"Леонора Кристина" держит курс на путеводный маяк имени Нобелевского лауреата

Jun 04, 2012 05:36

Вчера был пост "Скалы, пираты и прочие сюрпризы Рюгена", связанный с нашей поездкой на пароме из Засница на Борнхольм, а сегодня расскажу о другом пароме, отплывавшем с Борнхольма, который также имел необычную историю. Прибыв в свое время из далекой Австралии, именно он доставил нас в шведский город Истад. О городе и прочих интересных моментах - под катом.







Итак, про паромную переправу Рённе (о. Борнхольм) - Истад (Швеция):




Электронный терминал в Рённе доставил нам несколько неприятных мгновений, сначала не хотел считывать штрих-код у билета, а потом ветер вообще вырвал листок из рук... Не ломать же шлагбаум, чтобы проехать. Нет, все-таки иногда среди всей этой электроники нужен и человек, которому можно дать билет в окошко, где нет никаких ветров. Но листок все же поймали, код пришлось набивать цифрами и в итоге преодолели эту Харибду. Фото не очень, потому что снималось через бликующее стекло и составлено из двух кусочков:




У нас на билете, конечно, было написано название парома: Leonora Christina Catamaran, но мы никак не ожидали увидеть такое вот чудо:



Фото Р.Р.

Оказалось, что это совсем новый корабль, которому исполнился лишь год:

Leonora Christina катамаран был построен в 2011 году в Австралии, теперь собственность компании BornholmerFærgen, обслуживая линию Рённе (Борнхольм, Дания) - Истад (Швеция)
http://www.ask.com/wiki/Leonora_Christina_%28ship%29

Я нигде не нашла ни подтверждающих, ни опровергающих сведений о том, что это самый большой катамаран в мире, поэтому пусть эта ссылка тут будет:

Австралийская верфь Austal, специализирующаяся на производстве судов из алюминиевых сплавов, завершила создание "Leonora Christina", катамарана длиной 113 mètres, для датского судовладельца Faergen.
Речь идет о самом большом катамаране в мире.
http://paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=9&t=223




Кому интересно, внутренняя "начинка" катамарана в процессе строительства примерно такая:




Некоторые технические подробности о пароме. 22 дня он шел своим ходом из Австралии в Данию!

Крупнейший катамаран, когда-либо сходивший со стапелей австралийской компании Austal - 113-метровый Leonora Christina - недавно был передан заказчику из Дании.
Катамаран был построен для компании Færgen (бывшая Nordic Ferry Services) и на этой неделе отправится в Данию с верфи Henderson.
Leonora Christina присоединится к 86-метровому катамарану Villum Clausen, который также был построен Austal, на линии Ронне (Борнгольм, Дания) - Истад (юго-восток Швеции).
Управлять судном во время 22-дневного перехода Австралия-Дания будет капитан Ссорен Шоу из подразделения заказчика судна Bornholmer Færgen, куда паром поступит в менеджмент.
Пассажировместимость Leonora Christina составляет 1 400 человек. Паром способен принять на борт 357 авто. Благодаря наличию кормовой и носовой аппарелей грузовые операции с высокой эффективностью могут осуществляться в режиме сквозного проезда. Четыре ГД типа MAN 20V28/33D мощностью 9 100 кВт каждый питают водометы от Rolls Royce типа KaMeWa 125 SIII. Максимальная скорость хода при этом достигает 40 уз.
http://maritime-zone.com/news/austal-delivers-leonora-christina-to-fargen/

Схемы палуб парома:




Этот сайт, похоже, делался с помощью гуглопереводчика :-( Все же отдельные фрагменты я сюда скопировала в качестве дополнения к основной информации.
Понять, в принципе, можно:

Старший капитан Сорен Schow приехал из Дании с монету из года 1660. Эта монета имеет значение, так как это из той же эпохи, как тезка корабля, датской исторической значок, Леонора Кристина.
Австралийский доллар две монеты был помещен рядом с датским две копейки монету в небольшой ящик, который был зафиксирован ниже подножия мачты.
Austal был заключен контракт в апреле 2009 года
Судно находится на пути к начаться ходовые испытания в марте, с доставкой запланировано провести в мае 2011 года.
http://ru.marinelink.com/story.aspx?336973




На английском о пароме:
Leonora Christina High-Speed Catamaran Ferry, Denmark
http://www.ship-technology.com/projects/leonora-catamaran/

