Димитрий Хоматин. Письмо №86, св.Савве Сербскому

May 29, 2013 20:26

О епархиях, внешних [территориях], рукополагающих и рукополагаемых
Греческий текст
1. Димитрий, милостию Божией архиепископ Первой Юстинианы и всея Болгарии, и священное и божественное собрание архиереев епархий, [сущих] под его [властью] -- честнейшему в монахах и сыну великого жупана Сербии, кир Савве, благодать от Бога, мир и любовь во святом Духе.
2. Давно уже имелся у нас слух о твоей чести, как, оставив землю твою, сродство и весь отеческий жребий и, проще сказать, мир и всё, иже в мире, в юном возрасте достиг ты морем Афона, Святой Горы (по причине подвизающихся на ней сынов подлинно именуемой Святая Гора), постригшись там, пребывал в монашеском житии, став равен в подвигах подвизающимся там мужам, благородно всеупражняющимся против врага сатаны. Уже и до внешних [стран] дошла молва о тебе как славном в монахах.
3. Однако затем (каким же образом, не ведаем) молва сообщила противоположное (παλινῳδίαν ᾗσεν ἡ φήμη) и опровергла величие твоей славы, поскольку, как стало известно, подвижник Савва, оставив Афон и тамошний образ жизни, "обратился вспять" (Ин. 20, 14), переменив решение на злое, как о том сетует и священное евангелие, и, пожалуй, это стало [для него] лучшей долей (καὶ σχεδόν τι γέγονεν ὡς τὸ ἀπαρχῆς) (ведь любовь к отечеству пленила его и совлекла с вышеграда Святой Горы), и он снова поселился в Сербии, переменил подвижничество на [занятия] управителя и попечителя о публичных (ἐν μέσῳ) делах, был избран (χειροτόνηκε) представителем окрестных вельмож, и, таким образом, то безмолвие (τὸ ἀπαρρησίαστον), которое он стяжал в монашестве, утратил в мирском общении, и пришел в заботы лишь о том, что в мире, и о честолюбии, участвуя в совместных трапезах, [величаво] выезжая на лошадях благороднейших пород, прекрасных видом и по-военному славных (τὸ βάνδον ἐπαινεταῖς), окруженный многим служением, важный в выходах и охраняемый многообразно и с большими расходами; шествуя таким путем, он возжелал и иераршего достоинства и, отойдя неизвестно куда и получив это достоинство, вдруг возвратился на родину, возглашаемый [теперь] всюду как архиерей [всея] Сербии (Σερβίας ἀρχιερεὺς). Там он поставил (προὐχειρίσατο) многих архиереев -- кого-то на определенные места (неизвестно какие), а кого-то и так (ἀπολελυμένως, "абсолютно") -- и, короче говоря, не только безумно попрал (ἐμπεπαρῴνηκεν) свои монашеские обеты, но и смешал [в беспорядке] всё устроение церковных дел.
4. Слышав это и другое подобное о тебе, что-то раньше, а что-то совсем недавно, не всему из этого мы поверили; ибо нам известно, что молва более всего лжелюбива.
Потому-то исследовать, каким образом ты возвратился со Святой Горы в свое отечество, и почему занялся публичными (ἐν μέσῳ) делами, мы не сочли для себя нужным; а расследовать жизни других, чтобы возводить на них порицание, мы никоим образом не научены, ведь это запрещено и божественной заповедью, ибо Он говорит: Не судите, и не осудят вас (Лк. 6, 37), и: Прежде времени ничтоже судите (1 Кор.4, 5), [и прочее,] как передают священные изречения того же стиха.
Но если тобой поставлен (προεχειρίσθης) архиерей (и каким образом, и какой церкви?), то это нам надлежит исследовать, и мы тщательно рассудили (λίαν ἐλογισάμεθα), что тем самым нарушены (χρώμενοι) божественные и священные каноны и благочестивые законы-путеводители.
5. Итак, если тобой, твое блаженство, поставлен архиерей, как передала молва, то мы желаем знать где, и если в Сербии, то спрашиваем: каким образом, и через святейшего ли патриарха Константинополя?
