Изначально в традициях отечественного образования существовала трёхразрядная система оценок (например, разряды Киевской духовной академии 1737 года):
- Высший разряд: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального»
- Средний разряд: «учения посредственного, мерного, нехудого»
- Низший разряд: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого»
Со временем словесная оценка перетекла в оценку цифровую, а в 1937 году Министерство народного просвещения официально закрепило 5-балльную систему оценки знаний:
- «1» - слабые успехи
- «2» - посредственные успехи
- «З» - достаточные успехи
- «4» - хорошие успехи
- «5» - отличные успехи
Не секрет, что российский вариант 5-балльной системы по сути своей является системой 3-балльной. Школьник со слабыми или посредственными успехами (проще говоря, «двоечник») официально не оценивается. Отметки «2» и «1» возникают только в качестве временных или (какая прелесть!) в качестве воспитательных. А для того, чтобы получить оценку именно за знания, школьник должен знать материал как минимум на «3».
Естественно, подобное зауживание спектра сказалось и на восприятии отметки «3». Это уже не «достаточные, удовлетворительные» знания, а успехи на грани неуспеваемости (особенно когда «двойка» невозможна как итоговая отметка). В результате 5-балльная шкала приобрела крайне занимательную форму:
- «1» - а нечего нарушать дисциплину! (исправляется на «4»)
- «2» - не выполнил домашнее задание (ставится карандашом)
- «З» - ну хоть что-то… ну хоть как-то… (ставится, закрыв глаза)
- «4» - хорошо
- «5» - отлично
При этом если вы попытаетесь извлечь из этой системы воспитательную составляющую и оставить только оценочную часть, вы с удивлением обнаружите, что вернулись в простой и понятный 1737 год:
- «5»: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального»
- «4»: «учения посредственного, мерного, нехудого»
- «3»: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого»
При переходе от 5-балльной (читай «3-балльной») системе к 100-балльной неизбежно возникают некоторые таблицы аналогий, в которых определенным отрезкам 100-балльной шкалы соответствуют те или иные отметки «5-балльной» системы. Например, в Англии, Канаде, США и Бельгии имеем примерно следующее:
- «5» - более 80% (в США - более 90%)
- «4» - 60% - 80%
- «3» - 50% - 60%
- ИДИОТ - менее 50%
Итак, школьная программа. Общие знания по ряду основных предметов. Обучение на протяжении 11 лет. Ежегодные повторения пройденного в начале цикла и систематизирования новых знаний в конце. Регулярное возвращение к уже пройденному материалу для расширения и углубления знаний.
Усвоить минимум половину от общего объема получаемой в рамках средней школы информации - более чем выполнимое требование для «тройки».
А результат менее 50% уже всерьез попахивает идиотизмом...
Но, собственно, к чему это я?
Рособрнадзор объявил минимальную границу по обязательным предметам ЕГЭ на 2012 год:
- русский язык - 36%
- математика - 24%
Друзья мои, есть повод выпить!
Не чокаясь…