Унгурмуйжа - имение под дубами

Oct 27, 2013 06:42

Меня просили к сегодняшнему дню написать пост об этом поместье в Унгурмуйже, недалеко от Цесиса в Латвии. Это одна из статей, которыми я занималась всю неделю, остальные покажу позже, а пока публикую эту.

Это единственное сохранившееся до наших дней деревянное имение в стиле барокко в Латвии, с уникальными настенными росписями, связанными с не менее интересной биографией владельца имения - барона фон Кампенхаузена.




Древний деревянный замок народа ливов существовал здесь уже до XIII в. Хронист Генрих Латвийский в своей хронике упомянул в 1218 г. среди прочих мест в исторической области Идумея и замок Уреле (castrum Urele). В книге кардинала Вайводса говорится, что во времена архиепископа Фридерика Баро построен замок в Унгурмуйже. Речь о рижском архиепископе Фридрихе Перштейне, Пернштейне или Баро (Fridrich von Pernstein alias Baro, 1304-1341). Однако местные историки полагают, что Унгурмуйжа появилась не ранее XV в., поскольку до того в этом месте в разные времена упоминается только село с тем же названием (в немецких документах - Orellen, т.е. Уреле). В 1430 г. здесь уже был господский двор, который вместе с небольшим лугом в то время был заложен за 1400 марок. В 1463 г. (в др. источнике - 1421 г.) это имение архиепископ передал Керстену фон Розену. Позднее имение перешло в руки рода фон Унгернов, которые управляли им с 1463 г. до середины 17 в. Фамилия новых владельцев в названии имения стерла из людской памяти употребляемое ранее местными жителями обозначение - Уреле. Холм вверху на старой схеме имения может быть местом древнего замка Уреле:



Напротив озера Унгура (Рустега) ныне есть поворот дороги на Мазайс крогс, вдоль которой аллея ведёт в Унгурмуйжу:



Этот господский дом имения Унгурмуйжа пережил военные вихри и др. напасти, сохранившись с 18 века до наших дней. В данном посте использованы как мои фото за 26 мая 2007 г., так и фото мужа 20 июля 2013 г.



«Имение под дубами» - так поэтично была названа Унгурмуйжа на всеобъемлющей выставке в музее Рундальского дворца в 1998 г. Вслед за ней последовало издание каталога «Имение под дубами. Унгурмуйжа и род Кампенхаузен в Видземе» на латышском и немецком языках. Кажется, что в Латвии нет такого второго имения, так скрупулезно изученного. В то же время не так много имений, о которых спустя века сохранились столь многочисленные сведения.



С середины 16 века до середины 17 века Унгурмуйжа принадлежала роду фон Унгерн. Позже имение принадлежало Генриху фон Волфеншилду, Гансу Георгу Лейону и др.



Наконец в 1728 г. Унгурмуйжу вместе с имением Кудума купил генерал-лейтенант помещик Бальтазар фон Кампенхаузен.
Бальтазар фон Кампенхаузен (1689-1758) был десятым из одиннадцати детей шведского полковника и вицекоменданта Риги Иоганна Германа фон Кампенхаузена (1641-1705). Ещё мальчиком в возрасте 10 лет Бальтазар принял участие в битве под Нарвой (1700) на стороне Швеции. С 1703 по 1704 он учился в лицее в Риге и был выпущен из него секундом. После двух лет военной службы, он был зачислен в войска генерала Левенгаупта и в 1707 г. был произведен в лейтенанты. После Полтавской битвы он бежал вместе с королем Карлом XII через Днепр в Бендеры. Осенью 1710 он был послан с секретной депешей в Швецию, но был арестован в Польше и вынужден поступить на российскую службу. В 1712 г. произведен в полковники Российской армии и принял участие в крупнейших сражениях Северной войны, на которой был ранен пять раз. В 1725 в качестве одного из старейших полковников Российской Императорской армии он был удостоен чести нести гроб на похоронах царя Петра I.



В 1721 г. Б. фон Кампенхаузен стал ландсратом Видземе, но военной карьеры не прерывал и через 5 лет дослужился до звания генерал-майора. В 1730 г. Кампенхаузен покинул военную службу и непосредственно занялся обустройством своих владений. В 1727 г. приобрел имение Ореллен.



