Заявление Виктора Бондаренко - мецената, куратора, почетного члена Российской академии художеств, владельца одной из крупнейших мировых коллекций современного искусства, часть которой представлена на выставке «Русский Нью-Йорк» - о ситуации, сложившейся на фестивале «Белые Ночи в Перми»
В последние годы участились попытки цензурировать выставки современного искусства со стороны воинствующих ретроградов и идущих у них на поводу некоторых представителей власти. Буквально на днях «цензоры» опять активизировались и пытаются всеми способами помешать проведению выставок в рамках фестиваля «Белые ночи в Перми» - в частности, персональной выставки Василия Слонова, выставки группы «Новый Барбизон», инсталляции Сергея Каменного «Российское Барокко» и проекту «Монстрация в Перми».
Хотел бы заявить в связи с происходящим свою позицию. Она состоит в том, что искусство вообще и современное искусство в частности являются авангардом человеческой культуры, залогом развития современной цивилизации, которая построена на идеях прогресса, эмпирического знания, научного подхода к реальности, свободе совести, слова и мнений. Современное искусство - это своеобразная культурно-антропологическая лаборатория, в которой и художники, и зрители добровольно ставят себя в ситуацию риска. Да, оно может провоцировать разные чувства, иметь разные последствия - как для своих создателей, так и для тех, кто знакомится с их произведениями. Однако без риска невозможно достичь ничего нового. Без нового же лишается смысла само существование искусства, культура погружается в ситуацию застоя. Где, как не в искусстве новое впервые может заявить о себе? Ведь территория музея, территория галереи - это маркированная территория, специально ограждённая от остальных сегментов культуры и общества (таких как школа, массовая культура или классика, например).
В течение XX столетия мы пережили культурную катастрофу 1917 года, когда было нарушено нормальное развитие российской культуры. Лишь в конце истекшего века нам удалось избавиться от её последствий. Казалось, свободу творчества больше не ограничивают ни партноменклатура, ни нормирование со стороны авторитарного государства. И вот теперь, вместо того, что поддерживать и далее этот режим свободной творческой конкуренции между разными направлениями современной культуры, нам в очередной раз предлагают «ручное управление».
Можно констатировать только одно. Современное изобразительное искусство является одним из немногих живых островков высокой, творчески свободной культуры в сегодняшней России, ситуация в которой стремительно архаизируется, воспроизводя реалии эпохи феодализма и сатирические образы Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Одним из тех, кто последовательно отстаивал свободу творчества и интересы художника все эти годы в России, является мой давний друг и соратник по многим арт-проектам Марат Гельман. Его просветительская деятельность в различных регионах страны и, прежде всего, в Пермском крае вызывает неприятие у тех представителей власти, которые ещё вчера в кожанках НКВД отлавливали и казнили священников, а сегодня как по команде обернулись в ревнителей православия и «традиционных ценностей». Не потому ли они так ненавидят Гельмана, что его проекты несут луч света в тёмном царстве мракобесия? Что фестивали и выставки, которые он организует, пробуждают независимое мышление, способность анализировать реальность, всё подвергать сомнению, искать, находить и удивляться новому? Именно таких людей боятся те, кто хотел бы вернуть нас в эпоху феодализма, к крепостной зависимости от директив, спускаемых сверху; те, кто хотел бы видеть вокруг себя (а желательно под собой) не граждан, а безвольную толпу холуёв и холопов.
Если мы не хотим, чтобы мечты возродившихся деспотов осуществились, давайте поддержим Марата Гельмана и в его лице настоящее и будущее современного российского искусства.
Давайте вспомним, что цензоры-мракобесы всегда распинали тех, кто открыто провозглашал «возлюби врага своего» или сажали в тюрьму тех, кто утверждал, что «Земля вертится». …И она, несмотря на все их потуги, вертится.