Вчера начала увлекательное путешествие по книге Джонатана Сафрана Фоера «Мясо» («Eating Animals»).
Писатель, журналист. В 1999 г., собирая материалы для диссертации, Фоер посетил Украину, где искал сведения о своем дедушке по линии матери. Работа над диссертацией плавно перетекла в работу над романом "Полная иллюминация" (Everything is Illuminated) и его публикацию в 2002 году.
Первый роман уже переведен на 15 языков и разошелся тиражом более полутора миллионов экземпляров, экранизирован в 2005 г. компанией Warner Independent Pictures (реж. Лив Шрайбер). Роль Джонатана досталась бывшему хоббиту Элайдже Вуду. Алексом же стал Юджин (Евгений) Гудзь, фронтмен нью-йоркского панк-кабаре Gogol Bordello.
Если первый роман Фоера связан с событиями Холокоста, то второй, "Extremely Loud and Incredibly Close" (2005), - с 11 сентября. Оба романа получили высокую оценку критиков и известных писателей.
Источник Либрусек.
С самого начала книга заставила меня забурлить и возмущаться.
Рассказы про милую бабулю, которая кормила маленького автора курицей с морковью, проявляя, таким образом, свою любовь к внуку. Истории университетской юности, где Джонатан то ел животных, то не ел, попутно причисляя себя все же к вегетарианцам,.. У меня, признаться, как это ни смешно, поднялась сильная волна негодования - какое ханжество, да? (словно я никогда-никогда с наслаждением не ела бабушкиных беляшей и пару раз на начальных этапах своего вегетарианства не перехватила кусочек зажаренной плоти свиньи и обожженных куриных крылышек). Я отнеслась к негодованию так: раз тебя это цепляет, детка, значит, есть грешок сомнений,..или, что вернее всего, стыд.
О, да. Стыд за то, что большую часть своей жизни я была слепа и глуха к некоторым вещам, а именно к факту того, что человек, заблуждающийся и другой человек, наслаждающийся этим и поддерживающий это заблуждение, это очень стойкая формула. И что нужно фильтровать поступающую информацию касательно всего на свете, потому что даже мама родная порой ошибается насчет того, что для вас благо. И что «любить животных» и «любить и при этом есть животных» это, блин, большая разница. То, что любить можно избранных животных, а остальных поглощать, вообще в рамки сознания не укладывается. Эта книга всколыхнула много того, о чем я перестала думать или даже еще не догадывалась, посему само мое изложение, за исключением цитат из книги, будет скорей всего сумбурным. :)
Несколько страниц погодя я поняла, что автор вовсе не пытается кому-то понравиться: мясоеду или вегетарианцу. И даже больше - не пытается кого-то переманить, склонить в одну из сторон.
Как и пристало журналисту (по моему скромному мнению о представителях этой профессии), Дж. С. Фоер прокладывает дорогу в своей книге исключительно сухими данными, которые он получил из разных инстанций, в кои обращался за материалом. Его язык очень прямой, и где-то даже циничный, глава, где он приводит свадебный филиппинский рецепт из собаки, просто шок. Парень безжалостен к нашим и своим собственным заблуждениям и отрицаниям, и это прекрасно.
Такой книги о вегетарианстве мне еще читать не доводилось. Обычно стиль повествования сводится к такому надрыву, который рассчитан на сострадающего человека, коими далеко не все мы являемся в чистом виде. И не всех нас может тронуть текст, который изобилует мучительными рассказами о страданиях животных. Все это скорее похоже на проповедь, от которой хочется отмахнуться.. из соображений «лучше мне не знать об этом» или, как это случилось у меня, просто впадаешь в кататонический ступор от ужасов такого многообразия и многогранности нашей земной жизни.
В книге «Eating Animals» ты получаешь развернутую картину ситуации вокруг сельско-хозяйственной промышленности, без лишних сантиментов и, что оказалось ново для меня и интересно - антропоморфический ликбез.
«Войдите мысленно в переполненный людьми лифт, в лифт, настолько заполненный людьми, что вы не можете повернуться, чтобы не прижать (и не рассердить) соседа. Лифт настолько переполненный, что вы часто должны висеть зажатые между телами других. Ну, а если наклонный пол вдобавок сделан из проволоки, которая врезается вам в ноги, признайте, это просто настоящее блаженство! Через некоторое время, люди в лифте, потеряют способность оставаться корректными по отношению друг к другу. Тут нет передышки, нет облегчения. И не придут служители лифта. Двери откроются один раз, в конце вашей жизни, перед вашим путешествием в то единственное место, где еще хуже (см.: переработка).»
Я привыкла слышать много разных бредней просто после того, как человек узнавал, что я не ем животных: человек - хищник! а вот в деревне тоже едят скот (слово-то какое)! это пищевая цепочка и человек на вершине! а ведь растения-то тоже страдают и т.п. Да ок с вами. Но вы когда-нибудь и где-нибудь еще в живой природе видели подобную бестолковую жестокость?
Самцов птиц и прочих не идущих на нужды нашего с вами питания утилизируют (и явно без использования ритуалов и беспокойства о мягком отходе каждой особи), или для того, чтобы кто-то схавал свой любимый цезарь с креветкой, при отлове данного вида, гибнет еще сверх этого более 50 видов. Где, столько жестокости в реальном животном мире? Есть охота - есть честный поединок - есть пища. И никакой, блин, забавы и перерасхода.
Ну, дали же нам интеллект. Мы же - вершина эволюции (ха-ха). А кто ответит - для чего?
А вот, да. Про собачек.
«…И так, кто прав? Каковы должны быть причины для исключения собачатины из меню? Мы, присвоившие себе право выбора плотоядные животные, предлагаем: Не ешьте животных - друзей. Но собак и не держат в качестве домашних питомцев в тех местах, где их едят.
Прекрасно, далее: Не ешьте животных с необыкновенными умственными способностями. Если под «необыкновенными умственными способностями» мы имеем в ввиду то, что присуще собаке, то этой собаке повезло. Но подобное определение должно также включать свинью, корову, курицу и много видов морских животных. Из подобного перечня, естественно, придется исключить слабоумных людей…»
«…Мы легко можем выявить себя в рыбе - позвоночник, ноцицепторы (рецепторы боли), эндорфины (которые облегчают боль), все эти знакомые болевые отклики. А теперь попробуйте отрицать, что эти моменты сходства с животными не имеют значения, - тогда уж сразу откажитесь от важных составляющих человеческой природы. То, что мы забываем о животных, мы начинаем забывать о себе.»
Дойдя до середины этой книги, мне хотелось бросаться к каждому мясоеду и трясти его, трясти…крича ему прямо в лицо: проснись, дрянь, ну проснись, пожалуйста, проснись!!..
Но даже если мы все откажемся от поедания животных, в том виде существующем ныне - промышленная жестокость - корпорации найдут способ «уладить» этот вопрос. Продукты неживотного происхождения вполне могут стать смертельными. И все. Проблема бунта разрешена.
И это пездецки грустно.