После увольнения из русской армии служил в качестве генерал-губернатора Финляндии с 1742 по 1744 г. За заслуги ему даровали имение Ленчи в Видземе, кроме того наградили высокими наградами, например орденом Александра Невского. Был возведен в бароны Шведского королевства. Кампенхаузен умер в 1738 г. Его потомки жили в имении до 1939 г. Родовые гербы:




Господский дом в Унгурмуйже строился в период времени с 1730 по 1732 год. Пока строился новый дом, семья Кампенхаузена жила в своём владении в Эстонии - Ранну мызе. На строительстве нового дома использовали труд как крепостных, так и специально нанятых мастеровых, которые были из самых разных мест: Петербург, Германия, Швеция и т.д. На фото - дверная петля 3-й четверти 18 в.:



Здесь работал русский плотник Фёдор, немецкий каменщик Баумгард и эстонский каменщик Иохан Тарипер, столяр Ян Кодара и т.д.



Господский дом в Унгурмуйже перестраивали с 1747 по 1753 г. На верхнем этаже столяр Кристоф Гервер из имения Розбеки оборудовал комнаты детям и прислуге.
Несколько интерьеров первого этажа, сфотографированных в 2007 г.:





Вот эти пилястры мне кажутся сделанными уже в годы Первой Республики, очень уж у них фольклорный вид:



С 1750 по 1756 гг. в имении работал малярных дел мастер из Лимбажи Георг Дитрих Хинш, стенные росписи которого в господском доме - гренадёры, пейзажи и орнаментальные композиции - сохранились до наших дней.



Эти синие орнаменты мне напоминают узоры некоторых российских народных промыслов...



Здесь и ниже расчищенные из-под штукатурки старые росписи:







И как это выглядело в интерьере. Фото 1903 г.:



В 1925 г. в коридоре второго этажа была сфотографирована такая роспись:



Особенно восхищает пейзажная панорама на лестничной площадке.





Фрагмент панорамы с видом военного лагеря начала 18 в.:



В свое время я ехала в это имение, чтобы увидеть вот это:



Уникальные в истории латвийского искусства фигуры гренадёров, которые мы видим на лестничной площадке второго этажа, по обе стороны дверей в спальню владельца имения. Одно из лиц кажется знакомым - на нас смотрит сам Пётр I.



Помещение очень маленькое, чтобы сфотографировать это, приходилось буквально вжиматься в углы...



Интересно, не Венденский ли замок тут изображен справа? Или просто фантазия художника?



На форуме моего сайта когда-то тут http://www.offtop.ru/castles/v11_256872_2.php обсуждались вот эти головные уборы гренадеров:




Вот что написал тогда человек под ником Ингерманландец:
На гренадерках написано "Гранадерскаго Кампенгаузова полка". Впрочем, за правильность идентификации всех букв в окончаниях слов поручиться не могу, поскольку догадываюсь просто по смыслу. В армии Петра I был 4-й гренадерский полк, который сформировали в 1708 г. из гренадерских рот Великолуцкого, Вятского, Воронежского, Рязанского, Черниговского полков. Сначала им командовал Николай Энсберг, а с 1712 г. (по 1725 г.) - Иоганн Кампенгаузен.
В период Северной войны организационная структура русской армии еще только складывалась. Поэтому четкого единообразного наименования полков не было. Сначала их всех (кроме гвардейских - Преображенского и Семеновского, а также армейских - Бутырского и Лефортовского) называли по фамилиям командиров. В 1708 г. большая часть армейских полков также получила постоянные наименования по названиям городов. Но 4-й гренадерский стал "Муромским" уже после смерти Петра Великого. Т.е. в 1712-1721 гг. его вполне могли называть (как в просторечии, так и в официальных документах) "не формально" - "гренадерским Кампенгауза полком". Однако гренадерок с таким "дизайном", которые изображены на настенной росписи мне встречать не доводилось. Допускаю, что это какой-то малоизвестный "мундирный эксперимент" тех лет. Но все же думаю, что в данном случае мы видим обычную фантазию художника ("по мотивам"). Или аллегорию, доступно объясняющую каждому, кто изображен на рисунке. В переводе отрывка из книги "Latvijas perles" указывается, что дом построен в 1730-1732 гг. Вы уточняете, что роспись выполнялась в 1750-1762 гг. К тому времени большинство людей уже не помнили, как выглядели гренадерки русской армии периода Северной войны. Вот иллюстрации (изображающие гренадеров Петра I) из книги: Висковатова А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению. СПб., 1841-1862. (гвардейских гренадеров оставляю "за скобками", поскольку 4-й гренадерский полк в состав гвардии Петра Великого не входил)

Потолок помещения был расписан разного рода птицами, которые я показывала в посте под названием "Помогите опознать птиц" http://renatar.livejournal.com/68815.html
Здесь покажу только одну:



На первом этаже опорная стойка лестницы с бароккальной волютой украшена с одной стороны датой «1751», которая скорей всего указывает на год завершения постройки, а с другой аббревиатурой H.I.V.S.




