии обороны Израиля.
О месте рождения которого (1880) , - я так думаю, - даже не зная, можно было бы догадаться, - настолько оно в нем сказалось.
- Трумпельдор соединил в себе все качества Оси , Кисы и Бени, сбиравших там деньги за вход в Провал, и на ремонт Провала, - с гусарскими замашками Печорина , и с горячностью норовистой породистой лошади, которую, помнится, там , на водах, выменяли на чеченскую княжну - невинноубиеную Беллу, - а также и парусом одиноким, который белеет в море голубом,
- Это место, где он родился - город Пятигорск.
Он был феерическая личность, сущий флибустьер и пират-флинт, хотя не одноногий, согласно законам жанра, - а однорукий.
В противоположность сказанному "да пусть отсохнет моя рука, если я забуду тебя, Иерусалим" - с левой рукой его все же случилась некоторая неприятность, хотя Иерусалим он и не забывал.
Его друг Зеев Жаботинский в книге "Сказание о полку"
http://gazeta.rjews.net/Lib/Jab/slovo2.html описывает Трумпельдора как невысокого роста, худенького молодого человека, очень скромного, несколько зануду, и размерено говорящего тихим голосом, с коротко стриженными светлыми волосами ежиком, в безупречных рубашках с отутюженными воротничками, в комнате которого всегда царил некий идеальный и стерильный порядок - ни бумажки, ни соринки.
Его рукописи и анкеты, обнаруживаемые в архивах и сети - насколько я рассмотрела, - это исключительно аккуратные и каллиграфические листы, как это свойственно хроническим отличникам, - или, даже, - я б сказала, - тошнотно правильным девочкам- отличницам.
После японской войны, фронтов и окопов, штыковых атак, после японского плена, юридического факультета Петербургского универа ( а это учебное заведение, - я замечаю, - в традиции среди всяческих модернизаторов , и отцов различных наций), после создания и командования боевым "Отрядом погонщиков мулов", после турецкого плена, затем Лондона, где он провидчески тусил именно в районе стадиона футбольного клуба "Челси" (опять же , - как я замечаю, - с тех пор сильно популярного среди некоторых отдельных русских евреев), после участия в русской революции вместе с Керенским, и т.д и т.п., - Трумпельдор решил тряхнуть стариной.
- Причем стариной 2-х тысячелетней давности, - а именно, - он решил создать заново древнее еврейское государство .
Ну что ж, - Сказано - сделано, чего уж там мелочиться и тянуть резину.
Всем ведь хорошо известно, что именно нужно предпринять, если ты хочешь создать или разрушить какое-нибудь государство, перекроить карту мира - ( это, только в 20-м веке, по стопам Трумпельдора, знал, напр., и предприимчивый тов. Сталин, создавая в Ялте свое ООО совместно с Рузвельтом и Черчилем, это знал и внештатный ГКЧПист , известный как Форосский отшельник, - тов.Горбачев), - понятно, что для этого нужно прежде всего приехать в Крым.
Таким образом, Трумпельдор объявился в Симферополе, в 1919-м, и вслед за ним и вместе с ним в Крым переместился весь центр сионистского движения.
Он образовал там место сбора и действующую перевалочную базу, куда со всех концов съезжались будущие поселенцы-репатрианты, он в Крыму формировал из них организованные группы, будущие кибуцы, и отправлял их кораблями из Крымских портов, благодаря достигнутому им взаимопониманию с ген. Деникиным и ген. Слащевым, - в Палестину.
( Причем. первоначальный его план был еще головокружительней - создать в Крыму военный отряд евреев и прорываться рейдом через фронты гражданской войны , сквозь Антанту, через Кавказ и Турцию ,с боями , - в Израиль. )
Уплыл он туда и сам, из Ялты, жил в одном из первых кибуцев, и вскоре погиб в перестрелке с арабами (1920).
Сказав перед смертью свою историческую фразу, ныне высеченную в мраморе на памятниках Трумпельдору, в музеях ему посвященных и музеях его имени, воспроизведенную в сотнях публикаций, статей и учебников -
: "Тов ламут бе-ад арцену" ("Счастлив тот, кто умирает за родину").
Которую он , скорее всего, в реальности произнести просто не мог - не только потому, что если ты, будучи русской армии фронтовым солдатом и офицером, вдруг внезапно получишь пулю в живот, то, скорее всего, - скажешь нечто значительно менее патетичное и печатное.
