Люблю цифру 7. Совпадение - сегодня моя коллекция просмотренных экранизаций «Джейн Эйр» пополнилась седьмым фильмом, 2011 года. В целом картина понравилась, она невероятно эстетична, но… Начну с недостатков.
Главная героиня, которую сыграла Миа Васиковска, немного подкачала. Конечно, я помню, что Джейн была девушкой серьезной и застенчивой. Но ведь не вечно напряженной, пугливой занудой! Что удивляет, даже в свою счастливую пору, когда Рочестер признался ей в любви и сделал предложение, она не изменилась. В книге Джейн того периода сияла, радовалась, шутила и дразнила жениха. А Васиковска лишь слегка расслабилась - ни улыбки лишней, ни отблеска исполнения мечты. «Лукавый бесенок, дитя и эльф»... Какое там… Новая Джейн лишена внутренней энергии и сдержанного веселья, она как будто все время переживает трудные времена. Хотя допускаю, что юная гувернантка викторианских времен могла быть такой чопорной.
Зачем-то убрали линию родства Джейн с Риверсами, хотя они на экране присутствуют не пять минут. Это внесло бы известную долю логики в великодушный порыв Джейн поделиться своим богатством с родственниками. А так… Вдруг решила в знак благодарности пролить золотой дождь на друзей… Не верю.
Сент-Джон, как обычно, не похож на себя ни капли. Вместо античного холодного красавца - влюбленный студент, по моему восприятию.
Мистер Рочествер в исполнении Майкла Фассбендера мне в общем понравился. Он несколько более обычный, чем хотелось бы - просто разочарованный в жизни джентльмен, довольно выдержанный, без особо резких перепадов настроения. В нем нет яркой харизмы Рочестера-Далтона. Но все же он хорош временами - особенно в сцене пожара, когда так по-мужски смотрит на Джейн в халатике, когда берет ее руку. Великолепен эпизод, когда Джейн кажется, что это он стучится в дверь ее дома в Мурхаузе, заходит и они не могут друг от друга оторваться… Очень страстная и сильная сцена, хоть и полностью выдуманная режиссером. Честно говоря, когда я смотрела на Джейн и Рочестера, мне казалось вполне логичным то, что они дальше не расстанутся во всех смыслах. Что сполна испытать счастье с горячо любимым человеком естественнее праведной жизни в одиночестве или в браке «по уму». Но это так, лирическое отступление. Когда читаешь роман впервые, категоричность Джейн кажется обоснованной. Ведь ее сила - в ее принципах и нравственной чистоте, этим она привлекла Рочестера. Не впечатлила сцена, когда он умоляет ее остаться. В книги Рочестер готов на все, лишь бы удержать любимую, он с ума сходит от страсти. «Jane! will you hear reason? - he stooped and approached his lips to my ear - because, if you won't, I'll try violence». А что мы получаем вместо взрыва его отчаяния в фильме? Рочестер-Фассбендер стоит перед бывшей невестой на коленях и зачем-то сжимает ее шею, будто хочет задушить. Дух не захватывает. И наконец, сцена воссоединения любящих сердец. Рочестер отрастил себе шикарную бороду в стиле русских революционеров конца XIX века, которая ему совсем не идет. Он слишком сломлен и потерян. Однако этот Рочестер все же хорош, в нем есть тонкая чувственность и магнетизм. В моей иерархии он идет третьим номером после Тимоти Далтона и Киарана Хиндса.
Как ни странно, потрясли сцены детства Джейн - то, что обычно вызывает скуку и желание «промотать» поскорее до встречи с Рочестером. Ловудская атмосфера, беззащитность в мире несправедливости и дружба девочек - ничего не скомкано. Особенно пронзительна сцена ухода Элен в мир иной…
В общем, поклонникам творчества Шарлотты Бронте рекомендую. Настроение точно себе не испортите.