Итак, побывал я на сем мероприятии
https://proizvodstvobudushchego.ru Впечатления... в принципе все, как я и ожидал.
Люди собрались приятным междусобойчиком, чтобы освоить бюджеты и отчитаться в активности публичных мероприятий. Было сказано много забавного, например с удручающей регулярностью пели осанну "Задаче трех тел", объявляя ее суровой научной фантастикой (что уже в принципе охарактеризовало степень понимания вопроса участниками).
Представитель ИРИ рассказывал, как хорошо они заказывают богатый и разнообразный конь-тент образа будущего, а я превозмогал хулиганское желание публично спросить, что представитель думает насчет "Смуты" и спонсирует ли ИРИ образы будущего так же как игросодержащий продукт. Но я был стоек и сдержал души непрекрасные порывы.
Также мы узнали, что в России мало фантастики светлого будущего потому, что мы десятилетиями "участвовали в либеральном проекте", благодаря чему разрушались основы вкупе с историческими идеалами. Я опять же порывался спросить, как "либеральность" помешала авторам "Семиевия", "Слепоты", "Аве Марии" и проч. Но опять же сдержался.
Нам рассказали, как из контента создавать камертон, и что необходимо научиться каскадировать бестселлеры, объединяя поколения. Не спрашивайте, что это значит...
Белым пятном на всем этом благолепии взаимного поглаживания смотрелся представитель Бомборы, который неожиданно просто и прямо сказал, что НФ как таковой в России нет по простой и очевидной причине: продается трудно и мало, издатель не заказывает, автор, соответственно, не пишет. Прям уважаю.
В финале я таки не выдержал, громко вопросил, можно ли сказать пару слов собственно "человеку с земли", то есть автору, непосредственному создателю контента, о дефиците которого собственно все так печалятся. Дорвался до микрофона и немного испортил благостную атмосферу (экий забавный каламбур получился, однако). Но самую малость и чуть-чуть, потому что отвратительная действительность преисполненную благости общественность не интересовала :-)) Собственно представительница РосАтома (которая чуть ранее призывала писать о великих подвигах науки и атомной отрасли) мне сказала прямо, что она понятия не имеет, как озвученные мной вопросы могут/будут решаться, однако наверняка кто-нибудь из какой-нибудь рабочей группы этим займется.
Ну а я еще раз повторю развернуто то, о чем не раз писал и то, что в краткой версии изложил конференционным фантазерам.
Итак, в РФ здоровой фантастики светлого будущего и технологическго прорыва НЕТ. И НЕ БУДЕТ. Потому что:
Предположим, я до крайности впечатлился услышанным на конференции. Я искренне поверил, что ныне в РФ востребована оптимистическая технологическая фантастика и образ побеждающего будущего. И, соответственно, достал из ящика несколько идей еще от 2016 года, решив писать о том как РосАтом штурмует ближний космос и испытывает самоходные реакторы в Арктике (в стиле "72 градуса ниже ноля")...
Что же будет дальше?..
Если мне очень повезет, и я сразу найду годных консультантов, которые согласятся исчерпывающе и оперативно меня просвещать, эта работа займет у меня примерно год. И только потому, что я разведен, сын уже взрослый, и я могу позволить себе невозбранно транжирить здоровье по вечерам и ночам, после работы. А так то лучше сразу закладываться на 1.5-2 года. Но мечтать так мечтать, пусть будет один.
А затем я с гордостью презентую свой эпический труд в Эксму. Если я неопытный автор, то с оптимизмом отправлю книгу в "самотек" через электронную форму. Где книга скорее всего просто исчезнет, словно камень в омуте. Мы ведь помним, что несмотря на все обещания Капьева, система приема и оценки рукописей в эксме не работает. Это сегодняшний скриншот:
Кстати, знаете, что самое забавное? У Капьева есть телеграм-канал (публичный, поэтому я с чистым сердцем выношу скриншоты). В апреле сего года я ему напомнил обещания давно минувших лет. И...
Надо ли говорить, что за выходные вопрос не решился?.. И годнота повалила просто селевым потоком.
Но даже если книга не окажется в печальном списке "30 рукописей", наши издатели, как я не раз писал, в т.ч. и с цитатами,
самотек (то есть свою непосредственную работу) не любят и всеми силами стараются его игнорировать.
