Продолжение рассказа о доме с мозаиками в Юрмале, который расположен в районе железнодорожной станции Майори. Вчера было небольшое фотоэссе-анонс, сегодня же суровая действительность без приукрас, потому что заметно, что уже много лет никто не ухаживает за всеми этими чудесами...
Находится это необычное место по адресу Rīgas iela 4 - только если кто-то захочет туда съездить, имейте в виду, что там есть небольшая засада - улица Ригас (выделила ее на схеме желтым цветом) в своем конце (по нумерации домов это начало) отклоняется от прямой линии, и если ехать по ней до упора, то в итоге попадаешь на улицу Страумес. Так что не пропускайте нужный поворот:
Вообще должна сказать, что находится это в очень интересном месте самом по себе - тут река Лиелупе делает крутой разворот, почти доходя до моря:
Честно говоря, то, что мы увидели, приехав на место, некоторым образом по настроению перекликается с этими стихами...
Всё, что минутно, всё, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках.
Рабы сквозь римские ворота
Уже не ввозят мозаик.
И догорает позолота
В стенах прохладных базилик.
От медленных лобзаний влаги
Нежнее грубый свод гробниц,
Где зеленеют саркофаги
Святых монахов и цариц.
Безмолвны гробовые залы,
Тенист и хладен их порог,
Чтоб черный взор блаженной Галлы,
Проснувшись, камня не прожег.
Военной брани и обиды
Забыт и стерт кровавый след,
Чтобы воскресший глас Плакиды
Не пел страстей протекших лет.
Далёко отступило море,
И розы оцепили вал,
Чтоб спящий в гробе Теодорих
О буре жизни не мечтал.
А виноградные пустыни,
Дома и люди - всё гроба.
Лишь медь торжественной латыни
Поет на плитах, как труба.
Лишь в пристальном и тихом взоре
Равеннских девушек, порой,
Печаль о невозвратном море
Проходит робкой чередой.
Лишь по ночам, склонясь к долинам,
Ведя векам грядущим счет,
Тень Данта с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поет.
Александр Блок
Май - июнь 1909
.
Когда подъезжаешь туда, то там сначала виден совершенно ничем не примечательный дом (на первый взгляд):
И лишь мозаичный забор убеждает в том, что мы прибыли как раз туда, куда нужно было:
Вот он тянется вдоль улицы:
Фрагменты забора между воротами и калитками:
На этом участке забора виднеются надписи. Сверху: "RA-SPUTŅIKS". Ниже, в круге: "JŪRMALA RĪGA". Что хотел сказать этим автор мозаики? Что он живет в обоих городах? А в РА-СПУТНИКЕ заключена какая-то игра слов...
Фрагмент мозаики крупнее - видна какая-то жанровая сценка:
Калитка заперта, из нее видны мозаики в нижней части дома и какие-то сооружения на берегу:
Приходится обойти дом с другой стороны, войти в другую калитку и спуститься по этой лестнице:
Пройти мимо этих подъездов:
Если поднять голову, можно увидеть остатки былой роскоши, характерной для юрмальского деревянного строительства на рубеже 19-20 веков:
Однако дела у жильцов еще не так уж плохи, невзирая на залатанные стены и проемы, раз есть спутниковые антенны:
Идем по тропинке между домом и сараями. Появляется первая почти полностью обвалившаяся мозаика:
Сараи на территории мы снимать не стали, а дом с обратной стороны выглядит вот так:
Окна уже давно закрашены... Что сталось с теми, кто тут жил?
Надпись над гаражом: "ANNO 1980" - прошло 30 лет с тех пор, как были созданы эти мозаики, потому что сам дом намного старше:
Вход в дом. На звонок в дверь вышла женщина азиатской внешности, заявившая, что хозяина нет, а она никакую информацию без него давать не собирается и вообще ей тут холодно стоять. :-(
Вид от входа на реку Лиелупе:
Окна здесь украшены мозаикой:
Судя по всему, это и была ракушка, о которой упомянула
xataltul в предыдущем посте:
Она же с другой стороны - вроде бы там изнутри можно съезжать в воду:
Внутри выглядит вот так, если посмотреть наверх:
А сверху так:
Что это было? Раздевалка? Место для мусорника?
Внутри вот такое былое великолепие:
Мозаика стен поближе - удивительно тонкие колористические переходы:
Судя по всему, это был лодочный причал:
Та самая ящерица на берегу, о которой был рассказ в прошлой части:
Ее морда крупнее:
На спине у ящера или ящерицы вот такая мозаика:
Что это такое было - уже не понять...
