Сравнение числа избирателей России и граждан >=18 лет
Dec 07, 2021 17:46
Друзья, в прошлом посте, с Вашими подсказками, вывели занятный график изменения числа избирателей России по отчетности ЦИК и по числу зарегистрированных на выборах. Теперь же, добавим на него данные Росстата о числе совершеннолетних жителей России (18 лет и более):
Таким образом получается, что если в начале 90-х годов отчетные данные Росстата превышали данные ЦИК на 2-3%, то теперь эта разница выросла до 6-7%. Сравнение по регионам совершеннолетнего населения по данным Росстата на 1.1.21 и числа избирателей по данным ЦИК РФ (отдельно по отчетным данным на 1.1.21 и среднее по числу избирателей референдума 1.7.20 и выборов 19.9.21) даёт следующую картину: [Spoiler (click to open)]
Кстати говоря, проводит ли ЦИК России анализ соотношения численности избирателей и численности населения, полученной в ходе переписи?
Конечно, ЦИК России постоянно ведет мониторинг численности населения в Российской Федерации и соотносит его с численностью избирателей, участников референдума, которая устанавливается по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Не так давно Центральная избирательная комиссия Российской Федерации установила численность избирателей, участников референдума Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года. С этой информацией вы можете ознакомиться на сайте ЦИК России, а численность по субъектам Российской Федерации - на сайтах соответствующих избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.
Однако вопрос соотношения численности избирателей и численности населения не является таким простым, так как в учет избирателей попадает не все население, проживающее на территории Российской Федерации, а лишь граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом и зарегистрированные по месту жительства на соответствующей территории. Таким образом, нами не учитываются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации, не имеющие места жительства в пределах Российской Федерации; граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, и граждане, признанные судом недееспособными. По методике Росстата указанные категории учитываются при определении численности населения Российской Федерации.
Проще говоря, при проведении переписи в численность населения включаются не только лица, которые имеют регистрацию по месту жительства, но и люди, прибывшие в Российскую Федерацию на постоянное жительство, работу или учебу на срок один год и более, даже те, кто не успел оформить регистрационные документы. При этом реально на момент переписи они могли находиться в стране один день, но если при опросе они указали свое намерение остаться в России на один год и более, то они были учтены в качестве постоянных жителей. Информация, полученная в ходе переписи населения, обезличивается, что не позволяет в дальнейшем проводить персональную идентификацию.
То есть, из-за различных категорий учета впрямую сравнивать данные о численности избирателей и сведения о численности населения, как минимум, некорректно?
Верно, более того, существуют и другие различия в методиках учета населения и учета избирателей.
Так, первоначально численность населения определяется по результатам всероссийских переписей и потом корректируется по сведениям, представляемым ЗАГСами и другими органами регистрационного учета населения. В ходе последней Всероссийской переписи населения 2002 года запись сведений в переписные вопросники производилась со слов опрашиваемых без предъявления каких-либо документов, а в некоторых случаях и со слов родственников опрашиваемых или иных лиц. Так, лица, выехавшие в командировку на срок до одного года, а также выехавшие независимо от срока на отдых, в гости к родственникам, знакомым и т.п., переписывались по месту их постоянного жительства с отметкой о временном отсутствии. Таким же образом переписывались лица, призванные на военно-учебный сбор, военнослужащие, проходившие военную службу по контракту и проживающие на открытой территории, лица, находящиеся в местах предварительного заключения, и другие категории граждан.
Учет же избирателей (начиная с 1995 года) осуществляется главами местных администраций муниципальных образований только на основании официальных документов государственных органов либо органов местного самоуправления.
При такой организации работы на основе анализа результатов выборов Президента Российской Федерации с учетом явки избирателей общую некорректность учета избирателей на территории Российской Федерации можно оценить в пределах одного процента.
То есть при составлении списка избирателей не учитываются иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации, не имеющие места жительства в пределах Российской Федерации; граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы, и граждане, признанные судом недееспособными. Также из этого интервью можно понять, что данные ЦИК самые правильные, т.к. их предоставляют органы местного самоуправления (ОМСУ) в отличие от переписи, где всё берётся со слов переписанных и потом корректируется по данным ЗАГС.
Напоследок соображения по недостающим данным, если что, прошу уточнить и поправить. Львиная доля расхождений - иностранные граждане и лица без гражданства учет ведет Росстат, с переписи 1989 года положительное сальдо составило более 8 миллионов человек (по регионам тут скорее всего надо брать сальдо международных миграций и лиц без гражданства). Скорее всего, из этого числа проживающих на территории России надо вычитать тех, кому дали гражданство (здесь откуда брать объективные данные пока не выискивал). Далее одинаковым слоем на все регионы размазывать ФСИНовские (?) данные по осужденным и еще чьи-то по недееспособным, если таковые вообще есть. Возможно осужденные и недееспособные это и есть расхождение на 2-3 миллиона человек в 1989. Остальные рахождения за счет накопления мигрантов (условно, в 1989 году их число было = 0).