"Даже если забыть, что это бот или бесправный младший редактор написал, то 11 минут [на рассмотрение рукописи] - вполне себе нормально. Можно сказать - возились и всесторонне оценивали, терзались сомнениями. И это если рукопись была прислана, например, после предварительных переговоров. А если просто самотёком автор ее запулил, в стиле "вот я написаль!" - то о чем вообще разговор... и пары минут хватит на "к сожалению"... если автор сваял текст без прицела под серию и начинает его веерно рассылать, то он обречен" (с)
Так что мне нужно будет каким-то образом найти контакт какого-нибудь ответственного лица и заслать книгу непосредственно ему.
И вот, перепрыгнув все эти барьеры... я обнаружу, что мне совершенно не рады. Ведь я МТА, а как мы помним, "когда раскрутитесь, тогда и приходите". Зачем издательству автор, который не приводит за собой покупающую аудиторию, а наоборот, претендует на то, что издателю придется работать, продавая книги самому? Тем более, что издатель понятия не имеет, как продавать НФ. Ведь главный вопрос сбыта: "на что это похоже?", и честный ответ "фантастический производственный роман" - вернейший способ сразу зарубить все перспективы. От меня в свое время потребовали сменить название "Война конвейеров", чтобы читатель, не дай бог, не подумал, что тут речь о чем-то производственно-прозаическом.
И вот, если я не сдохну и не сломаюсь в процессе, если книга не пропадет в самотеке, если я смогу пропихнуть ее непосредственно какому-нибудь редактору и если тот по какой-то причине решит рискнуть..., после всех этих прыжков с бубном - что же я получу в итоге? Тираж в 1.000 экземпляров или меньше, сейчас уже скорее меньше. И 30.000-40.000 денег, причем не самих денег. а обещание оных, потому что гонорары нынче платят через "роялти", которые я буду получать год, два, три... или вообще не получу без суда. И нет, я не пропустил нолик, как часто думают люди, несведущие в нынешнем состоянии издательского дела в РФ. 20-30 рублей с книги - это стандарт и норма.
Ту самую тысячу тиража распродать конечно же не сумеют, книгу сунут на полку "с фантастикой", где она тихонько полежит и в итоге отправится на мусорные склады. То есть указанные 30-40 тыщ это светлая мечта, итоговый гонорар окажется существенно меньше.
Аминь...
Конечно, я как прогрессивный современный автор могу вспомнить, что "интернет предоставляет огромные возможности для распространения, автору больше не нужен жадный издатель, эти семеро дармоедов с ложкой" и прочие благоглупости. Поэтому я к издателю не пойду, я гордо выложу книгу сразу на АТ. Если я совсем подкованный и сначала почитаю писания мудрых людей, то даже вкину несколько сот тысяч в рекламу на ВК.
С тем же результатом. Впрочем, об этом лучше меня
написал Иевлев. Впрочем тут надо создавать отдельный большой текст о специализации лит.платформ, проблемах "сарафана" в Росии эт цетера. Так что можете просто поверить мне на слово. Ну или не поверить :-))
И вот, после всего этого, я, будучи человеком здравомыслящим, способным критически осознавать действительность, а также извлекать какие-то уроки из жизненных событий, задумаюсь: а ведь за тот же самый год я мог бы написать три, а то и четыре книги в востребованном жанре. И это будет во много раз более щадяще для ума/тела, потому что писать я буду по жестко обозначенным шаблонам, которые давно проверены и коммерчески выверены. И каждая из этих 3-4 книг принесет мне, скажем дипломатично, денежек кратно больше чем издательские роялти, только сразу, так сказать онгоингом, а не "когда-нибудь, после того как подобьем бухгалтерию и посчитаем возврат непроданных экземпляров". А уж славы и почета - тем более.
Если же брать более реалистичные сроки, то есть два года, то книг будет уже 6-8.
Вот и все.
Написание серьезной, научно и технически выверенной фантастики - не просто труд. а труд каторжный. Потому что, например, нельзя взять и написать как атомный космолет "Цесаревич" покорит космос во славу матушки-России. Для начала надо будет придумать - а зачем это вообще нужно, чтобы вся книга не утонула от одного простого вопроса: "каков практический смысл строительства атомного тягача на ближайшие четверть века, что мы будем на нем возить, да еще с прибылью, оправдывая запредельную стоимость ввода в эксплутацию". То есть автор фактически должен разобраться в целом наборе смежных тем и на хорошем понятийном уровне. А продается НФ тяжело, ее надо рекламировать, распространять, в конце концов делать просто модной. И чтобы создать отечественную фантастику-утопию (в хорошем смысле слова) как процесс, как явление, а не эпизодические вспышки одиночек-подвижников, нужно организовывать совсем другие мероприятия и задавать совсем иные вопросы.
