Свадьба у баронов Яунпилса

Jan 15, 2007 04:43

3 января этого года я рассказывала о нашем гербе, который фигурировал в театрализованном представлении средневековой свадьбы, и многие меня просили рассказать о той свадьбе. Теперь, после того, как в эту субботу мы отметили очередную годовщину свадьбы, я могу рассказать о ее основных событиях, как все это происходило. В основу рассказа положена моя статья для одного, ныне уже не существующего журнала, но с некоторыми дополнениями. Так что те, кто ее читал, могут прочесть еще раз. Фото маленького размера, которые вы увидите ниже - это скриншоты видеокадров, фото побольше - обычные.




Поскольку я сама рижанка, а жених проживал в Курземе, мы долго ломали голову над тем, где лучше провести нашу свадьбу. В результате придумали необычный вариант, который в итоге устроил всех. Почти посредине между нашими домами располагался замок Яунпилс (в 80 км на запад от Риги по Лиепайскому шоссе), который как раз и специализируется на организации свадеб. А поскольку это настоящий средневековый замок, то и свадьбы там соответствующие. Так замок выглядит летом:



Я уже рассказывала о том, что первый раз я посетила замок за 2,5 года до свадьбы, еще не будучи знакомой с нынешним мужем, и экскурсоводом там в тот день был сам управляющий замком Каспар Симанис, по странному стечению обстоятельств родившийся в тот же день, что и мой муж. На этом фото Каспар в подземелье Яунпилсского замка с увлечением рассказывает о местных привидениях, сжимая в руках массивные ключи от замка:



Но вернемся к свадьбе: в соответствии с астрологическими традициями благодаря astroskop была выбрана дата бракосочетания, причем наиболее удачным днем в том году для нас должно было быть 13 января, день Старого Нового года. С тех пор это наш семейный праздник. :-) А тогда мы боялись, что свадьба может не состояться - за несколько дней до Нового года выпало столько снега, что жених не мог добраться до Риги, и лишь за несколько часов до наступления Нового года дороги были расчищены тракторами, и мы сумели воссоединиться. За две недели погода переменилась, и в день нашей свадьбы наступила оттепель до 5 градусов тепла. Вот так выглядел замок в день нашей свадьбы:



Мы наняли автобус, который доставил гостей прямо в замок, где их ожидали люди в средневековых облачениях. Пока мы исполняли все формальности в ЗАГСе, гостей в ожидании нас развлекали специальной экскурсией по замку с рассказом о его чудесах, угощая по дороге глинтвейном с пирожками. В подземелье каждому из гостей досталось по обрывку старинного пергамента с предсказанием судьбы для каждого. Самое смешное, что некоторые из них сбылись, хотя я сама расписывала их готическими письменами...
На этом фото виден барельеф Мадонны эпохи Ренессанса, который неизвестно какими путями попал в замок. По одной из версий его доставили наполеоновские войска в 1812 году.



Когда же мы спешили из ЗАГСа, нашу машину за 20 км до замка остановила полиция за превышение скорости. В результате все настроение было испорчено... Но подъезжая к замку, случилось чудо. За сто метров до ворот вдруг раздался выстрел из пушки!



Затем раздался второй, третий выстрел из пушки... Да ведь это же в нашу честь! Настроение взлетело во мгновение ока, мы все почувствовали себя прямо королевским кортежом, следующим на увеселения в Версаль!



Представьте себе картину: уже стемнело, замок ярко освещен прожекторами, в воротах сияют старинные фонари, а вдоль дороги, ведущей в замок, зажжена блистающая лента огня! Добро пожаловать в сказку! А въезд во двор замка тоже необычен, слегка изгибаясь змеей, по обе стороны которой выстроились шеренги гостей, встречающих нас!



Машина влетает во двор, который залит светом факелов, а посреди двора под дуновением ветерка мерцает огненное сердце, собранное из множества зажженных свечей. Здесь же рядом выложены символы наших знаков Зодиака: Скорпион и Лев.



