Сегодня продолжим о странствованиях Холмса и Ватсона вокруг Домского собора и монастыря. :-)
Предыдущая часть истории здесь:
http://renatar.livejournal.com/28311.html Вначале немного дополню информацию о доме Холмса на Бейкер-стрит 221б, то есть на ул. Яуниела, 22. Вот современное фото этого здания:
А вот и пресловутый дворик с кафетерием прямо у входа в дом Шерлока Холмса, который столь оживленно обсуждался в комментах к прошлой теме:
Кстати, я хотела бы обратить внимание, что в фильме о Холмсе дверная ручка в доме иная, не такая, как на этом фото. Если со мной поделятся скриншотом той ручки, я ее размещу здесь для сравнения. В свое время до покраски двери на ее поверхности очень долгое время были заметны следы декоративных накладок от той старой ручки.
Теперь переходим к событиям, развернувшимся перед западным фасадом Домского собора и монастыря, на площади Гердера. Схема местоположения из предыдущего сообщения:
http://www.castle.lv/latvija/zfilm/dome2.jpg Кадры 4-5: еще несколько лондонских улиц
Фактически перед нами одно и то же место: площадь Гердера. На кадре выше мы видим Холмса с Ватсоном и полицейских инспекторов, приближающихся к нам. Крайнее справа здание, от которого виден лишь угол - это все тот же Музей истории Риги и мореходства, о котором рассказывалось в предыдущей части рижской шерлокианы. Большой портал вдали справа - это вход в Домский собор. На кадре ниже мы видим слева те же дома, что и на верхнем, а справа - красный угол Домского собора:
Вот эта часть площади Гердера с птичьего полета на старинной открытке, сделанной в начале 20 века, в самые холмсовские времена. Домский собор, рядом с ним пристройка к монастырю, где находилась первая рижская школа. А в самом низу пока еще чахлое деревце отмечает начало малюсенького скверика, в котором установлен памятник тому, чье имя носит площадь: Иоганну Готфриду Гердеру.
Иоганн Готфрид Гердер - немецкий философ-просветитель, литератор, фольклорист. Изучал богословие в университете Кенигсберга (1762-1764). В 1764 г. Гердер получил место проповедника и заведующего Домской школой в Риге, а с 1767 г. служил еще и как пастор.
Здесь, в Риге, он имел огромный успех как воспитатель и как проповедник, преподавал также естествознание, математику, французский язык, стилистику и историю до 1769 г. В рижский период им были написаны научные работы: "О новейшей немецкой литературе"(1767 г.), как дополнение к литературным письмам Лессинга "Критический обзор науки и полезных искусств" (1767 г.). В основной философской работе И. Г. Гердера «Идеи о философии истории человечества» (1784-91) развита мысль о беспрерывном прогрессе человеческой истории и движении общества к гуманизму, особо подчеркнута идея разума и справедливости. Труды И. Г. Гердера повлияли на развитие классической немецкой философии.
Но самая большая заслуга Гердера в том, что он впервые использовал и ввел в обиход термин "народная песня". Он собирал песни народов мира, в том числе и латышские, систематизировал их. Нападки заставили Гердера задержать опубликование подготовленного им еще в 1773 г. сборника «Народные песни». Сборник в пополненном виде вышел в свет лишь пять лет спустя. Второе издание его было осуществлено уже после смерти составителя, в 1807 г.; в соответствии с пожеланием Гердера ему было дано название «Голоса народов в песнях». Стихотворные произведения Гердера публикуются в сборниках немецкой поэзии рядом с такими авторами, как Гейне и Гете.
Площадь Гердера (720 кв.м) обозначена на плане Риги уже в 1650 г. До 1864 на ней находились малые городские весы, и она называлась Малой Весовой. Нынешние вид и размеры обрела в конце 19 в., когда была снесена застройка с западной стороны Домского собора. В ознаменование 100-летия со дня прибытия в Ригу И.Г. Гердера на площади в 1864 г. был установлен памятник Гердеру (это был первый памятник деятелю культуры в истории города), а сама площадь получила его имя. Вид площади в 19 веке:
Бронзовый бюст является слепком верхней части воздвигнутого в Веймаре памятника Гердеру работы скульптора Л. Шаллера, цоколь и ограда были выполнены по проекту архитектора Г. Шееля. До наших дней сохранились бюст и ограда, постамент был восстановлен в граните в 1959 г. (скульпт. М. Заурс). На площади расположены рабочие помещения и фондохранилище Музея истории Риги и мореходства.
Если присмотреться к этому фото, и к кадру, где по площади идут наши сыщики, то становится понятно, что кинооператор находился как раз за спиной памятника Гердеру. :-) Фонарь в кадре из фильма - бутафорский, в Риге на этом месте фонаря не было. Позднее мы увидим этот фонарь и в других рижских кадрах.
На заднем плане виден портал Домского собора, внесенный в число памятников скульптуры города. В завершение сегодняшней темы - небольшой рассказ о самом соборе.
Домский собор (нем. Domkirche - соборная церковь, латыш. Doma baznica) или церковь Св. Марии, наиболее значительный памятник средневекового зодчества Латвии. Величественная простота пространственных решений романской архитектуры сочетается здесь со скупым готическим декором. Заложен (1211 - около 1215) основателем Риги епископом Альбертом Буксгевденом как трехнефная романская базилика с монастырем для капитула (высшего духовенства Ливонии), завершен около 1270 г. неизвестным мастером из Кельна по типу зального храма с башней на западном фасаде. Изначально церковь имела форму креста, наиболее старинная алтарная часть построена из тщательно обтесанных известковых блоков в романском стиле, позднее была преображена в готическом стиле. Вид собора при епископе Альберте:
Около 1300 г. достроен как базилика, перекрытая готическими сводами (высота среднего нефа 26 м). С веками собор постоянно перестраивался, вбирая в себя признаки разных архитектурных стилей - романского, готического, барокко, классицизма. Частично перестраивался до конца 19 в. Первая башня собора сгорела в пожаре 1547 г., вместо нее в 1595 г. была построена новая башня. В 1775 г., когда деревянные конструкции башни подгнили и стали ненадежными, шпиль разобрали и вместо него воздвигли нынешний купол в стиле барокко. Боковые капеллы - 13(?) и 15 вв.; клуатр и зал капитула с резьбой на капителях - 1-я половина 13 в.; в 1776 г. завершение собора получило барочные очертания. В интерьере собора: резные кафедра (1641), скамьи и эпитафии (16-17 вв.) - маньеризм, барокко; скульптурные надгробия (14-17 вв.); живопись - преимущественно на хорах (в основном 18 в.); витражи (19 в.).
После реставрации (1959-60) собор, обладающий хорошей акустикой и одним из лучших в бывшем СССР органов, был преобразован в концертный зал-музей. Ныне передан в собственность Латвийской евангелическо-лютеранской Церкви, но в специально отведенные часы здесь проводятся концерты органной музыки. Большой художественной ценностью обладает многоярусное обрамление центральной части органа, одного из крупнейших в мире (и самого большого в мире на тот момент), установленного в 1884 г. фирмой Walcker & Co в Людвигсбурге (Германия), имеет 6718 деревянных и металлических труб, 124 регистра, 2 пульта с 4 мануалами и педальной клавиатурой, отличается насыщенностью и красотой звучания.
Продолжение следует.