В дискуссии по этому поводу (
http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=10829 ), один из ее участников исключительно верно - и драматургически , и эмоционально точно, - замечает, что вероятней представить, что Трумпельдор, да будь он хоть трижды еврей и сионист, - все же, скорее всего, - в этот момент вспомнил не родину, а маму, причем не свою.
Но , кроме того, Трумпельдор, кажется. попросту не знал иврит, чтоб экспромтом завернуть на нем такую лихую грамматическую конструкцию.
Впрочем, это, возможно был и не экспромт, а его эффектная домашняя заготовка " на случай". А тут просто как раз этот случай для ее произнесения кстати и подвернулся. Удачный.
В этой же дискуссии мне показалось резонным замечание одного из ее участников ( не лишенное иронии по отношению к собеседникам)-
"Трумпельдор был образованный человек и учил, должно быть, в школе латынь.
Так вот, если кто не знает, есть такой "крылатый латинизм": "Dulce et decorum est pro patria mori", что означает - "сладко и почетно умереть за отечество".
Трумпельдор всего-лишь перевел эту фразу (насколько он мог) на иврит. " Словом, мне захотелось проследить, занудно, - по фактам и по документам эту жизнь, которая тянет не то чтоб на только один авантюрный роман, а на целую серию с названием, скажем, - " Библиотека приключений и фантастики".
По наивности, мне представлялось, что найти первоисточники и подлинные фото и документы Трумпельдора, и расположить их в хронологическом порядке, при таком обилии книг о нем, а также музеев, площадей и улиц его имени, и пр., - это неделя времени в хорошей библиотеке.
Ничуть не бывало. Во всяком случае - решить эту проблему враз, методом марш-броска , то есть в стиле самого Трумпельдора, - не удается.
Неясно, где же находится систематизированный архив Трумпельдора, если таковой вообще существует в природе в систематизированном виде.
Я, кстати, была бы признательна, если кто мне поможет в этих моих поисках).
Вот, напр., любезный ответ, который я получила из Ленинки на мой запрос -
" Добрый день ...!
По каталогам РГБ числятся:
1. Трумпельдор, Иосиф
..., Гехолуц, его сущность и ближайшие задачи. С прил. проекта Устава и анкеты / И. Трумпельдор.- Пг. : Тип. акц. общ. Кадима. 1918.- 16 с.
Шифр хранения: ДСП
2. Белоцерковский Д.
Жизнь Иосифа Трумпельдора: Воспоминания; Рубинштейн Р. Трумпельдор в дни революции.- Берлин, 1924. - 143 с.
Шифр хранения: С/А 2559
Информация из Ин-та:
Сионизм: ЖизньТрумпельдора
http://shaon.livejournal.com/94013.html http://shaon.livejournal.com/94245.html К сожалению, дальнейший поиск не может быть выполнен в рамках Виртуальной справочной службы, поскольку требует сложного библиографического поиска и определенных затрат времени. Рекомендуем Вам обратиться для консультации в отдел Справочно-библиографического обслуживания (СБО):
sbo@rsl.ru, где, возможно, Ваш запрос будет выполнен на платной основе в соответствии с Прейскурантом платных услуг РГБ
http://www.rsl.ru/ru/s4/s163/s330/d1969/ С уважением, гл. библиограф Т. Алякина "
Упомянутый здесь господин Шаон,
shaon., он же - известный историк и публицист Алекс Шульман, очерк которого в интернете рекомедует мне госпожа Т.Алякина ( и этот очерк, - она права , - и в самом деле лучший , и это одно из немногих последовательных жизнеописаний Трумпельдора), - он посоветовал мне обратиться в Центральный Сионистский архив в Иерусалиме, обещав свою помощь в переговорах с архивом по этому поводу и в разысканиях.
Словом, пока что - темна вода во облацах.
Я надеюсь на результативность этих усилий, и, я повторю, - была бы благодарна за любую помощь, консультации, информацию и содействие.
Но есть одно, что определенно вообще никак не освещено и вообще никем не исследовано - это краткий, но ключевой период пребывания и деятельности Иосифа Трумпельдора в Симферополе, Крым, в 1919 году.
