(no subject)

Sep 25, 2013 17:14

По поводу позавчерашнего оперного впечатления - хотел бы, чуть успокоившись и отчасти придя в себя, добавить немного подробностей. Хотя эмоции всё ещё переполняют, постараюсь совсем не скатиться в журденовское "belle marquise, vos beaux yeux..." etc. :)

Сразу замечу, что подобных потрясений (впрочем, совершенно иной окраски) в моей слушательской жизни было всего два: Лё Поэм Армоник в сентябре 2007, практически на заре моей слушательской "активности", и венесуэльцы с Дудамелем в июне 2010. С тех пор замыленность слуха и чёрствость сердца - по естественным причинам - возрастали, и я совершенно не ожидал более подобной яркости впечатления, тем более от уже слышанной в записи практически этим же составом не самой лучшей хенделевской оперы. Надо заметить, что в упомянутые два раза я никогда прежде не слышал ни одной записи соответствующих коллективов; тут же, казалось бы, всех знал как облупленных.

Короче говоря, шёл я, в умеренно усталом настроении, чтобы с лёгкой эстетической пользой провести вечер. Иными словами, послушать "живьём" Ченчича, который мне всегда был очень симпатичен (особенно в сравнительно ранних записях, но и в дуэтах с Жарусски тоже). Думалось, что в реальности он может подарить ещё больше радости.
Что можно сказать по итогам?) Очень хороший, хотя и чисто греческий, оркестр (особенно духовые, как мне послышалось). Известный темпераментный дирижёр. Очень достойный уровень всех без исключения вокалистов (несмотря на априори несколько напрягающие своей русскостью фамилии "Хорошев" и "Кудинов"). Замечательные Ченчич и Сабата (которые, думается, сейчас примерно на одном уровне, несмотря на бОльшую известность первого). Но... вы знаете, все упомянутые могли бы просто не приходить, концерт бы ничуть от того не потерял. :)

Тут сделаем маленькое отступление. О том, что на Земле существует некто Юлия Лежнева, я узнал где-то в 2007. Какие-то ютьюбные видео в ру_классикал. Помню резанувшее расхожее выражение "новая Бартоли". Впечатление - насколько помню, положительное, но несильное. Подождём, - подумал я. :) Потом - слышал, кажется, почти все её немногочисленные студийные записи, также кое-какие концертные. Прогресс чувствовался, но вдвойне критичное отношение к в той или иной степени соотечественникам несколько остужало эмоции. Когда вышел сольник Россини - вновь подумалось, что это хорошо, заметно сильнее, чем появившийся примерно в то же время диск Перетятько, но вновь особенного восторга он не вызвал. Недавний альбом с Антонини показался ещё более уверенным, далеко не "ученическим", однако же не оставляло ощущение, что некоторые из прежде слышанных записей этих же мотетов по меньшей мере не уступают данной. Надо заметить, что вживую её прежде не слышал: в Петербург она привозила какие-то не очень меня привлекавшие программы, да и мне отчего-то было некогда... Потому в этот раз ожидал услышать кого-то, всё ещё "подающего надежды" и уже почти соответствующего уровню работающих с нею "звёздных" контр-теноров.

Здесь же выяснилось, что никаких надежд Юлия более не подаёт. Да простится мне невольный неуклюжий каламбур, но я бы даже сказал, что она их не оставляет. Никому из присутствовавших с ней на сцене коллег.
Уже первый речитатив привёл меня в лёгкое недоумение слишком очевидной близостью к совершенству. Впрочем, недоумение это быстро прошло - всё стало понятно. К безупречной уже довольно давно технике прибавились игра, эмоции, душевность - affetti barocchi, если угодно. Упоминавшееся уже сравнение с Бартоли стало вдвойне неуместно - разве в той даже в её лучшие годы, лет 15-20 назад, было что-то ангельское?) Там всё - земное, плотское, почти физиологическое (при всей мой любви к ЧБ)... К тому же Юлия - светится. Ну вот буквально, на физическом уровне. :) Хотел бы добавить несколько слов и о красоте тембра: право, нечасто, восхищаясь чьей-нибудь виртуозностью, вдруг думаешь - да ведь если бы у неё были одни лишь речитативы, это было бы всё равно бесподобно... Собственно, во многом именно этим и объясняется впервые в жизни попрошенный мною автограф - хотелось просто услышать ещё хотя бы несколько ничего не значащих фраз, этим голосом произнесённых...

Даже если судить по реакции зала - на удивление пожилого и вялого - только её после каждой арии вызывали овациями на сцену.
Если же брать в качестве критерия мою реакцию - после концерта, в холле, я даже забыл поблагодарить бывшего там Макса... я его попросту не заметил, мир был виден мне где-то сантиметров на десять по её контуру (см. вышеупомянутое свечение)). Вообще, простите меня ещё раз за неудержимый пафос, однако "Алессандро" в нынешнем его виде - уже совсем не её уровень. К чему нужна опера, бОльшую часть которой просто терпеливо ждёшь, когда же Юлия выйдет на сцену?..)

Учитывая стремительность прогресса, очень сложно загадывать, в какие заоблачные выси она умчится дальше, но мне отчего-то кажется, что действительно несравненна - не в конкретном сценическом составе, а вообще, что называется, "за историю звукозаписи" - она сможет стать именно в духовной музыке (особенно известной эпохи).
В данном вопросе мой извечный скептицизм уже не имеет права на существование: очевидно, что ещё небольшое, но изысканное усилие (ну, например, та же запись перголезиевых Stabat Mater и Salve Regina c Жарусски и Фазолисом) - и можно больше ничего не делать, бессмертие достигнуто.
Amen

Пойду пересмотрю Le Pont des Arts... ;)

concert, impression, musique

Previous post Next post
Up