И вот я смотрю на очередное сборище, где стильные, хорошо одетые дяденьки и тетеньки прожектируют, обмениваясь пустыми словами о "каскадировании бестселлеров"... и отчетливо понимаю его пустоту, бесполезность, тщету. Я вижу, что эти болтуны в красивых костюмах в принципе не понимают, о чем они говорят, да и не хотят понимать, потому что мероприятие - "активность" для отчетности.
Так что, дамы и господа - по-прежнему, как и за много лет до того, хуй нам, а не сильная технофантастика оптимистичного будущего.
И так будет, пока на такого рода сборищах не станут, в конце концов, озвучиваться три простых вопроса.
1.
Как оплачивать работу непосредственно создателей контента. Символично, кстати, что тема "кто же все это будет создавать и как именно?" на конференции не поднималась никак и никем.
2.
Как будет осуществляться постановка ТТЗ и контроль качества, чтобы добиться приемлемого процента полезного выхода. Потому что стоит лишь пройти слуху, что "где-то там дают тенге", и в первых рядах нобигут толпы гениев пера, которые штампуют по 10 книг в год (нет, я не приукрашиваю) и они красиво пообещают вам про светлое будущее писать в том же темпе. Как отсечь агнцев от козлищ? - это большая проблема. И я видел, что получается, когда на нее кладут хер - на примере заявок в серию "СССР-XXI", которые мне довелось в свое время кулуарно почитать. А все потому, что составителю романы были неинтересны, он вообще-то отвечал за направление рассказов. И прекрасная идея, которая могла бы великолепно выстрелить, бесславно умерла в страшных корчах. Не только по этой причине, но и по этой тоже.
3.
Самое главное - как распространять контент.
С 16 года я поучаствовал консультантом и приглашенным автором примерно в 10 лит.проектах (включая интерактивные), которые так или иначе планировали разрабатывать тему детско-юношеского патриотизма, фантастики, исторических приключений. И это были хорошие, серьезные проекты, когда издательства, а то и издательские группы намеревались сделать что-то хорошее, полезное. Я договаривался с авторами, учеными-консультантами, мы планировали "экранизировать" Пенского и Лобина etc. И... все без исключения проекты до реализации не дошли (последний умирвесь уже этой весной). Почему? А потому что есть один скверный и неприятный вопрос: как распространять будем? Вот мы все организуем, заплатим приличные деньги, получим корпус достойных текстов. И?.. Тиражи по 4-5.000 экз., которые уйдут в обычные сбытовые сети, где их начнут продавать типичные сбытовики, морщась и плюясь, потому что "никому не нужный неформат". Без рекламных бюджетов, разумеется. И это будет гарантированный коммерческий провал. Вспоминаем, как Эксма убила "Родину слонов", которая могла бы стать прорывом хотя бы за счет "низовой энергии трудящихся масс", ведь не каждый день пишут хорошую книгу "про чукчей", поэтому северяне готовы были покупать книгу, распространять ее и всячески пиарить, как культурное явление и долгоиграющий проект. Но издателю все это было неинтересно и не нужно.
НФ, серьезные исторические приключения, любая литература, которая требует работы мозга - в принципе имеет хорошую потенциальную аудиторию. Но эта аудитория в процентном отношении очень мала, и до нее нужно достучаться, ей нужно для начала попросту рассказать, какие интересные вещи тут предлагаются. Иначе см. выше - даже гениальнейшая книга пропадет безвестно, ведь о ней никто не узнает. Поэтому современный крупный издатель, формально работая на многомиллионную аудиторию, фактически не в состоянии распродавать даже тысячные тиражи и ждет от авторов, что они сами приведут покупателей. То же самое, кстати, происходит и с буржуинскими издателями, но это уже другая история. И пока у мечтателей о светлом образе будущего нет ответа на вопрос - как донести результат до всех, кто является потенциальным читателем - первые два можно и не задавать.
Вот вам мерило для любых заявок, идей, концептов и конференций. Три вопроса: как платить, как кокнтролировать, как распространять. Не слышите их - можете быть абсолютно уверены, здесь болтают для отчетности, а не решают практические задачи.
Dixi.