А вот именно этот эпизод 1919 года , казалось бы проходной, - это, очевидно, и есть тот самый поворотный момент, когда и человек Трумпельдор выполнил свою личную жизненную миссию, и это - тот самый момент когда, виртуально, им уже было создано государство Израиль и Армия ЦАГАЛ., заложен первый камень.
Все дальнейшие события - просто развитие, осуществление и воплощение этого проекта - их овеществление. Но первый колышек, реперная точка отсчета, - был реально забит именно тут, и ровно в этот момент.
Я не знаю как это точно определить - точка бифуркации? Портал?
Какие именно свойства Крыма (что означает - перекоп, переход) , и какие свойства города Симферополя, что означает город-собиратель, и город-перекресток ( перекресток и путей пространственных, и различных процессов истории), - какие именно свойства заставляют его, в различные контексты и эпохи, по разным разрозненным поводам, но неизменно именно это место - раз за разом оказываться местом перелома самых разных процессов, в том числе - местом зарождения внешне несвязанных, значительно пространственно и временно удаленных глобальных событий и последствий?
Поэтому я попросила нескольких крымских историков, если можно, - осветить тему, и собрать в крымских архивах материалы об этом эпизоде истории города, которые бы свелись к обстоятельному очерку : либо "Трумпельдор в Симферополе в 1919 году", либо "Симферополь 1919 года, где был Трумпельдор".
В одной из таких бесед, - с историком Дмитрием Борисовым, Директором музея Первой гимназии, - выяснилось. что он недавно написал как раз очерк о двух связанных с Симферополем героях - о Трумпельдоре и о комиссаре Ефиме Фомине ( 1909 - 1941), -
Фомин именно в Симферополе и жил, и здесь сформировался как военный командир, и ровно отсюда (с кратким заездом в Харьков), уехал. Чтобы совершить то, что он совершил - организовал и возглавил оборону Брестской крепости.
Очерк язвительного г-на Д.Борисова об этих двух евреях назывался " Они погибли за Родину", - только, посудите - один из них, Трумпельдор, за одну родину, а второй, Фомин, - за другую.
И вот, рассказали мне мои друзья, которые обсуждали с г-ном Д.Борисовым план дальнейших архивных поисков, - Дмитрий вдруг задумался, и вертя в руках не то вилку, не то рюмку ( дело происходило , естественно, в каком-то симферопольском кафе), сказал -
- "а что, собственно, вообще-то говоря, заставило всех этих Врангелей и Деникиных , всю белую кость, - валить из Севастополя почему-то в какую-то богом и людьми забытую Турцию, в Галлиполи, с последующим прозябанием и работой таксистами и парижскими клошарами, - если уж у них был рядом такой замечательный и проверенный боевой товарищ Трумпельдор? С его внятной и исторически обусловленной программой?
Могли же ведь свалить целенапрвленно сразу в Святую землю.
Представьте, - хасиды с пейсами и с Трумпельдором во главе, строят Израиль и свои кибуцы, - под защитой эмигрировавшей туда же в полном составе , т.е. с лошадьми, княгинями, профессорами, гувернантками и камердинерами , с банкирами и пр., - русской Белой армии... Набоков - отец и сын - пишут романы и речи о борьбе с арабами. Хаджонков снимает об этом фильмы... на деньги Терещенко.
Вот это был бы исход!.. он же и паломничество.
Нет?.. И тогда было бы что о них сказать хорошее - помогли хоть евреям в хорошем деле.
А что - они ведь тоже сражались за Родину..., за Русь святую."
Посмеялись, и принялись дальше обсуждать проблемы методологии архивных поисков и источниковедения.
А я - в восторге.
Посудите , как выглядели б лапотные, с кликушами и каликами, истинно русские крестные ходы исключительно на месте событий - прям по месту самого крестного хода - на Виа- Долороса в Иерушалаим, и крещенские купания не в каких-то там условных "иорданях" - а в Иордане, и предствьте как звучали бы официальные Ноты и послания, из столицы ея, Святой Руси, т.е. из Тель-Авива, - от Верховного Правителя России ген. Врангеля, и, заверенные Синедрионом и его председателем раби Жаботинским, а также - пусть он живет до 120-ти! - патриархом Тихоном, - к этим жалким узурпаторам в провинции Москве - тов. Сталину и Хрущеву.