Это фото лестницы в 2007 г.:



А здесь справа - фото лестницы в 2013 г. Найдите 5 отличий. :-))




Лестничный холл расписан под мрамор. Видны следы снесенных поздних перегородок:



В 1752 г. были изготовлены часы, размещенные в центре фронтона дворового фасада:



Примерно в это же время было уделено внимание и некоторым другим хозяйственным постройкам - мельнице и мельничной дамбе, все другие столь необходимые строения были уже возведены раньше. Остатки ограды, сфотографированные varandej, которому мы показали усадьбу в этом году.



Как же выглядело жилище господина в то время? Об этом можно судить по рисунку Е. Дюкера, на котором господский дом виден со двора вместе со старой школой. Дом деревянный с мансардной крышей, центральным акцентом которого является мезонин с треугольным фронтоном. Возле главного входа вместо бароккального крыльца и балкона пристроено прямоугольное крыльцо с балконом, который опирается на колонны тосканского ордера.



Стены здания разделены парными пилястрами, углы акцентированы рустовкой:




Еще характерным для стиля барокко являются профилированный карниз и отделка оконных проемов:



И богато украшенные двухстворчатые филеночные двери (фото 2007 и 2013 г.):




Окна на крыше дома свидетельствуют о новых построенных помещениях в мансарде.



Первоначально здание было выкрашено в темный красно-коричневый (бордовый) цвет, но позже тон покраски изменился.



Господский дом пропорционально продуман, гармонично уравновешен, с тонким вкусом подобраны архитектонические и декоративные детали. Автор проекта дома неизвестен.



Сохранился макет здания (1728-1730 г. в поместье Б. фон Кампенхаузена в Мейнерхегене, Германия), что является уникальной редкостью в истории латвийской архитектуры.




В основе планировки господского дома в 18 веке был принцип анфилады, но на северной стороне до середины дома был выстроен коридор.



В центральной части находились прихожая с лестницей:



За нею следовала жилая комната и выход в сад:



Терраса под балконом:



Входы по торцам здания были больше предназначены для хозяйственных нужд:



В южной части здания находился очаг, но помещения обогревались печами. Сохранились две из них с чёрными рельефными изразцами.



Фото начала 20 в.:



Когда-то в господском доме были два камина, построенные в 19 в. и начале 20 в., печи больше характерны для 18 в. Из архивных материалов следует, что пять печей расписал пейзажами и сюжетами на библейскую тему вышеупомянутый Г.Д. Хинш. Фото одной из печей в 1949 г.:



После смерти вдовы Б. фон Кампенхаузена Елены-Юлианы в 1775 г. Унгурмуйжу вместе с поместьями Кудумс и Ленчи получил в наследство сын, тоже Бальтазар фон Кампенхаузен. Его карьера была столь же блестяща, как и у отца.



В 1797 г. новый владелец Унгурмуйжи стал членом Российского Сената. В связи с тем, что у него было много обязанностей в России, он не мог долго заниматься делами имения, и потому отдал его в аренду Карлу Фридриху фон Брюммеру.



Составленный в это время инвентаризационный список позволяет заглянуть в хозяйственную жизнь Унгурмуйжи. Из него узнаём, что в поместье имеется спиртзавод, пекарня, прачечная, молокозавод, амбар, ледяной погреб и др. строения. В 1800 г. после смерти Б. фон Кампенхаузена владения наследовал его сын Герман-Иоганн.
Портрет Германа я как-то не сфотографировала тогда, а вот другие представители рода:

Лоренц фон Кампенхаузен (1781-1830), портрет 19 в. работы неизвестного художника:



Иоганн Кристоф фон Кампенхаузен (1780-1841), портрет Р.К. Шведе:



В первой трети 19 в. в господском доме имения Унгурмуйжа были сделаны отдельные изменения под рукодством рижского столярных дел мастера Давида Бланка, а также в середине 19 в., когда стены здания были обшиты досками, а внутренние помещения утеплены и оштукатурены.
А вот какая мебель была в доме (ныне находится в частных коллекциях):




В 1917 г. казаки русской армии разорили дом, выломав во многих помещениях полы и перегородки, а так же разгромив обстановку. Обстановка была вот такой (фото после 1910 г.):



Здание стало непригодным для проживания и хозяйка имения Лилия фон Кампенхаузен (на фото ниже в 1912 г.) ютилась в доме управляющего. Разгромлены были также усыпальница, чайный домик, теплица и часть парка.



