Оригинал взят у
uchitelj в
Буковинские монастыри и их... слоники.Оригинал взят у
alexmos_2011 в
Буковинские монастыри и их... слоники. Расписные церкви в Румынии - это одна их самых больших гордостей этой страны. Наверное, даже вторая по счету, сразу после Дракулы. Чтобы их увидеть, надо поехать в регион под названием Южная Буковина, который располагается на... севере. Именно так! Сей географический парадокс связан с тем, что раньше Буковина была исторической автономией, в 1918 году она вошла в состав Румынии целиком, но в 1940-ом Советский Союз «оттяпал» себе верхнюю половину. На данный момент Северная Буковина принадлежит Украине и город Черновцы является ее столицей, а Южная Буковина осталась в Румынии и центром этой части считается город Сучава. Думаю, с этим разобрались.
Расписных церквей на данный момент сохранилось достаточно, чтобы не ограничиваться поездкой в один день. Но сразу уточню, что иконография фресок практически везде одна и та же, и, если вы не специалист, то уже после двух - трех вам станет скучно, потому что «все одинаковое». Конечно, различия есть - в манере письма, в преобладании тех или иных цветов, есть отдельные уникальные сцены из жизни какого-либо святого или изображение событий, произошедших в стенах конкретного монастыря. Но и я, даже отягощенная искусствоведческим и историческим образованиями, «сломалась» на шестом.
2.
Тем не менее, посмотреть эту красоту надо обязательно. Самое правильное - остаться на ночь в Сучаве и оттуда уехать на целый день по монастырям. Кстати, в самой Сучаве тоже есть несколько очень красивых расписных церквей. Монастыри, в основном, расположены с западной стороны от города, но есть и южнее, и севернее. Чтобы сориентировать по поводу расстояния скажу, что монастырь Молдовица расположен в 70 километрах от Сучавы.
3.
В список Всемирного наследия ЮНЕСКО на данный момент включено 8 расписных церквей, всего же их больше десяти. Все они сейчас являются действующими - и те, что стоят на территории монастырей, и отдельные. Чтобы попасть в некоторые из них, надо купить билет и дополнительно оплатить фотосъемку (снимать разрешают только снаружи), а вот в другие вход бесплатный и фотографировать можно везде. С чем это связано - непонятно.
4.
Дорога к монастырям «усеяна» кафе и гостевыми домами. Мы несколько раз встречали людей, который путешествуют от одной расписной церкви до другой автостопом и остаются на ночлег там, где устали. И это правильно, потому что места там очень красивые!
5.
А непосредственно у ворот продают сувениры и такие вот румынские «вышиванки». Красоты умопомрачительной! Женские рубашки иногда не просто вышивают, а еще и расшивают бисером рукава практически полностью. Хочется все и сразу.
6.
Большинство монастырей было построено в период с 1522 по 1547 годы, во время правления господаря Петра Рареша, который прославился как защитник православия. А защищать было от кого - Османская империя уже вовсю хозяйничала в Восточной Европе. Но есть монастыри и более ранние - Воронец был построен и расписан в середине 15 века.
7.
8.
Как я уже сказала, иконография росписей всех церквей почти одна и та же: большая часть наружных стен покрыта изображениями святых. Это так называемая «Молитва всех Святых» (не забывайте про турок!)
9.
Общим также является и то, что северная стена церквей хуже всего сохранилась - все дело здесь в направлении сильного зимнего ветра.
10.
Расписывали стены разные художники, но, как правило, использовали одни и те же материалы - красную и желтую охру получали из местной глины, а синий и зеленый цвета - из окислов меди. И только в монастыре Воронец синий пигмент - это толченая ляпис-лазурь. Поэтому, синий здесь такой синий!
11.
12.
На западной стене этих церквей, как и положено, изображен «Страшный суд». Интереснее всего было смотреть, как по-разному художники рисовали дьявола и.... слоников. Могу предположить, что ни того, ни другого средневековые рисовальщики в Буковине не встречали, а исходили только из их описаний и более ранних изображений. И, не смотря всю на серьезность сцены, слоники везде получались очень милыми.
13.
14.
Монастырь Хумор слоником тоже порадовал, а также прочей «заморской» живностью.
15.
В монастыре, помимо расписной церкви, есть смотровая башня, сохранившаяся с 1641 года.
16.
Росписи были сделаны в 1535 году мастером Томой из Сучавы. Судя по количеству упоминаний о нем, это был «буковинский Андрей Рублев».
17.
18.
19.
20.
21.
Этот же мастер расписывал церковь Благовещения в монастыре Молдовица.
22.
23.
Здесь же есть фреска «на злобу дня» - «Взятие Константинополя».
24.
А это - «Взвешивание душ» со стены «Страшного суда».
25.
26.
Северная стена сохранилась очень плохо.
27.
Внешние росписи монастыря Пэтрэуцы вообще практически не сохранились.
28.
Только небольшой фрагмент судилища.
29.
Но без слоников!
30.
Но вот внутренние фрески оказались потрясающе красивыми!
31.
32.
33.
34.
Когда мы подъехали к церкви, двери были закрыты. Мы походили вокруг и уже собирались уезжать, как из дома напротив с надписью «Музей» вышел человек, пустил нас внутрь и очень интересно нам обо всем рассказал на хорошем английском. В конце мы узнали, что он здешний пастор, директор музея, историк, который пишет книги об этой земле и расписных церквях, и вообще уважаемый человек. Насчет последнего вывод мы сделали сами, когда увидели, что он, выходя из музея, прикрикнул на цыганят, клянчивших у нас деньги. Цыганята сели в сторонке и притихли, даже не надувшись, и даже не разобрав из мести нашу машину на запчасти.
35.
Есть пара интересных церквей и в самой Сучаве. Одна из них - церковь святого Георгия. От предыдущих она отличается еще и «росписью» крыши.
36.
Именно в ней больше всего видны следы вандализма.
37.
Думаю, что «руки приложили» здесь многие, но вот это явно осталось от турок - точно такое же выскабливание глаз и лиц мы видели в
каппадокийских церквях.
38.
39.
Церковь просто огромная по сравнению с другими и вся (ВСЯ!) покрыта росписью.
40.
41.
42.
Западная внутренняя стена «посвящена» процессу отсечения головы. «Святые» головы здесь летят с плеч от пола до потолка.
43.
А на этой же стороне, но снаружи, конечно же, дьявол со слоником.
44.
45.
У церкви святого Иоанна Нового, которая тоже в Сучаве, наружные стены уже почти белые.
46.
Но, из-за того, что нартекс здесь закрыт, внутри него роспись чудесно сохранилась.
47.
И, конечно же, очередные вариации на тему...
48.
49.
На мой взгляд, в этой церкви самые интересные внутренние фрески. Поэтому, не могу ограничиться только парочкой.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Ну, вот на этом у нас слоники и закончились. Остались только цветочки!
57.