Ну, вот: мы разобрали привезенные вчера с выставки коробки, снова развесили по стенам редакции плакаты, в том числе и по Амурским сказкам, который у нас неоднократно пытались купить, но мы, злыдни этакие, продавать отказывались - самим очень нравится ;)
И теперь можно немного поговорить о прошедшей выставке...
У нас, как известно, две основные книжные выставки - одна как бы профессиональная всероссийская в начале сентября на ВВЦ (ММКВЯ), и вторая - ориентированная на читателя и скорее более московская городская - Нон-фикшен в ЦДХ (Центральном доме художника)... По организации для издательства вторая всегда была несколько сложнее. Во-первых, она просто дороже, во-вторых, место проведения: на ВВЦ всё несколько проще, там выставочный павильон (особенно новый) более приспособленный, в ЦДХ же помимо вечной проблемы с лифтом (который надо заранее оплатить и забронировать по расписанию), теперь добавилась и проблема завоза книг, который очень осложнился из-за устроенной вокруг пешеходной зоны и платной парковки. В качестве решения этой проблемы устроители теперь предлагают участникам заезжать ночью...
К тому же и само пространство ЦДХ разделено на три этажа и разные по площади залы, что заставляет дробить единую выставку на отдельные составляющие. Отсюда и более жесткая регламентация "всего и вся". Например, это не желание детских издательств забраться именно на третий этаж, а требование организаторов. Более того, торговать детскими книгами на втором этаже было запрещено. То же и со стендами. На ММКВЯ просто арендуется некоторый метраж, он может состоять из неких типовых стендов (причем вариантов там много), а может идти под самозастрой, в том числе и под сложные конструкции (правда, при этом надо утверждаться у архитектора, пожарников и пр.). На Нон-фикшене таких вариантов нет. При этом застройка третьего этажа в этом году была изменена, стенды расположили по-другому, оборудование также новое и мы, например, зная общие размеры стенда, практически до самой выставки плохо представляли как же все будет выглядеть в реальности.
Стенд у нас в этом году был двойной (т.е. устроители полагали, что на этом месте разместится два издательства) и далеко не маленький по нон-фикшенским меркам (например, больше, чем соседний АСТ, хотя куда нам до них). Мы хоть и небольшое издательство, но ассортимент книг у нас приличный, а учитывая, что мы не московское издательство и посмотреть все наши книги "живьем" довольно сложно, мы не стали ограничиваться только последними новинками и постарались показать большую часть наших детских книг, что было нелегко...
Ситуация осложнилась еще и с автограф-сессиями.
Еще ранее победителю конкурса, устроенного нашим издательством, мы предложили особый приз - томик Сказок Андерсена с автографом художника Александра Траугота. Нам в редакции стало завидно, и мы попросили, пользуясь служебным положением, у питерских коллег: а нельзя ли и московской редакции получить по автографу? Нам ответили: а может попробуем пригласить Александра Георгиевича в Москву на выставку, вдруг есть еще желающие... Я не знаю, почему художник, в общем-то в последние годы не слишком активно участвующий (мягко говоря) в различных публичных мероприятиях, откликнулся и согласился приехать в другой город именно по-нашему приглашению. Может, как говорит наш главред, "звезды так встали", а может наше издательство ему просто чем-то симпатично...
Если честно, я до последнего момента не верила, что всё получится. Поскольку всё решалось буквально за несколько дней до открытия, то ни в какую официальную программу мы уже не попадали. Но, понимая, что такое мероприятие невозможно провести на самом стенде, мы заранее постарались узнать, как нам лучше сделать: забронировать какое-то место для автограф-сессии, оплатить его заранее. Нам ответили, что прямо напротив нашего стенда будет специальная площадка для автографов, там будут столы, занимать - в порядке очереди, ничего дополнительно оплачивать не надо. И в субботу мы честно попытались занять место, на что нам сказали, что все уже расписано, места заняты, да, мы знаем, кто такой Траугот, но у нас есть другие не менее важные авторы-художники. Мы можем поставить свой стол? Нет, все только в пределах стенда. С большим трудом мы получили кусочек (!) стола, при этом нас предупредили, что все автограф-сессии занимают только полчаса, и мы должны уложиться. Огромное спасибо, что организаторы все-таки посмотрели сквозь пальцы, когда нам пришлось перенести продолжение автограф-сессии прямо к стенду.