Прежде всего, эти петиции содержали бы требования о репарациях святынь и выдаче из Третьяковки иконы "Троица" Андрея Рублева, необходимой для крестных ходов, на том хотя бы оснавании, что на ней изображен маврийский дуб и пейзаж Хеврона, и сцена того обеда, за столом, где праотец наш Абрагам пообедал с ангелами, явившимися в Хеврон сообщить ему радостную новость о предстоящем рождении сынишки Ицхака.
Представьте парад Белой Армии ЦАХАЛ и военно-морских частей им Георгия Победоносца, с хоругвями, - у подножия Масады, который принимает старенький Трумпельдор, совместно с уже давно обрезанным, перешедшим в иудаизм стареньким адмиралом Колчаком, с седыми пейсами, вьющимися по ветру, и с их лирической героиней и подругой юности - поседевшей Сонькой -Золотая- Ручка с брильянтами на ее морщинистой шее.
Весь кронштадский мятеж, все староверы, семейство Романовых , эмир Бухарский, Рахманинов и Шаляпин, Анна Павлова и академик Павлов, и вся антоновщина - все дружно эмигрируют и переплывают в Хайфу.
Туда же безоговорочно принимают и все проф. и философские пароходы., всех соловецких ссыльных и узников совести.
Известный литературный и театральный критик, малороссийский журналист Шимон Петлюра пишет рецензии на очередной концерт Хора Турецкого, недостаточно хорошо, по его мнению, исполнившего " Отче наш".,
http://www.youtube.com/watch?v=DTMB40iwoH8&feature=player_embedded Гимназистки румяные, от морозца чуть пьяные, из Бат-Смольного, в воздух чепчики бросали , вот такие -
http://www.tznius.com/cgi-bin/tying.pl, и аплодируют традиционным парадам корнета Оболенского и поручика Голицына, одевших кресты и шестиконечные ордена на Хануку, - которые парадным маршем проходят на бульваре Бен-Иегуда., он же - Бат -Нью- Невский проспект, плавно переходящий в Бен- Цви -Тверская.
onoff49.livejournal.com/175888.html По-моему, рядом с такой фантасмагорией роман "Остров Крым" В.Аксенова просто отдыхает))).
Пе ЭС.
Однако.
Есть кое что, неизменное, - и оно, согласно одной популярной в истинно русской культуре еврейской книжке, которая трактует о константах, - а именно - книжке "Когелет, т. е. проповедник", - он же - "ЭККЛЕЗИАСТ", - все ведь ходит по кругу и "возвращается на круги своя".
Я так думаю, - это те же яйца, токо в профиль.
Невозможно, чтоб истинно аристократическая русская вся рафинированная чистопородность, избегнув торжества хама и спасшись от жидокомисаров, - и находясь в самой Святой Земле - и вдруг бросила б в беде и оккупации всю окраинную зачморенную Россию, все ея бедненькие москвы, ея жытомиры и ея питеры, и избы ветровые, и слезы полныя любви, и ничего бы не дала ей , России, стонущей под игом, штиблетами и лапсердаками сами знаете кого.
Полагаю. государство Святая Русь в Палестине им. Георгия Победоносца, бы точно так же, как это происходит и сейчас, - содержала бы , - через свою службу контр разведки Моссад, русские самоотверженные патриотические движения. Т.е. оно финансировала бы патриотические покушения на всяких оккупантов типа Чуба, - давая на это деньги Мироновым и Квачковым. И финансировало бы, обязательно, - национально-освободительное движение РОД в Москве , и журнал " Вопросы национализма" с его редактором Крыловым. И содержало бы в ЖЖ сеть агентов- патриотов типа Соргон-74, Ксения 274 з Одессы, Юнике -о7. Оно финансировало бы учебник истории проф. Вдовина и Барсенкова , и, также, через своего агента "Карловича" - Сванидзе - компанию по пиару и привлечению внимания к этому изданию....
--а , главное - уж точно Русское генетически- патриотическое национальное движение из столицы Руси в Свято - Русской земле, города Иерусалима , - точно так же, как и сейчас, финансировало бы своего агента Эрика Лобаха, посылая ему каждый шабат шекели, собранные для него у непосильным кибуцным трудом заработавших их хасидов из Меа- Шеарим.
Я даже полагаю. что Эрик Лобах, этот внедренный израильский агент в Москве, получал бы и тогда такую же цдаку и зарплату в Массаде, столько же серебреников, - сколько он там получает и сейчас..