На крыльце уже ожидают два миловидных мальчика-пажа с тем самым гербовым знаменем в руках.



С поклоном под гром аплодисментов они ведут нас по лестнице счастья в зал. А называется лестница так потому, что по старинной замковой примете прикосновение к ее перилам дарует успех в начинаниях. В темноте лестницу полностью никто не догадался сфотографировать, а при свете дня она выглядит так:



Мы оказываемся в большом зале, где весело поблескивают витражи в окнах, а деревянные балки потолка заставляют проникнуться духом средневековья.



Раздаются звуки музыки и мы следом за пажами торжественно вступаем в круглый Каминный зал замка. Стены зала в изобилии украшены знаками боевой доблести местных баронов и их охотничьими трофеями. Повсюду пылают свечи в канделябрах, звучит музыка, но все внимание обращено к двоим в старинных одеждах, величаво восседающими во главе зала. То сам барон Яунпилса и его достойная супруга приветствуют новобрачных!



Конечно, в роли барона лишь Каспар, бывший управляющий замком и президент Ассоциации замков и поместий Латвии, но разве от этого волшебная сказка перестает быть такой? Переливается в пламени свечей бархат их одежд, и грозно устремлены их очи...



В наступившей тишине вдруг невысокий человек справа от них касается струны своего музыкального инструмента, и под сводами зала звучат бессмертные строки любовных сонетов великого Данте. Человек этот - придворный трубадур, но в Германии представителей этой профессии всегда именовали миннезингерами. Так его называют и здесь, в Яунпилсе, вотчине немецких баронов.



Мы с женихом занимаем места на двух старинных стульях, пустующих перед бароном и баронессой. Ноги мои утопают в мехах, расстеленных на полу... Вокруг расположились гости (кто уселся на лавках, кто уютно устроился в нише), в томительном ожидании: что же последует дальше?



На портретах, что видны на стенах, изображены: справа рыцарь Ливонского ордена бывший комтур Добельского замка и первый барон замка в Яунпилсе Тисс фон дер Рекке, а слева знаменитая немецкая поэтесса Элиза фон дер Рекке, урожденная фон Медем, сестра герцогини Курляндской, та, которая первой в истории разоблачила графа Калиостро как мошенника, написав о нем небольшую книгу “Описание пребывания в Митаве известного Калиостра на 1779 год и произведенных им тамо магических действий, собранное Шарлотою Елисаветою Констанциею фон дер Реке”.



Слово держит барон: "До меня дошла весть о том, что вы, благородный Рыцарь такой-то и прекрасная Дама такая-то намереваетесь вступить в брак. Однако по зрелом размышлении я должен предложить вам и другие кандидатуры, дабы у вас была возможность избрать себе в супруги наиболее достойного..."



По хлопку в ладони выходят два пажа и демонстрируют собравшимся портреты, исполненные в средневековой манере. Барон и баронесса представляют изображенных: "Вот этот рыцарь благороден, нежен, сочиняет стихи... Эта дама знатного рода, всем прекрасна, но у нее лишь один недостаток - у нее тринадцать детей... Этот рыцарь храбр и славен в бою..." и т.д. После чего у гостей спрашивают о том, кого бы они избрали нам в супруги. Мнения разделяются, но мы, новобрачные, твердо стоим на своем: нет, нам никто не нужен, кроме нас самих.



Видя такое упорство, барон сдается и приглашает нас в Большой зал с витражами, где нас вновь усаживают, как на сцене. А вокруг разыгрывается маленький спектакль с участием баронской четы. Миловидная кокетка баронесса наставляет молодую в ее обязанностях хозяйки замка, а барон напоминает о том, что высшая добродетель жены - во всем подчиняться мужу. Затем следуют советы для супруга.