В очертаниях мозаик угадываются люди...
Что видели эти глаза, о чем могли бы поведать? Кто тебя создал, кем он был? Молчание...
Остатки мозаичных дорожек:
Белое дерево Гондора?
Помните: У дерева были продолговатые, изящные, темные сверху и серебристые с изнанки листья, а среди тонких веток маленькой кроны светилось одноединственное крошечное соцветие, и белые лепестки сияли, как снег на солнце.
*
Его бутоны, которые никогда не расцветут:
Понятно, что в 1980-м году автор думал о каком-то другом дереве... Но сейчас этот образ перекликается с толкиеновским:
Белое Древо Гондора было «потомком» Нимлот, Белого Древа Нуменора, что в свою очередь являлось саженцем Келеборна, Серебряного Древа, что росло на эльфийском острове Тол-Эрессеа. Белое Древо было посажено Исильдуром в Минас-Тирите (тогда еще звавшемся Минас-Анором) в память о своем брате Анарионе.
Так оно и росло, пока в 1636 году Третьей Эпохи не засохло во время Великого Мора. Остался от него лишь небольшой росток, который в 1640 году Король Тарондор посадил в Фонтанном Дворе Цитадели. Это Древо росло до 2852 года. Оно засохло, нового ростка не нашли. Древо не тронули, оно так и простояло сухим до 3019 года.
25 июня 3019 года Третьей Эпохи Гэндальф привел Арагорна на гору Миндоллуин, на каменистом склоне которого они и нашли новый росток Древа, коему было не больше семи лет. Это Древо было пересажено на место прежнего, где оно прижилось и зацвело.
* Где нам найти Гэндальфа, способного оживить это все? :-( Ибо это дерево не простоит до 3019 года...
Понятно, что все это достаточно наивно и непрофессионально сделано, но все же это - уникальный объект, о сохранении которого никто не заботится. Судя по всему, тот, кто это сделал, либо умер, либо больше не способен заниматься своим детищем, которое, судя по всему, радовало многих юрмальчан и гостей города в свое время.
Но что же власти города? Возможно, они не знают об этом объекте? Очень сомневаюсь... Потому что прямо напротив дома с мозаиками расположилось вот это сооружение:
Что это такое? Это спортивная площадка Майори, частично открытое хоккейное поле (Majoru sporta laukums, daļēji atklāts hokeja laukums) на ул. Ригас, 1 (Rīgas iela 1, Majori), как заявлено на городском официальном сайте Юрмалы:
http://www.jurmala.lv/page/1025 Еще информация об этом сооружении с сайта "карты об объектах культуры", перевожу с латышского, в скобках оригинал текста):
Спортивная площадка основной школы Майори (Majoru pamatskolas sporta laukums)
Архитектурная награда 2007 года (Arhitektūras gada balva 2007)
Авторы проекта (Projekta autors/-i): Арнис Диминьш (Arnis Dimiņš), Бригита Барбале (Brigita Bārbale)
Заказчик: Городская дума г. Юрмала (Pasūtītājs: Jūrmalas pilsētas Dome)
Строительный период 2007-2008 гг. (Būvniecības laiks: 2007.- 2008. gads)
http://www.kulturaskarte.lv/lv/arhitektura/majoru-pamatskolas-sporta-laukums- Так что все они видели, чиновники из городской думы. Видели и приговорили - спортплощадку внести в список объектов культуры,
- дом с мозаиками - к смерти.
Его нет ни в одном списке, ни на одном сайте в Интернете, никакой информации о том, кто тут жил и творил... Дом постепенно разрушается, о нем никто не знает, никому он не нужен. Так проходит земная слава.
Одно-единственное упоминание я нашла о доме в Интернете...
Странно, что на Panoramio сочли нужным выложить только одно фото, и то самого дома, без прилегающей территории. Хотя понятно, что во двор фотограф заходил... и не мог не видеть интересные детали:
http://www.panoramio.com/photo/17282470 Единственный плюс этой ссылки - выложены координаты этого места: 56°58'11.49"N 23°48'9.70"E и можно посмотреть местоположение на карте Юрмалы.
Это все, что я могу рассказать... Знаю, что некоторые френды хотят съездить посмотреть на это место - может быть удастся узнать больше?