Если же ты [полагаешь, что] стал митрополитом согласно полномочию, издревле предоставленному василевсам -- обновлению городов и возведению от меньшей чести, т.е. из епископов, в бόльшую -- митрополитов и архиепископов, как это предусмотрено канонами 12 и 17 Халкидонского собора и 38-м [каноном] собора, прошедшего в Трулле [т.е.куполе] царского палатия, то тебе следовало сначала стать епископом, [и лишь] затем от нижнего со страхом (δέους) пройти в то, что честнее и выше. Ты же [никогда] не был епископом (οὔτε ἐπίσκοπος ὑπῆρξας, "не начал быть епископом"), и [потому] вообще не имеешь [оснований воспользоваться правом из] полномочия василевса в утверждении твоего избрания [в достоинство митрополита]. [К тому же] где теперь и [сама] царская власть (βασιλεία), которая [стала] иной (ἧς τά τε ἄλλα), и почитание таковых ее привилегий, когда на местах ныне множество властвующих, но никто их них не сохранил неповрежденным царское достоинство? А поскольку истинного царства нет, то разумное основание (τὸ εὔλογον) [признания] тебя целиком и полностью исчезает.
6. Если же [ты полагаешь себя] архиереем, поставленным заново (ἐκαινουργήθης) на епископски овдовевшую (ἀνεπισκόπητον) [кафедру] Сербии, то ты, как и кто угодно [другой], не можешь не знать, что Сербия относится к области (τὴν ἐπαρχίαν) [управления] Болгарской кафедры, [так как] епископа Сербии, который является (ἔλαχε) архиереем Раша (τὸν Ῥάσου), рукополагает архиепископ Болгарии. Таким образом, ты присвоил себе архиерейское достоинство в нарушение канонов, изобличил себя как захватчик чужой территории и сам не заметил из безумия (ἐξ ἀπονοίας), как видно, что поставил [себя самого] отвечать по карам божественных канонов, сдвигающий без необходимости границы [епархий], правильно установленные отцами, -- а точнее сказать, смешивающий [их]. Сего ради ты, по слову псалма, облеклся еси в клятву яко в ризу (Пс. 108, 18).
7. И должно сказать правду: даже если, отче, ты преследовал архиерейство из ревности благовествования благодати, должно было тебе, по [слову] великого богопроповедника Павла, не там, где Христос именовался, благовестить, дабы не созидать тебе на чужом основании, но якоже есть писано: имже не возвeстися о Нем, узрят, и иже не слышаша, уразумeют (Рим.15, 20-21), а не как некто, руководимый помыслом благочестия, опорочил свою хиротонию, исполнившись зависти (Деян. 5, 17), по мудрому апостольскому [слову]. И если нет места, куда бы не достигла проповедь апостолов (ибо, как ты знаешь, во всю землю изыде вещание их (Пс. 18, 5)), то Сербия Божией милостию поживает благочестиво и по-христиански на основании апостолов, утвержденная и епископски надзираемая данным ей через отцов архиереем, так что не по евангельской ревности, но из безумной жажды славы устремился ты к архиерейскому достоинству и принял его в осуждение себе и опасность [гибели], как те из находящихся в движении, кто желают [продвинуться] натиском, но сами пронзаются острейшими мечами (κατ' ἐκεῖνα τῶν ζώων, ἄπερ ἐθέλουσιν ὁρμαῖς <καὶ> ἑαυτὰ κατὰ τομωτάτων ὠθοῦσι ξιφῶν); видишь ли, как то, [что выходит из] твоего священства, ведет к нелепице.
8. И, кроме того, если правда и то, что, найдя канонично поставленного епископа, а именно [епископа] Присдрианы, ты самовластно изгнал его из епископии, заставив его, несчастного, [самого] просить освободить [его от кафедры], чтобы вид этого освобождения считался будто бы свободен от зла, а вместо него ты поставил туда угодного тебе, и таким образом, преумножил на себе негодование канонов, а более же, через преступление канонов -- и самого Бога.
9. Если же было необходимо правильным образом дать место [епископа тебе по] твоему желанию, то следовало тебе, о благороднейший, прибегнуть не к кому-то другому, но к управляющему Болгарской епархией, как автокефальному [архиерею], и иерархам его епархии, и попросить этого достоинства, и ты получил бы все это при подобающей икономии (μετὰ οἰκονομίας πρεπούσης) с каноническим исследованием [всех обстоятельств]; а принять хиротонию от постороннего [епископа] на местность, [находящуюся в подчинении] автокефального архиерея -- хорошо знающие писания законов и канонов считают это нелепым.
10. Чтобы ясно нам это доказать, точно раскроем само содержание божественных и священных канонов, из которых, в частности, 35-е правило святых апостолов говорит следующее:
<Цитируются полностью 35 Ап., и далее: 2 Всел. 2, 3 Всел. 8, Антиох. 13 и 22, 4 Всел. 12>

