В минувшую субботу перебирали варианты, куда бы можно было поехать недалеко от Риги и что-нибудь интересное посмотреть. Многое уже видели, а из предлагаемых выставок вариантов было всего два - либо ехать по ремонтируемой дороге смотреть о католиках, либо заглянуть на выставку под многообещающим названием "Латыш и его господин". Фоторепортаж с выставки с минимумом комментариев и могу предложить посмотреть. :-)
Название выставки, как видите, было именно такое, о чем и сообщала вывеска на здании в ансамбле дворца Дурбе в городке Тукумс:
Откуда оно взялось? На это отвечает информационный листок, который нам выдали. Я его полностью сосканировала и решила, не перепечатывая, с сохранением всей орфографии и фразеологии привести здесь кусочками в качестве комментариев к фотографиям. Лень же им было попросить русского человека отредактировать текст...
Что удивительно - очень симпатичная выставка, я боялась увидеть очередное нытье о тяжкой доле с трескучими лозунгами, а тут можно было приобщиться к бытовой истории... Хотя некоторые любопытные моменты нашлись и здесь.
Зал 1. Помещик
Только интерьер на фото - это уже не рыцарские времена, хотя из инфолистка это не слишком понятно. И вообще это визуально ближе к дому зажиточного хуторянина, чем помещика, ну разве только не слишком богатого. Реальные интерьеры помещика из дворца Дурбе я покажу потом в отдельной части. Или внизу поста можно глянуть на открытки.
Помещик отличался от крестьянина высшим образованием, о чем нам говорит эта ваза с изображением первого высшего учебного заведения в Латвии - Рижского Политехникума (открыт в 1862 г.):
Розетка напоминает некоторые изразцы печей эпохи герцогства Курляндского:
Образцы посуды - по нашим временам совершенно обычные стекляшки, но тогда это было уделом господ:
Зал 2. Живот - да-да, именно так называется этот зал (точнее, комната) в экспозиции!
Кухня как современная (в IKEA, кажется, есть такие кухонные фасады?). Можете сравнить хотя бы с этой современной нам
кухней:
Подставка для ложек и ножей:
Зал 3. Семья
Электророзетка над колыбелькой заставляет задуматься о том, как далеко ушла цивилизация с тех времен...
Еще одна колыбелька, для младенца поменьше:
Вспоминается история из книги "Дневника Малыша" местного классика Эрнеста Бирзниека-Упита, где сельчане спорили о том, что лучше изобразить на дверце шкафа...
На этом шкафе дата: 1783 год.
Зал 4. Все нехорошее. Кабак.
Трехрожковый патефон впечатляет!
На вывеске написано: "Кабачок "Пьянчужка"". Но вообще этим же словом называют котенка и т.п. Такой неоднозначный смысл.
Кстати, не подскажете, что на этой кружке по-немецки написано?
Зал 5. Труд ремесленника
Вообще мне выставка понравилась - здесь все сделано с любовью, не абы как, для каждой вещи продумывалось свое место в экспозиции, что необычно для местных большей частью. Вот здесь вся керамика расставлена по цветам и оттенкам, которые гармонируют с соседними. "Вшистко подобране", как сказал бы поляк, глядя на это:
Слева - панорама Тукумса, справа - Рижский замок:
Зал 6. Труд ремесленника
В тексте забавное сочетание слов: "в помениях" вместо в "имениях" или "поместьях":
Старинная швейная машинка. Вообще мы снимали выставку более подробно, но в посте сложно показать все фотографии...
Зал 7. Имущество. Приданое девушки
Ткацкий станок:
Зал 8. Имущество. Амбар - этого зала почему-то не было в экспозиции, когда мы ее осматривали, но текст приведу.
Все же, когда заканчивали осмотр, в голове оставался недоуменный вопрос: так кто же господин латышу? Барская комната (зал №1) в экспозиции мелковата, получалось, что барин ненамного роскошнее прочих жил (с точки зрения нынешних времен, конечно). :-)
Но в этой же комнате был интересный стенд с фотографиями, большая часть из которых называлась "Встреча кайзера Вильгельма II в Елгаве в начале 20 века". Намек на то, что господин латыша - германский кайзер? Как-то странно этот одинокий стенд (других не было) смотрелся в остальной экспозиции...
Может, все же господами были герцоги Курляндские, чьи изображения размещены во дворце неподалеку?
Кстати, изображения герцога Фердинанда Кетлера не так часто можно встретить:
Еще портреты из экспозиции дворца: герцог Курляндский Петр Бирон (сын Эрнста Иоганна) и герцогиня Доротея Бирон, урожденная графиня Медем:
Но на самой выставке они представлены не были.
Кстати, о Медемах - именно тут, в имении Дурбе были господами графы фон Медем, чей дворец видно из окна хозпостройки, где разместилась выставка:
И вид на выставочную постройку из господского окна:
В сам дворец отправимся в следующий раз:
Пока покажу пару открыток оттуда:
Любопытно, что именно сюда мы с мужем приехали в первую нашу совместную поездку на машине 6 лет назад, так что увидите, как сильно дворец изменился за эти годы - и это стало поистине приятным сюрпризом. Тогда в Дурбе был праздник роз - все желающие могли поучаствовать в их высаживании. А теперь вот они, цветущие розы:
Ухаживают за розами здесь очень старательно - вот и сейчас на фото видна женщина в розовой же кофточке:
В нынешней поездке не обошлось, конечно, и без приколов. Вот это, судя по вывеске, керамические мастерские рядом с выставкой:
Если заглянуть туда под вывеску, виден стенд с надписью: "Вход в замок". Обратите внимание, на какую дверь и с какой эмблемой он указывает. :-))
А когда мы уходили из Дурбе, над нами несколько раз пролетел этот самолет (НАТО?)
Кто ныне господин этому малышу, чьи предки лишь одним-двумя поколениями вышли из батрацкой доли? Его прадеды приглашали к себе крестоносцев для своей защиты от соседей и обернулось это веками господства остзейских баронов, закапывающих его дедов за провинности живьем в землю и сносящих им головы боронами... (но почему об этом они не помнят и счетов Германии не выставляют?)