Могу сразу сказать: ходит он быстро, скорость чувствуется. Да и по времени заметно - всего 1 час 10 минут он в пути (74 км) между Борнхольмом и Швецией (для сравнения: паром из Гедсера в Росток 64 км преодолевает за 1 час 45 минут):




Чем же катамараны отличаются от других судов, чем они лучше? На это достаточно популярно и доходчиво рассказывается тут:

В чем же заключаются преимущества многокорпусного судна перед однокорпусным, которые заставляют надеяться, что транспортные задачи будущего призваны решать суда именно этого типа? Самое главное преимущество, которое успели оценить еще древние жители Океании, заключается в исключительно хорошей поперечной отстойчивости - качестве, которое предотвращает опасность опрокидывания судна. Благодаря тому, что два жестко соединённых мостом корпуса отстоят сравнительно далеко один от другого, у катамарана образуется большой переносный момент инерции площади действующей ватерлинии относительно продольной оси. Именно это обеспечивает высокую поперечную отстойчивость, недостижимую на однокорпусном судне сравнимых размеров. Естественно, что катамаран особенно пригоден для работ, связанных с повышенными требованиями к отстойчивости. В частности, это имеет значение не только для научных океанографических судов, мореходных плавучих кранов или малых рыболовных судов, которые должны работать и на взволнованном море, но также для транспортных судов. Такие виды грузов, как контейнеры, автомашины и промышленное оборудование в сборе, требуют сравнительно большой кубатуры. Если же размещать эти грузы только в глубине трюмов, то будет недостаточно эффективно использоваться грузоподъемность судна. Поэтому такие грузы оказывается необходимым ставить и вверху, намного выше ватерлинии, и даже на верхней палубе (разумеется, в том случае, если это позволяет остойчивость судна). И там, где возможности однокорпусного судна в этом плане будут исчерпаны, на сцену выходит катамаран.

В числе других преимуществ катамаран предположительно сможет достигнуть более высоких скоростей и лучших маневренных качеств, чем у однокорпусного судна. Здесь нельзя не сказать, что именно проблема скорости оказывается самой спорной при исследованиях катамаранов. При небольших скоростях у катамаранов ни в коем случае не может быть получено выигрыша в мощности по сравнению с однокорпусным судном. Существенно большая по сравнению с однокорпусным судном смоченная поверхность двух корпусов приводит к повышению сопротивления воды. Лишь при высоких скоростях начинает проявляться преимущество более острых обводов корпуса катамарана, которое выражается в уменьшении волнового сопротивления и позволяет многокорпусному судну при высоких скоростях иметь- те же или даже лучшие ходовые качества, чем у однокорпусного судна. Большое влияние на ходкость катамаранов оказывает взаимное расположение его корпусов: создаваемые ими системы волн интерферируют, уменьшая или, наоборот, увеличивая сопротивление воды. Поскольку главные двигатели устанавливаются в каждом корпусе катамарана, мощность, подводимая к одному гребному винту, уменьшается вдвое, что позволяет повысить коэффициент полезного действия винтов. Заслуживают внимания также исключительно хорошие маневренные качества катамаранов. Однако, чтобы рассеять иллюзии, необходимо сразу подчеркнуть, что ни стремление повысить скорость, ни даже желание улучшить маневренные качества не являлись побудительными мотивами постройки уже плавающих катамаранов. Здесь наряду с повышенной поперечной остойчивостью сыграла роль так же увеличенная в несколько раз по сравнению с однокорпусным судном площадь палубы. Это особенно важно для перспективных морских грузоперевозок, когда контейнеры и тяжеловесы станут преобладающими среди генеральных грузов.
http://www.seaships.ru/katamaran.htm

Так что мы с большим интересом рассматривали наше плавсредство. Сбоку - электронное табло, извещающее о рейсе на Истад. Такие табло нам встречались несколько раз по дороге в порт:



Фото А.Л.

Наблюдали, как специальные тягачи выволакивают грузовики и фуры из парома:



Фото А.Л.

Кто-то запостил фото на Панорамио:
Катамаран в порту Рённе: http://www.panoramio.com/photo/65576352

Внутри парома на автомобильной палубе:



Фото А.Л.

В салоне:



Фото Р.Р.



Фото Р.Р.

Не хотелось никуда идти и специально снимать, поэтому кадр мест у окна только такой:



Фото Р.Р.

В порту Рённе стоял еще один паром:



Фото В.С.

