Сегодня - первая часть нашего рассказа об одном интересном месте, где снимался эпизод всенародно любимого фильма и об одной не менее интересной, хоть и не столь известной личности, обитавшей здесь в незапамятные времена... Был ли он героем? Или предателем? Происходя из далекой глубинки, где само время течет неспешно, он видел весь блеск средневекового мира и был обласкан папой римским, его замок был сожжен дотла при его жизни, но потомки его носят известное княжеское имя. Так кто же он был - боюсь, распутать толкования и легенды вокруг него, а тем более опознать его могилу - не взялся бы даже знаменитый сыщик Шерлок Холмс. :-)
Знакомьтесь, на фото выше - вождь турайдских ливов Каупо из местечка Кубеселе, ныне Кримулда. Но обо всем по порядку.
Об этих местах можно встретить такое описание в Интернете:
Пройдя лес до конца на восток, я уткнулся в какое-то поле, и решил повернуть на юг, к шоссе, так как идти через поле мне не хотелось - вымок бы весь совсем, да и место для ночлега уже пора искать. Однако, пройдя весь лес на юг места для ночлега я так же не нашел. Зато наткнулся на обалденную канаву метров пяти шириной, переправляясь через которую, конечно же свалился одной ногой. Повезло что воды было только по колено... Через несколько сот метров после этой канавы, я опять вышел на какую-то речку. Проверив палкой глубину, я решил не рисковать и поискать мостик - где-то он должен быть - впереди хутор, а за ним слышен шум шоссе. Вскоре я нашел мостик, перешел по нему на другую сторону, и еще с километр брел по какому-то заросшему лугу. Из-за высокой травы я не видел куда ступаю, несколько раз проваливался в ямки, скрытые травой - разглядеть их невозможно. Наконец, часам к одиннадцати, я выбрался на шоссе, и пошел к единственному видимому ориентиру - старая Кримулдская церковь.
Выйдя на шоссе, я подумал, что идти до Сигулды мне осталось не так уж много - километров 7-8. Смысл сейчас искать ночлег в лесу? Пройдя до поворота, где дорога поворачивает в Турайду, я пошел дальше по проселочной дороге в Кримулду. О, это замечательная дорога. Ничего не видно, свет от луны загораживают деревья - хоть сейчас снимай фильм ужасов про оборотней с мертвецами. Но, я все-таки дошел до Кримулды, вышел на нормальную дорогу.
http://www.turist.lv/main.php?mode=view&post=16&depart=3&SID=4uc7it2cjoia7g7ho4f3hc5l40 Кино здесь действительно снимали! Правда не про оборотней с мертвецами. Но мертвецы в этой истории были, а небезызвестный доктор Гримсби Ройлотт был, пожалуй, похуже иного оборотня. :-))) Многие уже, наверное, догадались о каком фильме идет речь. А вот и главные герои этого фильма отважно отправляются навстречу "пестрой ленте" в местечко Сток-Морон:
А вот так это место выглядит сейчас:
Белая стена сбоку на самом деле находится не в Сток-Мороне, а в латвийской Кримулде. И куда же заворачивает дорожка под копытами лошадей?
Собственно, за поворотом дороги как таковой уже нет, превращаясь в узкую тропинку. Пойдешь направо - в лабиринт попадешь, пойдешь налево - в гости к Каупо придешь. ;-))
Вот продолжение этой дорожки ведет вдоль деревьев к белым привратным столбикам. Если присмотреться к кадрам из фильма о Шерлоке Холмсе, то за плечами Холмса и Ватсона можно увидеть такие же столбики ворот. Но до наших дней они не дошли, сохранилась только такая же пара по другую сторону церкви:
Кстати, ведь это белое здание, мимо которого проезжали герои фильма, спеша в Сток-Морон, на самом деле здание церкви в Кримулде, известный памятник архитектуры, которому даже посвящена почтовая марка.
Вот где приблизительно она находится:
Кстати, об усадьбе Сток-Морон (вернее месте, которое послужило усадьбой в фильме) я уже неоднократно писала в своем ЖЖ:
1,
2,
3. Напомню, как она выглядела в фильме и в реальности:
Любопытно, что прототип усадьбы находится не в Кримулде, а совсем в другую сторону от Риги - за Юрмалой. Так что в реальности Холмсу с Ватсоном пришлось бы ехать не несколько минут, а много часов. ;-) Но в фильме возможно все!
