Давненько у нас не было обновления в нашей серии "Дар Речи". И вот, специально к выставке, новая книга в этой серии. Одновременно этой книгой мы продолжаем выпуск книг с рисунками Ники Гольц.
Александр Шаров
Волшебники приходят к людям
Иллюстрации Ники Гольц
серия "Дар Речи"
Сказки тем и отличаются от других книг, что их лучше читать так: глаза закрыты, голова - на подушке, а книга - под нею… Только так, по мнению сказочников, можно очутиться внутри истории. А это, поверьте, совсем не то, что наблюдать за событиями извне! Извне, со стороны, можно, листая страницы, удивиться дружбе мальчика Алёши с чёрной курицей, представить, как выглядят улочки Городка в табакерке или почувствовать грусть и одиночество короля Матиуша Первого, оказавшегося на необитаемом острове. Но лишь изнутри можно разобраться в особых законах - тайнах, - благодаря которым истории начинают жить собственной сказочной жизнью. Почему у сказки чаще всего счастливый конец? Откуда в сказочной стране появились необычные существа, которых нет в реальном мире? Как рождается в сказке страх и как он умирает? И главное - почему, как и зачем люди становятся сказочниками или, по мнению писателя Александра Шарова, настоящими волшебниками?
Как сказочником может стать не каждый писатель, а только «человек с детским сердцем», так и книга Александра Шарова будет интересна прежде всего читателю вдумчивому и любознательному, способному почувствовать в этой книге особое, поистине волшебное очарование. Очарование как текста, в котором реальное тесно переплетается со сказочным, так и удивительных иллюстраций Ники Гольц, ярко, образно и в то же время деликатно вплетающей свой голос художника в это необычное повествование.
У этой книги есть подзаголовок: Книга о сказке и сказочниках. Но это не научные размышления, не историко-филологические изыскания, не пересказ биографий. По словам Льва Разгона это «не исследование и не сборник биографий». Автор, Александр Шаров, сам известный сказочник, пересказывая известные (или не очень известные) сказочные истории размышляет о вечном, об истинном и ложном, о правде и вымысле, о храбрости и трусости, о мудрости и глупости и сами сказки лишь отправная точка для рассуждений автора. И сам рассказ о сказках и сказочниках автор превращает в увлекательную сказку.
По мысли автора герои и сказки не случайны, никто кроме Антуана де Сент-Экзюпери не мог написать Маленького принца, а король Матиуш Первый мог родится только в фантазиях Януша Корчака, как отражение его жизни, его стремлений, его идеалов. Автор и его герои связаны воедино, влияя друг на друга.
И талант Шарова как автора, как писателя проявляется в умении суммировать, слить все воедино, удивляя читателя великолепной эрудицией.
У книги очень четкая структура: рассказы-биографии сказочников чередуются с авторскими размышлениями, и именно это мы постарались подчеркнуть в макете книги, отделив разным цветом разные главы.
Это непростая книга. Не ждите красивой сказочной истории, приключений, обычной беллетристики.
Всего выходило несколько изданий этой книги (причем все они с рисунками Ники Гольц), но наше новое издание не является полной копией кого-то предыдущего. Так, в самом первом издании 1974 года авторский текст еще был не окончательным, он был сильно переработан ко второму и третьему изданию. Следующие издания (1979 и 1985) уже были полными по тексту, но, к сожалению, из-за плотности текста там не уместилось несколько иллюстраций. Но и качество... Книга печаталась в довольно упрощенном полиграфическом виде, что сказалось очень сильно на иллюстрациях Ники Гольц.
Художница в этих иллюстрациях великолепна. Наверное, можно сказать, что это была очень удачная тема для нее. Как и писатель, сумевший сложить в одной книге много разных историй, превратив их в одну общую, так и художница, в рамках одного произведения смогла вновь обратиться и к Олей-Лукойе, и к Маленькому принцу, и к Дон-Кихоту. Причем не только к самим персонажам, но и к их авторам, соединяя в одной иллюстрации творца и его творение.
Иллюстрации не черно-белые, как были напечатаны, они двухцветные, сложного тона. К счастью, они сохранились целиком и мы с радостью можем их представить в авторском, первозданном виде.
Книга получилась толстая, очень толстая. Почти 500 страниц. Была идея разделить книгу на два тома, но это показалось ошибочным и от этого отказались. Строго говоря, даже в издание 1979 года было 389 страниц. В третьем издании, 1985 страниц стало 320, но это было достигнуто при помощи очень мелкого шрифта. Мы постарались сделать книгу удобной и комфортной для чтения, поэтому и сложилось 496 страниц. При этом ради сохранения качества изображения, всех полутонов мы не стали печатать двухцветом, пантоном, книга сделана полностью полноцветной.
Бумага офсетная, чуть тонированная. Корешок тканевый. Печатали в Латвии.
Ну, в общем-то стандарт для этой серии...