После аграрной реформы 1920 г., центр имения и водяная мельница были оставлены во владении рода Кампенхаузенов. Финансовые затруднения не позволяли отремонтировать господский дом. О восстановлении строения в его первоначальном виде нечего было и думать, хотя оно привлекло внимание управления Памятников Латвии.
На фото состояние дома около 1952 г.:



С 1951 по 1961 годы в здании размещалась школа (проект разработал в 1959 г. архитектор О. Трейгутс). Снесены были 11 расписанных деревянных перегородок, практически все оригинальные печи и оштукатурены оставшиеся росписи. Чертежи Трейгутса:



Многократно менялись управляющие Унгурмуйжи, в данный момент имение принадлежит самоуправлению Райскумской волости. С 1990-х годов в господском доме продолжались долгие реставрационные работы, начатые еще Ассоциацией музеев города Цесис. В 1992 г. был учреждён фонд Унгурмуйжи, по инициативе которого совместно со шведским обществом сохранения исторических застроек с 1996 г. в Унгурмуйже проходят летние лагеря реконструкторов.

Во время которых, используя аутентичные материалы и строительные приёмы, были проделана работа как в господском доме, так и в усыпальнице рода фон Кампенхаузен. Увидела белый свет старая брусчатка.
Фото усыпальницы в 1928 г.:



Господский дом играет главную роль в Унгурмуйжском комплексе, но и другие строения и парк имеют немаловажное значение в общем ансамбле. Известен планировочный замысел застройки центра имения 30-х годов 18 века. Вдоль прямоугольного двора были задумано строительство многих зданий. Главным из них был господский дом, в углах двора - молочница, амбар, ледник и птичник, а у ворот, которые находились напротив дворца, были задуманы конюшня с каретником. В середине двора по краям, со стороны мельничного пруда, - сыроварня с башенкой, а на другой стороне ещё один амбар.



Остальные хозяйственные постройки - гумно, спиртзавод, баню и хлева было задумано построить вне центральной части двора. В течение времени многое изменилось, добавилось и исчезло с поверхности земли. Всю планировку комплекса и экспликацию зданий восстанавливала архитектор Даце Кибилда.



В экспликации упоминается 44 здания и строения: господский дом, красный амбар, старая школа, теплица, ледник с надстройкой - амбар, птичник и свинарник, «малый домик», дровяной сарай, погреб, амбар для зерна, магазин, чайный домик, «малый унгуриньш» - детский игровой домик, сушилка, кузница, молочница, мельница, дом для работников с хлевами и амбарами, усыпальница, гумно, подпорные стенки из полевого камня, заборы и т.д.
На фото 1910 г. - не сохранившийся до наших дней детский игровой домик «малый унгуриньш»:



Господский дом окружает парк (18-19 вв.). Его образует «сад лип» (первая половина 18 в.), который находится между чайным домиком и господским домом, к которому с восточной стороны подходит плодовый сад с двумя прудами, дно которых было выстлано дубовыми досками.



В середине 19 в., когда в поместье хозяйствовал Эрнст Освальд фон Кампенхаузен, вместо двора был сделан круглый газон, т.н. рунд, и новые насаждения, которые и эту часть планировки сделали больше похожей на парк.

Эрнст Освальд фон Кампенхаузен (1813-1873) в 40-е гг. 19 в., портрет Р.К. Шведе(?):



В конце дорожки бароккального «сада лип», находится чайный домик с выгнутой в стиле барокко крышей (закончен в 1753 г., плотник Кристоф Гервертс):




Чайный домик сейчас и в 1975 г.:




Его реставрировали в период с 1977 по 1980 г. На свои места по обе стороны ворот пока не возвратились росписи с гренадёрами, которые были такие же, как и у господского дома и которые видны на старом фото начала 20 в.:




Также у чайного домика когда-то были водостоки в виде голов дракона, какие видим ныне у господского дома:





Аллея в западном направлении приведет к наиболее удалённой усыпальнице (1758-1760 гг.). Её возводил каменщик К.З. Кало и эстонский плотник П. Мигласс. Ажурные кованые металлические ворота выковал кузнец Я. Штубе, помогая местному кузнецу Энгельбрехту Кнасту, а герб на портале сделал Я.Б. Терпек.