Но мы ведь собирались в гости к Каупо? Вот о нем сегодня и хочу поговорить...
Должна сказать, что при сборе материалов для этой серии постов и при их подготовке мне пришлось перетолмачить такое количество источников на латышском языке, какого я еще никогда и ни для кого не делала. Надеюсь, некоторые ведущие холмсоведы, ради которых ухлопано столько времени, это оценят и не забудут меня упомянуть при получении очередного приза или публикации об их сайте.
Из комментариев к книге “Atskaņu hronika” Rīga “Zinātne” 1998 ("Рифмованная хроника") о Каупо имеется следующая информация:
Каупо (Копе, умер в 1217 г.) - предводитель ливов Турайды, в распоряжении которого была часть земель гауйских ливов, дружина и несколько замков в Турайде и Кримулде. Считается, что Каупо был первый, кто крестился в Турайде и, как христианин, он принял имя Екаб - Каупо. Языковед И. Мегисте высказал предположение, что имя Каупо могло быть связано с эстонским kupjas, kubjas, что означает “староста”. Каупо отправился в Рим в 1203 г. и его сопровождал аббат Даугавгривы Теодорих.
То есть даже с именем его неясность: то ли это титул "старосты", "старейшины", то ли искаженное имя Екаб - трансформация немецкого имени Якоб (Иаков)... А еще созвучие названия его родного места Кубеселе - Куббе, Копе - Каупо?
Хорошие пояснения о Каупо и его злом (или добром?) гении - миссионере Теодорихе имеются в издании латышского народного эпоса "Лачплесис":
КАУПО - предводитель турайдских ливов (юго-западная Видземе, по правому берегу Гауи). В хронике Генриха Латвийского впервые упоминается под 1200 годом. Замок Каупо находился неподалеку от построенного в 1214 г. Фридландского, или Трейденского (позднее название) замка. Высказывалось мнение, что у Каупо был еще второй замок ("малый замок") - Вилкместское городище, в километре от Кримулдского (Кремонского) немецкого замка, но это мнение в последнее время оспаривалось (см. Heinrichs, Livlandische Chronik, Zweite Auflage, Bearbeitet von Leonid Arbusow und Albert Bauer, Hannover, 1955, стр. 27). Каупо принял христианское вероисповедание и стал решительным сообщником немецких феодалов, во многом способствовал укреплению их власти и внедрению католицизма в Латвии в XIII в. Умер Каупо в 1217 г. во время похода немцев, ливов и латгалов в Эстонию, от тяжелой раны.
В "Лачплесисе" Дитрих - самый первый миссионер, явившийся в Латвию.
Исторический Теодорих - один из первых миссионеров, распространявших католическую веру в Латвии. Из жизнеописания Теодориха в хронике Генриха Латвийского Пумпур использовал сведения о путешествии Теодориха и Каупо по Германии /Л III, 823-824/ и в Рим, к папе /Л III, 795-799; IV, 23-30/, а также сведения о намерении турайдских ливов принести Теодориха в жертву
своим богам /Л VI, 652-667/.
776 и сл. ПАСТОР НЕМЕЦКИЙ, ПРОНЫРЛИВЫЙ ДИТРИХ... и далее.
В обращении в христианскую веру ливского вождя Каупо и в склонении его к пособничеству захватчикам особая роль в эпосе отводится Дитриху. Этот мотив не только вытекает из общей обрисовки образа Дитриха в "Лачплесисе", но и перекликается с некоторыми историческими фактами. Прототип Дитриха в "Лачплесисе" - Теодорих из Турайды в конце XII - начале XIII в. был миссионером у турайдских ливов, т. е. там, где правил Каупо. Немецкий остзейский историк Хр. Э. Пабст считает, что именно крещение Каупо имеет в виду "Хроника Ливонии" Генриха Латвийского, когда говорит об "одном Торейдском (Турайдском. - Я.Р.) ливе", которого в 1191 г. первым из всех крестил Теодорих /Хрон. Лив., I, 10/. Это предположение, не имеющее, впрочем, достаточных оснований, разделяет и Г. Меркель в "Древних временах Лифляндии" /Меркель, 1798, стр. 323-324/.