После чего миннезингер исполняет партию фортепиано, а все строятся парами: начинается полонез! Мы чинно вышагиваем в такт музыке следом за бароном и баронессой, стараясь ненароком не наступить на длинные шлейфы их плащей... Для гостей есть возможность показать себя во всей красе :-)



Сделав два или три круга по залу, вся вереница устремляется вновь в Каминный зал, где уже открыта потайная дверца... А внизу - лишь крутая винтовая лестница, уходящая в тьму и неизвестность... Последний поворот лестницы - и перед нами открывается круглое помещение, озаренное светом свечей. Посреди находится стол, на котором разложено что-то... Орудия пытки? Нет, это лишь весь арсенал средневекового рыцаря: меч, копье, секира, палица, плеть и связка ключей. Наступил час испытаний!



Новобрачную вопрошают о том, как следует провожать возлюбленного рыцаря в крестовый поход и встречать его. А новобрачному предлагают выбрать оружие, с которым он должен участвовать в турнире, каким оружием наказать непокорного слугу, положившего взгляд на его супругу и т.д. А подумайте о том, что чувствует новобрачная в тот момент, когда ее супругу вкладывают в руки жуткого вида железную штуку и любезно сообщают о том, что это - не что иное, как пояс целомудрия! Гости активно болеют в процессе испытаний и наперебой подсказывают молодым ответы. После чего все дружно поднимают глиняные стаканы с вином.



Но это еще не все. Остатки своего вина барон выплескивает на стол и просит жениха написать что-нибудь вином прямо на столешнице. Невесте же предстоит прочесть написанное вслух. Наконец испытания завершены, и настал час дать торжественную клятву любви перед всеми собравшимися. Новобрачным подносят тяжелый кубок старинной работы, с любовным напитком, который удержать можно разве что двумя руками... Нас просят открыть дверцу за нашей спиной, и мы оказываемся перед знаменитой замковой пушкой! Именно из нее барон в нашу честь производит ритуальный выстрел. Кто никогда не видел средневековое орудие в действии, должен признать: зрелище незабываемое!



Возвращаемся в зал, где уже пятерка музыкантов в средневековых одеждах встречает нас веселыми старинными мотивами.



Это один из лучших ансамблей средневековой музыки в Латвии, они же играли на церемонии празднования 800-летия города Риги. Их пригласил мой двоюродный брат Арвид, преподаватель консерватории и один из главных дирижеров ежегодного Праздника Песни в Латвии:



Затем один из лучших астрологов Латвии astroskop в духе средневековых традиций произнес речь, а затем гости поздравили нас. Все вместе поднимаются наверх, в зал Традиций, где уже накрыты столы (по старинному обычаю в виде буквы "П"). Слуги вносят подносы с едой, причем блюда можно было заранее заказать как обычные, так и по рецептам баронской кухни 18-го века. Настоящая средневековая кухня слишком пресна и бедна специями, чтобы стараться придерживаться ее. А вот 18 век - это подлинный расцвет кулинарии в замках. Одни названия чего стоят: "Карп с крепким пивом", "Бычий язык в сладком соку", "Миндальный торт", "Пивной суп" и т.п. Сразу скажу: мы такой экзотики не заказывали, поэтому не могу сказать, каково это на вкус.



Я только жалею о том, что не предусмотрела нескольких вещей, не все получилось как хотелось бы. Не дала указаний фотографам, что и как снимать, и, к сожалению, несмотря на то, что на свадьбе было два профессиональных фотографа и еще видеосъемка, снимали они в основном нас, а окружающую обстановку в меньшей степени. Сильно помешало то, что освещение в замке было в основном через лампы с оранжевым абажуром, отчего фотографии получались неестественного оттенка... :-( Так что уж извините за качество фотографий, многие пришлось вообще мелкими фрагментами вырезать из больших фото... И если бы свадьба была годом-двумя позднее, я бы еще смогла пригласить ребят-реконструкторов и они бы показали настоящие средневековые бои по всем правилам. Но в то время я еще не была с ними знакома...



О нашей свадьбе в свое время писали в газете "Суббота", был целый разворот с фотографиями.

Земгале, Замки, О себе

Previous post Next post
Up