Возле мельничного пруда видны развалины мельницы (19 в.), а непосредственно вблизи дворца находится т.н. «Малый домик» и здание старой школы или флигель (19 в.). Школа в Унгурмуйже была открыта в 1734 г. и просуществовала до 90-х годов 19 века. Основатель школы Б. фон Кампенхаузен был представителем общественного движения пиетизма и братьев гернгутеров, и следуя этому богобоязненному и аскетичному направлению, заботился о просвещении детей крестьян. Уже в 1722 г. у него было задумано открыть школу в своих владениях в поместье Ранну в Эстонии.
Бывшее здание школы в Унгурмуйже в наши дни:



Построенный мастером Ульяном амбар для зерна (1738-1740 гг.) является очень редким сохранившимся объектом архитектуры поместий в Латвии. Сооружение построено с открытым крыльцом. Когда-то на другой стороне ворот бывшего двора были конюшни, которые не сохранились. Расположение обоих строений соответствовало характерной планировке поместья 18 в.



Сейчас здесь выставлены старинные орудия труда:





Старые весы:



И сани, которые надо готовить летом:





Унгурмуйжа обладает особой притягательностью. На протяжении столетий многие старинные здания оберегали и, несмотря ни на что, сохранили до наших дней. Они вместе с парком, аллеями и окружающими пейзажами дают уникальную возможность в наши дни почувствовать 18-й век и мысли людей той эпохи, их переживания и взгляды на жизнь.



Благодаря вкладу Швеции и Латвии в восстановление Унгурмуйжи, она становится объектом культурного туризма.



Из нового в 2013 г. - восстановлена одна из печей и открыта одна из комнат, а также отреставрированный этим летом фрагмент росписи стены "Старая комната" 18-го века:



Обе фотографии авторства varandej, мы внутрь усадьбы в этот раз не заходили.



Ну и под конец приведу одну прикольную народную легенду, связанную с Кампенхаузеном из Унгурмуйжи:

Унгурский казачок нес почту из Цесиса в Унгуркрогс. Был поздний вечер. Мимо проезжала одна карета. Внутри сидит господин в черном и спрашивает, не хочет ли тот прокатиться. Казачок говорит, что хочет, потому что устал.
Ну, тогда садись быстро, мне торопиться надо. В одном кусту ракитника девушка убьет ребенка, а на березе один человек повесится. Едут со скоростью ветра, господин коней стегает огненной плеткой. От коней пар идет, как от пареного сена. Возле Унгуркрогса казачок вылезает и хочет поблагодарить господина. Тот говорит, чтобы благодарили не его, а коней. Как казачок поблагодарил, так аж рот от удивления открыл - лошади превратились в двух благородных господ: один был унгурский барон Кампенхаузен, а второй - страупский пастор Зилманн.

Литература, использованная в работе над этой статьей:
J. Zilgalvis "Latvijas pērles: kultūrvēsturisks ceļvedis pa 40 skaistākajām Latvijas pilīm un muižām" R: AGB, 2000
"Muiža zem ozoliem: Ungurmuiža un fon Kampenhauzenu dzimta Vidzemē" R: Rundāles pils muzejs, 1998
D. Vasmanis “Cēsu novada pagātnes ainas” Cēsis, Cēsu muzeju apvienība 1996
J. Vaivods “Katoļu baznīcas vēsture Latvijā” R: Rīgas Metropolijas kūrija, 1994
A. Plaudis “Ceļvedis pa Latviju” R: “Jumava” 1998
“Latvijas pērles. Spoku stāsti un teikas par Latvijas pilīm” R: “AGB” 2001

Инфернальность бытия, Выставки, История_Латвии, Интерьеры, Видземе, История архитектуры, Остзейский край, Дворцы, Персоналии, Финляндия, Ливония, Вещи_из_прошлого, Портреты, Искусство, Птицы

Previous post Next post
Up