799. КАУПО ЗАГОРЕЛСЯ УВИДЕТЬ НЕМЕЦКИЕ ЗЕМЛИ... и далее. Летом 1203 г. Каупо в сопровождении Теодориха Турайдского отправился в путешествие по Германии. Они проехали "большую часть Германии" /Хрон. Лив., VII, 5/, побывали у римского папы, осенью 1204 г. вернулся в ливскую землю.
http://skazki.eclub.lv/comment3.htm Так простой парень из глубинки, проехав пол-Европы, оказался у самого папы римского - по тем временам это была величайшая милость, какой мог удостоиться христианин... Но обратимся к первоисточнику, "Хронике Генриха Латвийского" и комментариям к ней (курсивом), где читаем об этих местах, о Каупо и некоторых событиях его жизни:
X. 8-й год епископства Альберта
14. О ВЗЯТИИ ЗАЛОЖНИКОВ И НЕСЕНИИ СЛОВА БОЖЬЕГО ПО ВСЕЙ ЛИВОНИИ. Рижский настоятель, по указанию архиепископа, взяв заложниками сыновей лучших людей по всей Ливонии, послал священников на проповедь. Первый из них Алебранд, отправившись в Торейду [Турайда], просвещал людей словом проповеди и таинством крещения, разграничил приходы и построил церковь в Кубеселе.
13 По Пабсту это - нынешняя церковь кремонская [Кримулда], недалеко от имения Кипсаль. Тот же автор задается вопросом, не было ли Кубеселе местом жительства Каупо: Куббе в таком случае могло бы быть видоизмененным Каупо, Копе, а -зеле или -зиле - окончание многих наименований мест у ливов.
Биленштейн в более решительной форме отождествляет Кубеселе с замком Каупо, считая castrum Cauponis просто переводом слова Cubbesele на латинский язык. По мнению того же Биленштейна, именем Кубеселе могла обозначаться не только территория замка, но и окрестная замковая область.
VII. 3. О ПОЕЗДКЕ КАУПО С БРАТОМ ТЕОДОРИХОМ К ПАПЕ. После того брат Теодорих, отправляясь в Тевтонию с пилигримами, в тот год воевавшими в Ливонии, как божьи крестоносцы, взял с собой одного лива из Торейды [Турайда], по имени Каупо, бывшего как бы королем (quasi rex) или старейшиной ливов; пройдя большую часть Тевтонии, привел его, наконец, в Рим и представил папе. Папа принял его весьма милостиво, поцеловал, много спрашивал о положении народов, живущих в Ливонии, и усердно благодарил бога за обращение ливонского народа.
XXI. 19-й год епископства Альберта
4. О СМЕРТИ КАУПО. Каупо же, пронзенный насквозь через оба бока копьем, с верой вспоминая страдания господа, принял тайны тела Господня и с искренним исповеданием христианства испустил дух, а добро свое заранее разделил между всеми церквами Ливонии. И горевали о нем граф Альберт и аббат и все, с ними бывшие. Тело его было сожжено, а кости перенесены в Ливонию и похоронены в Кубеселе.
http://www.castle.lv/hroniki/genrih-latvijsky.html Христианская религия не приветствует сожжение умерших, однако здесь, скорее всего, имелось в виду то, что иначе нельзя было бы доставить тело на родину до его разложения...
Каупо у папы римского - с открытки по рисунку латышского художника, чьи работы были выставлены в экспозиции музея Турайдского замка:
Менее известный эпизод, связанный с Каупо: в Рифмованной хронике встречается высказывание о битве под Кокнесе, которая якобы произошла между немцами и Каупо еще во времена епископа Бертольда (1197-98):
“В его [Бертольда] время у христиан было сражение с литовцами, рядом с которыми русские стояли; христианам трудно приходилось. Под Кокнесе на поле битвы, где конец нашли враг и друг: три сотни христиан там пали и язычники друг подле друга на этом поле смерти полегли, которое стало красным от крови. Там Каупо был ранен; но жизнь еще дарована была ему, он лишь только домой вернулся, там и умер в своих мучениях.”
Кстати, этот же эпизод описывается и в хронике Бальтазара Руссова, где Каупо именуется “Кобис”. Историки подвергают сомнению эту информацию: вряд ли такая битва могла состояться в те времена, когда позиции немецкой колонии в долине Даугавы были еще очень слабы. Да и упомянутый в хронике факт смерти Каупо также не соответствует действительности - он пал в битве в Эстонии двадцатью годами позже, в 1217 г.