15. [Итак,] поскольку священные и божественные каноны увещевают обо всем этом, то не следовало нам [пребывать] в молчании, когда совершаются дела, столь явно показующие неприличия, и потому соборно мы разъясняем твоему достоинству, что, если ты уступишь нам права, издревле принадлежащие нашей епархии, которые сейчас удерживаешь вероломно, сотворишь благо и очнешься как образумившийся и уразумевший неканоничность случившегося сего деяния, возвратившись на путь, которым издревле ходили твои отцы -- тогда получишь прощение (συγγνώμης - снисхождение?) ради [твоего] благоразумия. Если же дерзновением неизменно возлюбишь свое упорство (μονοτονίας) и воспротивишься, презрев это наше письмо, то соделаешь сам себя повинным каноническим мерам наказания (ἐπεξελεύσει), которые справедливо должно применить к тебе; судебной властью, определенной святой и живоначальной Троицей, извергнем тебя и отсечем от общения с верными как преступника предписаний священных и божественных канонов, а также возмущающего и приводящего в беспорядок церковное устроение, которые издревле определили святые отцы. Отсюда и состоящие в общении с тобой будут [подвергнуты] тем же мерам наказания -- будь то клирики или миряне в [своем] чине и устроении.
16. Передать [тебе] настоящее наше соборное письмо мы избрали преосвященного епископа Скопийского, в Господе возлюбленного нами брата и сослужителя кир Иоанна, который и живым гласом мог бы пояснить твоему благородству изложенное письменно.
Месяца мая индиктиона 8 [1220 года].
-------------------
(очевидная неправота Хоматина -- в пользу теории "самостоятельных малых соборов епископов" в условиях дезорганизации госвласти).
Upd. Относ.доводов в п.5 об истинности царской власти:
Пападакис-Мейендорф на с.368-371: Фактически смысл данных доводов Хоматина был в следующем. Охрид изначально в 1091 г. был учрежден как кафедра императором (Василием 2), и все эти 130 лет поэтому подчинялся Кполю. Рашка (Сербия), в свою очередь, подчинялась Охриду. Поэтому именно император мог теперь определить легитимность и Охрида, и, как следствие, подчинявшейся ему Сербии. С т.зрения никейцев, Хоматин был узурпатором, захватившим с подачи Эпира Охрид как "среднее звено" этой схемы (между Кполем и Сербией), и поэтому никейцы, заявляющие себя преемником императорской власти, поставили Савву в Сербию сами напрямую. С т.зрения Хоматина, никейцы были сами нелегитимны как императорская власть, и поэтому замысел Х.был в том, чтобы теперь самому Эпиру и Охриду стать императорской властью (и = источником легитимности для Сербии).

Хоматин, дезорганизация госвласти

Previous post Next post
Up