Что получилось дальше, многие знают. Да, мы не думали, что будет столько народу, это наш промах. Информация шла только через социальные сети, практически в ограниченном кругу. Мы, наоборот, боялись, что придет полтора человека, и как мы тогда будем это объяснять специально приехавшему художнику? Ну, а потом... Да, мы не знали как быть: жестко ограничить время? ограничить - один автограф в одни руки? подписывать только наши четыре книги? Это было бы правильно? Как поступать? Мне казалось, что публика, желающая получить автограф культового художника, художника очень "не для всех" должна и вести себя соответственно. Ну, а получилось... Мы объявляли о начале в 12 часов, народ приходил и в 15 часов и позже... Мы могли бы прекратить все волевым решением, но мы равнялись на самого Александра Георгиевича, нам казалось, что это все, в том числе и пресловутые чемоданы книг, и люди самого разного возраста, обступившие тесным кругом, все это внимание - ему это все было нужно самому...
Да, возможно не надо было делать все автограф-сессии в один день, но мы специально выбрали субботу, чтобы всем читателям было удобно. Наверное, можно было объявлять Траугота на среду, Чижикова - на четверг, Ракитину - на пятницу. Ну, и что, что будни, ну и что, что многие не могут быть, ну и что, что надо приезжать каждый день... Так было бы удобнее? Учитывая, что не все наши читатели сидят по домам в свободном графике...
Ну, а про стакан воды я не хочу даже комментировать. Почему тогда при всей обеспокоенности никто их почитателей таланта художника не нашел в себе силы сходить в кафе? Позаботится о любимом художнике? Или хотя бы просто принести цветы, как знак внимания и почтения? Этого не сделал никто из всей толпы. Зачем? Конечно, проще красиво возмущаться, что издательство, которое организовало и оплатило все транспортные расходы, позаботилось о встрече и проводах в Москве и Петербурге, которое постаралось сделать всё возможное, чтобы всё состоялось, пожалело стакан воды...
Я надеюсь, что за следующий год мы отойдем и посмотрим на все по-другому,но сейчас, честно, если бы через месяц была бы какая-нибудь подобная выставка, я бы двумя руками проголосовала бы против подобных мероприятий, так как нет никакого желания устраивать что-то... Мы, еще раз повторю, маленькое издательство. У нас нет какого-то спецотдела по выставкам, команды пиарщиков, на нашем стенде (вернее на двух) вы видели всю нашу московскую редакцию, состоящую из редакторов и верстальщиков, и наших издателей из Петербурга. И мы честно старались выложится полностью.
Говорят, что Александр Георгиевич великолепный рассказчик. Открывая встречу, в частности он успел сказать, что очень рад, что дело его жизни - это книжная иллюстрация, а не живопись. Картину часто видят не многие, зато книга доступна, она для всех... Это очень вольная трактовка, но смысл был примерно таков...
Эту картинку, в качестве заставки к информации о встрече, мы выбрали случайно. Была нужна какая-то иллюстрация, "заимствовать" в интернете как-то нехорошо, а автограф-сессия была посвящена выходу именно сборника Андерсена, поэтому показалось правильным взять финальную иллюстрацию книги, тем более образ автора (художника), творца, сказочника в этой книге объединяющий и очень важный. Но, честно, я никак не могла представить, что мы настолько "попадем"... Не могу понять, как можно было настолько совпасть с образом, созданным почти 50 лет назад... Фантастика!