Я не зря говорила, что в хитросплетениях его жизни не разобрался бы даже Холмс... Портрет Каупо на детском рисунке, выставленном в Кримулдской церкви еще в 2002 году:
Не меньше споров вызывает и трактовка личности этого вождя турайдских ливов. Приведу несколько цитат...
В сентябре в Кримулдской церкви установили памятник ливскому вождю Каупо. А ведь еще недавно он считался классическим образцом предателя. Как же так?
Каупо не мог быть предателем латышского народа, потому, что был... ливским вождем из Турайды. А ливы, в отличие от латышей, не балты и даже не индоевропейцы, а народ, родственный эстонцам и финнам.
Каупо был наиболее влиятельным вождем ливов - крестоносцы лишь его именовали «королем» (rex). Он контролировал значительную часть нынешней Видземе.
В конце ХII века латвийских ливов теснили племена балтов (будущие латыши). И в этот момент появляется новая сила - крестоносцы. Попытки живущих у Даугавы ливов отбиться завершились неудачей. Война «на два фронта» для ливов, которые и с одним-то противником справиться не могли, была им не под силу. Поэтому ливские вожди избрали тактику «почетной капитуляции» перед одним, чтобы противостоять другому. К кому примкнуть? В этом вопросе единства не было - даугавские ливы во главе со старейшиной Ако встали на сторону балтов и стоявших за ними славян...
Чтобы решить, на чью сторону встать - балтов и славян или крестоносцев, Каупо едет на Запад.
Каупо пересек Европу с севера на юг. По пути он видел многолюдные города, сотни каменных крепостей, величественные каменные соборы, монастыри. И оценивал: что такое срубный стольный град балтийского князя по сравнению с каменными громадами западных городов и замков с тысячами рыцарей? В каждом монастыре, где они с Теодорихом останавливались на ночлег, было больше сокровищ, чем у всех известных Каупо вождей вместе взятых.
Но полностью сразила Каупо встреча с Папой Римским Иннокентием III - перед этим человеком склоняются миллионы католиков! А Папа Римский сделал Каупо подарок - сотню золотых монет (фунт золота). Хотя в то время не каждый из вождей Балтии золото видел - в ходу были бронзовые и серебряные слитки. В общем, Каупо уезжал скептиком, а вернулся горячим поклонником Запада.
Он встал на сторону крестоносцев и епископа Альберта. Он не колеблясь выступил даже против не желавших принять крещение родичей. Дошло до того, что ему пришлось штурмовать собственный замок - Турайду. Но не менее кроваво происходила христианизация и в других местах Европы, например, на Руси в X - XI столетиях.
Сосед Каупо - вождь талавских латгальцев Таливалдис служил крестоносцам не менее ревностно. Более того, во имя католической веры он отказался не от изжившего себя язычества, а от православия. Позже вместе с крестоносцами он грабил «еретиков» - эстонских язычников и православных. Однако в латышской литературе Таливалдис предстает в виде величественного и патриотически настроенного старца, которого зверски замучили эстонские разбойники... В действительности эстонцы лишь отомстили грабителю.
Погиб Каупо как истинный сын католической церкви - был смертельно ранен в бою с эстонскими язычниками 22 сентября 1217 года. Умирая, завещал все свое имущество католической церкви. Он пережил своих сыновей, выдал замуж своих дочерей, и наследников у него не осталось. Правда, род графов и князей Ливенов, оставивший след в истории не только Латвии, но и России и Германии, считает себя потомками дочерей Каупо.
Точных сведений о месте могилы Каупо нет, но археологи полагают, что он был похоронен недалеко от Турайды в Кримулдской церкви. Спасти свой народ от облатышивания ему все же не удалось - ныне всего десяток человек в Латвии говорят по-ливски. Однако ливы и потомки ливов поминают его добрым словом, поэтому и поставили ему памятник.
На самом деле он, конечно, не был предателем, а просто человеком, вынужденным сделать тот выбор, перед которым рано или поздно оказывался каждый лидер стран Балтии, - между Востоком и Западом.