Вид с другой стороны:



Фото В.С.

Военный корабль?



Фото В.С.

Судя по всему, корабль береговой стражи:




Расписание паромов Рённе-Истад:
BornholmerFærgen We are on schedule Rønne-Ystad
Departure Check-in closes Arrival
06:30 06:20 07:50
10:30 10:20 11:50
14:30 14:20 15:50
18:30 18:20 19:50
22:30 22:20 23:50
http://www.faergen.com/services/traffic-information.aspx?route=BF

Цена билета на паром Борнхольм-Истад 24 евро на пешехода
http://translate.google.ru/translate?sl=en&tl=ru&js=n&prev=_t&hl=ru&ie=UTF-8&layout=2&eotf=1&u=http%3A%2F%2Fwww.faergen.com%2Fdanske-faerger-site%2Fticket-terms-and-conditions.aspx



Оба фото В.С.

Краткая справка о городе Истад, куда держал путь катамаран:

Истад (швед. Ystad) - город в Швеции, административный центр Истадской коммуны лене Сконе. На 2005 год в городе проживало 17 286 жителей.
Впервые город был упомянут в 1244 г. Францисканский монастырь Гробрёдраклострет (Gråbrödraklostret) был основан в 1267 г.
В 1285 году засвидетельствовано написание Ystath. Значение названия не до конца ясно, хотя предполагается, что начальное y связано с древним словом, обозначавшим тисовое дерево. -stad означает по-шведски город, или скорее место. Во времена датского правления до 1658 г. название города записывалось как Ysted.
В XIV веке Истад присоединился к Ганзе. Хартия 1599 г. дала городу право торговать крупным рогатым скотом. В 1658 году город, вместе со всей провинцией Сконе, отошёл от Дании к Швеции согласно Роскилльскому мирному договору; в то время его население составляло приблизительно 1600 человек. В 1850 г. население достигло 5000. В 1866 в Истаде была построена железная дорога, в 1890-ых он стал считаться гарнизоном. Затем его население возросло до 10 тыс. человек. После Второй мировой войны была открыта паромная переправа в Польшу и на датский остров Борнхольм.
Истад известен во всём мире как город, в котором происходит действие многих рассказов Хеннинга Манкеля, главным героем которых выступает инспектор Курт Валландер.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%E0%E4





И здесь, к образованию города Истада, отчасти был причастен епископ Абсалон, о котором у меня на днях был пост "Епископ Абсалон - палач Рюгена?" (кстати, самый любимый мой пост за последнее время):

После Абсалона, епископа Роскилле и архиепископа Лунда, мир воцарился в этом регионе с 11 века, рыбацкие семьи обосновались в устье реки Васса, ловля сельди стала основным источником их дохода.
http://en.wikipedia.org/wiki/Ystad

Старинный план города:




Еще один план города - вдруг кому-нибудь пригодится?




В Истаде было немало интересного, конечно:

Осмотр достопримечательностей имеет смысл начать с исторического центра Истада, где на городской площади находится церковь Девы Марии. Это сооружение, высота которого составляет 120 метров, было возведено в XIII веке. В башне церкви работает смотритель, который в ночное время каждые пятнадцать минут подаёт сигналы с помощью медного рожка, означающие, что в городе всё спокойно.
Туристы, приехавшие в Истад, имеют возможность увидеть самый древний в Швеции монастырь. В настоящее время в храме Святого Петра, основанном рыцарем Хольмгером и его супругой в 1267 г., находится музей города, знакомящий отдыхающих с историей Истада. Здесь можно получить представление о том, как в старину выглядели драгоценности и одежда, а также полюбоваться на розы во внутреннем дворике музея.
http://www.vettal.com/users_zmei/news/puteshestviya-i-turizm/turi-po-shvetsii-v-istad




По причинам, описанным ниже, показываю только старинные открытки с видами Истада:




Основные памятники в городе сохранились до сих пор:





Про этот фонтан, правда, не знаю. UPD: tasja_ подсказала, что фонтан называется Bäckahäst Fontänen (ручейковая лошадка) и сохранился до сих пор:




Но мы всего этого НЕ увидели. Тут сказалось много факторов: и позднее прибытие парома, и путаница с гостиницами, и туман, помешавший рассмотреть город хотя бы из окна автомобиля. Из парома было видно примерно так:




А выгрузившись из парома, мы увидели примерно такую картинку, только несколько более туманную, и понять, куда ехать в этом хаосе, было сложновато. Хорошо, что впереди ехали другие машины с нашего парома и можно было следовать за ними, чтобы выехать с территории порта:




В дневное время место выглядело бы как-то так:










Но пришлось удовлетворяться ночным туманным Истадом примерно такого вида. Фото отсюда: http://www.panoramio.com/photo/24453996




Вполне возможно, что это был вид типа:




Теперь небольшой дисклеймер, на который, чует моя душа, я еще не раз буду ссылаться.
Хотя я часто пишу фразы типа "к сожалению, не удалось что-то увидеть или сделать", они больше означают фигуру речи, которая должна донести смысл того, что что-то не случилось, и избавить собеседника от возможности самому выразить сожаление, если ему того и не хочется.
На самом деле, и эту мысль я вчера обсуждала в своем кругу, нет смысла сожалеть о том, что чего-то не увидел и не сделал. Как правило, когда человек говорит о том, что "я бы сделал по другому, если бы знал" - утверждение основывается только на том, что он учел лишь свои потенциальные возможности в смысле "да, наверное, смог бы". Но при этом им не учитываются возможности других людей, вовлеченных в процесс, внешние обстоятельства, фактор времени и масса других вещей, которые в совокупности меняют ситуацию. Более того, когда человеку дают возможность переиграть ситуацию, очень редко она меняется на, условно говоря, лучшую. То, что было суждено, не уйдет. То, что было не очень нужно (а это понимается только со временем), не всегда дается в руки. Это не значит, что не нужно ничего добиваться, уповая на судьбу, а всего лишь то, что и огорчаться не следует, если что-то вышло не так. Я понимаю, что это спорно звучит, но тщательно исследовав все аспекты событий моей жизни за последние годы, я поняла, что ни о чем сожалеть не стоило и не стоит. Вообще. И с тех пор не парюсь. :-)




Однако одну вещь в Истаде, как мне показалось, я все же мельком заметила.

Маяк Ystad. Он находится в районе порта (близ паромного терминала и вокзала). Башня хорошо заметна от стоянки паромов (например, с Борнхольма). Тонкая красно-белая башня в хорошем состоянии, в отличие от других огней пристани.
http://www.leuchtturmseiten.de/home.htm?5282




Истад (West Mole Range Rear)
1866 (Густав фон Хейденстам) (станция создана в 1847). Неактивен с 1975 года. Коническая восьмиугольная чугунная башня с фонарем и галереей высотой 16 м (52 фута). Нижняя половина маяка окрашена в темно-красный цвет, верхняя половина и фонарь белого цвета с темно-красной отделкой, купол фонаря - зеленоватый металлик. ...Википедия имеет несколько фотографий маяка, Huelse имеет историческую открытку, и Google имеет вид со спутника. Ystad является терминалом для паромов с датского острова Борнхольм и Свиноустья, Польша. Маяк традиционно расположен на набережной недалеко от паромного терминала. Место доступно, башня закрыта.
http://www.unc.edu/~rowlett/lighthouse/swe3a.htm

Маяк на старинной открытке:




Весьма признательна laviergedeneige, которая помогла перевести надпись на табличке, прикрепленной к маяку:

"Маяк Истад Верхний
Сконструирован Г. фон Хейденстамом, отцом поэта Вернера фон Хейденстама.
Построен Йеллерстедтом, инженером маяков при инженерной конторе лоцманских и маячных дел.
Высота здания маяка - 15,7 м.
Маячный огонь был выключен в 1975 году.
Шведским государственным департаментом по охране памятников истории и культуры здание признано культурным наследием и находится на балансе департамента морских путей сообщения."
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fyr4_ystad.jpg




Меня привлекла здесь знакомая фамилия Хейденстам! Известный писатель, Нобелевский лауреат - но причем тут маяк, не очень понимала до перевода таблички.