Может, Каупо стал «главным предателем латышского народа» именно потому, что был нелатышом?
http://www.chas-daily.com/win/2001/10/06/g_008.html Вторая цитата о роли Каупо в истории:
Увидеть Рим и умереть
Энергичный Теодорих добился того, что в Риме Каупо принял его святейшество Папа. Тот был милостив, прощаясь, подарил Каупо сто серебряных монет, а Теодориху - Библию для епископа Альберта. Каупо был потрясен. И отнюдь не свиданием с папой. Он увидел Вечный город, где количество жителей превышало численность всех ливов. Простые горожане были одеты наряднее, чем вожди в Ливонии, а дворцы и городские укрепления поражали воображение. Каупо навсегда осознал, что такое Европа. И не было отныне у епископа и ордена более верного союзника, чем он.
Крестоносцы и Каупо стали подчинять Ливонию власти епископа. Альберт спокойно служил в церкви службу, когда меченосцы принесли ему отрезанную голову лидера борцов за независимость вождя Ако. А Каупо сам повел отряд крестоносцев на штурм своего собственного замка в Торейде, где укрепились повстанцы. Замок был взят, в Саду Богов потоком пролилась ливская кровь.
И рижские, и сигулдские ливы стали верными союзниками епископа и ордена крестоносцев. Под знаменем Альберта они воевали против латгалов, куршей, эстов ради интеграции Балтии в Европу.
Немцы имели хорошие доспехи, убить их было непросто. Ливы отважно гибли в сражениях. В одной из битв с эстами (чей язык очень похож на ливский) пал князь Каупо.
Через века известный российский историк Лев Гумилев напишет: «В борьбе с немцами прибалты ограничивались обороной. Но оборонялись они до последнего. Помогло рыцарям то, что их поддерживало очень воинственное племя - ливы».
Междоусобная война между сторонниками и противниками Каупо, поддержка агрессии крестоносцев дорого обошлась ливам. Их численность резко сократилась. Постепенно ливов стали ассимилировать. Причем не немцы (они не считали ливов равными себе), а балты.
http://www.zapchel.lv/?lang=ru&mode=parallels&submode=&page_id=2285 И последняя цитата:
Итак, балты и ливы тяготились ролью «младшего брата». В свою очередь хитрые немцы действовали не только огнем и мечом, но и пиаром, прилагали огромные усилия, чтобы показаться местным жителям полезными.
С чего началось «приобщение» местных политиков к Западу? После того, как ливский вождь Каупо принял христианство, помощник епископа Альберта по особым поручениям аббат Теодорих отвез новообращенного христианина в Рим и представил его святейшеству Папе. Глава католической церкви был любезен с Каупо и даже дал немного денег в подарок. Но, представляется, не это было главным. Легко представить какое впечатление произвел на лива сам Вечный город! По тем временам Рим считался огромным, его дворцы, виллы богатых дворян и храмы производили сильное впечатление даже на приезжих из Лондона или Парижа. Что уж говорить о провинциале из далекой Ливонии... Думается, Каупо осознанно показали прекрасную витрину западного мира. И он решил бороться за то, чтобы жить как на Западе. Вернувшись домой, с мечом в руках ходил штурмовать деревянные замки своих соплеменников-ливов, не желавших приобщаться к западной цивилизации, участвовал в походах против язычников-эстов. Шли войны, ливские солдаты гибли, их становилось все меньше... В конце концов в бою с эстами погиб и сам Каупо.
Каупо был отнюдь не единственным местным вождем, согласившимся подчиняться епископу Альберту. Его судьба - лишь наиболее характерный пример.
http://www.pctvl.lv/?lang=ru&mode=parallels&submode=&page_id=7454 О памятнике вождю турайдских ливов Каупо работы Гайды Грундберги, установленном недалеко от церкви в Кримулде (24 сентября 2001 г.)
http://notikumi.delfi.lv/archive/article.php?id=1847149&categoryID=8529646&ndate=1001296806 На стенде, установленном возле Кримулдской церкви, видны фотографии, сделанные во время открытия памятного камня:
Даже и в этом месте многие склонны искать мистику. То книги о Каупо и священном Граале пишут: Beināre Astrīda Kaupo un Svētais Grāls
http://www.jr.lv/lv/veikals/prece/index.html%3Bjsessionid=242BE75D59979C77465197A0E6D249DC?shop_id=254099&shop_currid=2Оцените "высокий штиль" обложки:
То вот еще пассаж, связанный с памятником на его могиле:
Самое загадочное место, по мнению эксперта, это могила Каупо, которая находится у большого холма с католической церковью на вершине. Здесь огромный камень с выбитым в нем портретом Каупо. Хотя есть подозрения, что останков вождя под камнем нет, а валун - просто символ с особыми знаками.
- Посмотрите на выбитый в камне меч около "головы" Каупо, - предлагает оккультист. - Меч, помимо оружия, был вроде камертона для настройки позвоночника воина - для прямой связи с космосом. Ведь именно через позвоночник человек получает энергию свыше… А на задней части камня - щит: своего рода защита Кримулды от ведьм, которые могут прийти сюда из соседнего поселка Рагана…
Особенные и два креста около храма. Они ведь вовсе не католические! Две перекрещенные палки стянуты особым узлом так называемой водной ливской вязки. Причем у ливов рядом всегда ставятся два креста - мужской и женский. Первым обязательно подпирают камни, чтобы душа воина в небе слушала родную землю и помогала ей, общаясь с Богом. Опять же, крест - символ христиан, а весь "антураж" - языческий, что в очередной раз характеризует смесь обрядов даже в отдельно взятой Кримулде.
http://rus.delfi.lv/archive/article.php?id=15859369 На верхнем фото справа видно здание пастората, построенное на вершине городища Кубеселе, где по преданию, находился один из замков Каупо. На снимке внизу на памятнике цитата из Хроники Генриха Латвийского, которую я уже приводила выше - о смерти Каупо, его последней воле и погребении:
Кстати, а зачем искать сенсации на пустом месте? Их хватает и так - и городище вовсе не городище и могила, может быть не могила, хоть там и есть чьи-то кости. Вот мой перевод информации с сайта Национального парка "Гауя":
Городище Кубеселе (Kubeseles pilskalns)
На юге, спускаясь с церковного холма, на конце моренной возвышенности находится городище Кубеселе. С трех сторон его омывает речка Рунтиня. Склоны холма с трех сторон очень крутые, возможно, что было сделано искусственно, чтобы ограничить холм от расположенных ниже лугов. На востоке возвышенности, вероятно, находился ров, защищающий городище.
Городище Кубеселе считается латвийским археологическим памятником местного значения. Многие историки это городище считают упомянутым в хронике Генриха Латвийского местом замка вождя ливов Каупо, однако до сих пор нет археологических оснований связать городище Кубеселе с каким-либо ливским замком. Проведенные на городище археологические раскопки в 1991 г. под руководством Андрея Васка и Яниса Циглиса не констатировали здесь культурного слоя ливских времен (11-13 вв.). Здесь было найдено всего лишь несколько предметов как эпохи железа, так и более поздних времен. Однако, по мнению археолога Эгила Емельянова факт, что Кубесельская (Кримулдская) церковь построена в 1205 г. свидетельствует, что здесь поблизости располагался также укрепленный замок. На городище Кубеселе ныне находятся постройки Кримулдского пастората, возведенные в 1775 г. и перестроенные в 19 в.
Могила Каупо
Каупо - наиболее значительный образ вождя или "почти короля" народа ливов Турайдской области, описанный в начале 13 в. в хронике Генриха Латвийского.
В 13 в. земли гауйских ливов турайдской области выглядели государственным образованием, однако нет точных сведений о правах вождя этого государственного образования. Неизвестен год рождения Каупо, но местом рождения считается Кубеселе. Большой деревянный замок Каупо находился в Турайде. Во время крестового похода в 1212 г. он был сожжен, но уже в 1214 г. на его месте начали строить каменный замок. Каупо одним из первых турайдских ливов принял крещение и после путешествия в Рим к папе Иннокентию III в 1203 г. стал истинным христианином. Каупо был убит подле Вильянди в 1217 г. во время совместного похода с орденскими братьями против жителей Сакалы в Эстонии. После описанных в хронике Генриха событий умирающий Каупо разделил свое имущество между всеми существующими тогда в Видземе церквями. Там же описано, что его тело было сожжено, а кости перевезены в землю ливов и погребены в Кубеселе.