Карл Густав Вернер фон Хейденстам (швед. Carl Gustaf Verner von Heidenstam) (6 июля, 1859 - 20 мая, 1940) - шведский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1916 год «как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе».
Родился в 1859 году в семье офицера. В 1876-1878 годах путешествовал по Ближнему Востоку и Западной Европе. Учился живописи в Париже. Впечатления от путешествий нашли отражение в стихах первого лирического сборника «Годы путешествий» (1888, «Vallfart och vandringsår»). Поэтический дебют поставил его во главе неоромантизма шведской литературы. В тематике его стихов много восточной экзотики, настроения преимущественно гедонистические. В 1889 году выступил с небольшим критическим трактатом «Ренесанс» («Renässans»), в котором полемично отстаивал свободу творчества художника, культ красоты, выступал против натурализма, который тогда был очень популярен среди европейский литераторов.
В 1880-1892 годах по большей части проживал в Швейцарии. В 1912 году Хейденстам был принят в члены Шведской академии.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BC,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%93%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%80_%D1%84%D0%BE%D0%BD

Вернер фон Хейденстам собственной персоной:




Я искала хоть какие-то сведения о его отце, но больше этого, указанного в биографии сына, не находилось:

Шведский поэт и романист Карл Густав Вернер фон Хейденстам родился в Ольсхаммаре - городе на северо-восточном берегу озера Веттерн в лене (губернии) Эребру, в поместье своего деда, в древней аристократической и богатой семье. Его отец, Нильс Густав фон Хейденстам, был инженером и - как многие в его роду - военным, а мать Магдалена Шарлотта, урожденная Рюттершёльд, принадлежала к местной знати.
http://www.nobellaureate.ru/nobel_list/h/heidenstam_verner

На русском об этом инженере так ничего ничего не нашлось, кроме упоминаний в связи с его прославленным сыном. Поэтому с гуглопереводопомощью хоть немного заполняю это белое пятно в информационном поле:

Нильс Густав фон Хейденстам, родился 1822 года в Блекинге, умер 2 июня 1887, шведский инженер.
В середине 19-го века был период интенсивного строительства маяков. Работы для обеспечения шведских берегов маяками возглавлял инженер по маякам Густав фон Хейденстам из Swedish Board of Pilotage (не знаю, как точно перевести). Он создал тип маяка, такой как Патер Ностер, который часто называют "Heidenstammare" (по имени создателя). Из в общей сложности одиннадцати маяков такого типа, десять еще сохранились.
Когда Хейденстам создавал маяк Патер Ностер, он вдохновлялся английским маяком Maple Sound в устье Темзы.
http://en.wikipedia.org/wiki/Gustaf_von_Heidenstam

Шведская Википедия ненамного многословнее, но хотя бы упоминает, что он был отцом Вернера фон Хейденстама. Кстати, какие они разные, отец и сын. Фото отца:




Так что наш путь в Швецию начался с путеводного маяка, пусть и выключенного вот уже 37 лет тому назад и прикосновения к биографии семьи Нобелевского лауреата. :-) Символично, не правда ли? :-)

Кстати, некоторые нити творчества Хейденстама-младшего имеют отношение и к Прибалтике:

Увлечение Хейденстама шведской историей, попытка создать новый национальный миф отразились в его самой известной книге «Войны Карла XII» ("Karolinerna", 1897...1898), цикле тематически связанных между собой рассказов о солдатах Карла XII, при котором Швеция стала мощной европейской державой. Изображая Карла бескомпромиссным, готовым к самопожертвованию героем, который представляет нравственный идеал нации, Хейденстам, по мнению Густафсона, косвенно подвергает «резкой критике материализм в культуре Швеции на рубеже XIX и XX столетий».
Прошлому Швеции посвящены лучшие книги Хейденстама. Роман «Паломничество святой Биргитты» ("Heliga Birgittas pilgrirnsfard", 1901), двухтомный роман «Древо Фолькунгов» ("Folkunga Tradet", 1905...1907) и двухтомная поэма в прозе «Шведы и их вожди» ("Svenskarna och deras hovdingar", 1908...1910), где выведены крупнейшие исторические фигуры Швеции, отличаются глубоким идеализмом и патриотическим духом.
http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/verner_von_heidenstam/

Не будем говорить о Карле XII, но вот монастырь той самой святой Биргитты в Таллине можно вспомнить, например. Мой снимок из столицы Эстонии, сделанный 8.06.2008:




P.S. Наши фото в этом посте выделены более широкой рамочкой. Остальные взяты из ВикиКоммонс и аукционных сайтов (старые фото).
Примечание: если под фотографиями подписано так:
Фото Р.Р. - значит, фото сделано renatar,
Фото В.С. - фото нашего домашнего фотокора :-)
Фото А.Л. - фото от lecha_mw.

Техника, История, Таблички, Инженерные сооружения, Таллин, Портреты, Стихии, Швеция, Литература, Эстония, Находки, Дания, Персоналии, Памятники, Культовые сооружения, Дизайн

Previous post Next post
Up