Спустившись с Кубесельского городища и перейдя через речку Рунтиню, попадем к т.н. могиле Каупо, о которой есть различные версии. Одна из них такова, что Каупо погребен в самой Кримулдской церкви. Местные жители исследователям 19 века могилой Каупо называли холмик размерами 10x6 м возле речки Рунтини. Он овальной формы, по виду частично природное образование высотой 1,5 м. Это место в 1839 г. открыл исследователь древних захоронений округи Фридрих Крузе и обнаружил там кальцинированные кости и это изображено на плане Кубесельской округи, что был им размещен в изданной в 1842 г. в Тарту книге NECROLIVONICA. Однако надо отметить, что в неполных 100 метрах на юг от упомянутого возвышения находится еще одно четырехугольное возвышение высотой 0,5 м с каменной кладкой, которое также предположительно выглядит местом погребения Каупо. Остатки кладки выполнены из колотых полевых камней, которые здесь начали использовать только в середине 19 в. Возможно, поэтому на изображенном Ф. Крузе плане Кубесельской округи это место не отмечено. 22 сентября 2001 г., т.е. в день, когда в 1217 г. Каупо в Эстонии был ранен и скончался, возле Кримулдской церкви был установлен памятный камень (скульптор Гайда Грундберга Gaida Grundberga).
http://www.gnp.gov.lv/public/lat/kulturvide/krimulda_un_apkartne/ Вид на холм, где предположительно находится могила Каупо, снято мною в 2002 г. с городища Кубеселе:
И вид чуть правее этого места тогда же и там же:
А вот рисунок Аспелина, изображающий погребения ливов в этих местах, изученные в конце 19 века:
Ливские предметы времени Каупо, обнаруженные при раскопках в Кубеселе:
Фотографии информационных стендов на латышском языке (к сожалению, ни на русском, ни на английском информации там нет...) Но на русском я ее всю привела в этом посте. Привожу ссылками, чтобы не создавать лишний траффик.
О городище Кубеселе:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/00ecx4k5 О холмике Каупо:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/00eby0d6 &
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/00ebzp16О здании пастората на вершине городища Кубеселе:
http://pics.livejournal.com/renatar/pic/00ecrd37 Пасторат и церковь в 18 веке на рисунках из знаменитого собрания Иоганна Кристофа Бротце:
Думал ли Каупо, что появится на месте одного из его замков, если таковой тут существовал?
О Каупо на латышском можно также прочесть тут:
http://www.historia.lv/alfabets/K/ka/kaupo/kaupo.htmhttp://www.vietas.lv/objekts/kaupo_kapa_uzkalnins/ Кстати, в Интернете иногда проскальзывает такая ссылка, где многое ошибочно - Каупо был ливом, а не леттом, ездил в Рим, а не в Авиньон и не послом от рижского епископа, да и имя папы было другим:
Ливен - баронский и княжеский род, по преданию происходящий от Каупо, старшины леттов (латышей), который одним из первых принял христианство в Лифляндии. К 1202 г. Каупо ездил в Авиньон послом от рижского епископа Альберта к папе Целестину III, утвердившему его в дворянском достоинстве, с прозванием Ливе. Внук Каупо, Николай, стал называться Ливен.
http://www.baltic1812.balticom.lv/Latvia/Leviz/Liven.html - ссылка, к сожалению, больше не работает, но эта информация уже разошлась по Интернету. Верно лишь то, что потомки Каупо - это знаменитый род Ливенов:
Род князей Ливен происходит от латышского старшины Каупо, возведенного папой Иннокентием III в дворянское достоинство с фамилией Ливе в 1204 году.
Род фон Ливен внесен в 1631 году в курляндский, в 1821 и 1826 годах в Лифляндсий и в 1865 году в Эзельский матрикулы.
http://www.genealogia.ee/genealogy-diplomat.htm- по ссылке более подробная информация о Ливенах, в т.ч. о знаменитой Шарлотте фон Ливен.
Ну и в завершение поста вот:
"Каупо второй раз отправился вокруг света!" - ссылка на латышском языке о плавании катамарана, носящего имя Каупо:
http://www.sporto.lv/node/2822 О Кримулдской церкви, ее истории и перестройках, а также о лабиринте, носящем имя Каупо - в следующий раз, ибо ЖЖ ругается, что пост слишком большой...
Кстати, когда я в этом году фотографировала церковь, то случайно успела поймать такую вот жанровую сценку, почти как с картины какого-нибудь художника, которую можно озаглавить как "Введение дитяти во храм" - отец открывает дверь, а мать сопровождает малыша по ступенькам... Кто знает, может эти невинные ножки как раз переступают через то место, где на самом деле восемь веков назад нашел свой последний покой знаменитый вождь ливов Турайды?
Так кем же он был? Героем? Предателем? Человеком, покорившимся судьбе? Прагматиком? Простым наемником? Кто сможет дать ответ?