Хочу поддержать почин: интересное начинание от
melbaa, которая придумала тему "Урбоавтобиография, или Автопортрет в городском пейзаже", написав о своих родных местах в городе Набережные Челны:
1 и
2.
Алиса всегда очень "вкусно" пишет о тех местах, где она бывает, и, вдохновляясь ее примером, попробую написать в таком же ключе, но в следующих частях. Эту первую часть я хочу посвятить истории этого места, тем более что на русском языке более-менее исчерпывающей информации по данному вопросу нет. На этом фото советского времени на переднем плане Старая Рига, а за рекой - места моего детства:
Мы уехали оттуда четверть века назад, 25 лет минуло... Микрорайон, где прошло мое детство, до сих пор не имеет своего устоявшегося названия, при том, что располагался он прямо напротив Старого города, на левом берегу реки Даугава (Западной Двины), отчего и назывался обычно Пардаугавой, Задвиньем.
Но поскольку Пардаугавой именовали весь левый берег реки с его застройкой, иногда на нынешних порталах, торгующих недвижимостью, уточняется: Тува Пардаугава (Ближнее Задвинье), и столь же редко обозначается старое название микрорайона - Кливерсала.
В годы моего детства я видела табличку на здании сразу за Каменным мостом - Кливерсалас крастмала (Набережная Кливерсалы), и это звучало как музыка, представлялись белоснежные паруса-кливеры кораблей, причаливающих в этом месте к берегу. На самом деле все было не так, и даже на картах и в справочниках я такого названия улицы не нашла, в списке она просто ул. Кливерсалас с 1898-99 гг., и Кливерсалас Краста с 1900 г., Клюверсгольмская набережная. Возможно потому, что она была маленькой (от моста до бывшего здания милиции) и не содержала ни одного дома (все 3 дома на ней числились по улице Кугю с обратной стороны).
Когда-то на этом месте все было иначе, и территория Кливерсалы являлась всего лишь островом. Даугава в старину имела множество островов, очертания которых постоянно менялись, сначала из-за изменения фарватера реки, потом из-за строительства дамб. В народе бытовала поговорка: «непостоянен, как остров на Даугаве». Одним из тех островов, которые имелись в виду, был постоянно затапливаемый остров Кливерсала, находившийся в нижнем течении Даугавы у левого берега, между островами Кипсала и Биекенсала (Муксала).
Изображение Пардаугавы в 1700 г., по ситуационной карте Толка, разработанной в конце 17 в.:
Наиболее большим из островов левого берега Даугавы была Биекенсала (Benkenholm), который в 16 в. называли островом Мастера (Meisters- oder Fluegeholm). Правее виден отдельно стоящий остров Муксала (Moenchenholm), позднее слившийся с Биекенсалой. Далее за Муксалой вытянутый в длину остров Клюверсгольм, частично обрезанный правым краем карты.
Продолжение карты, на которой Клюверсгольм показан уже полностью в левой части:
Есть исторические свидетельства, что часть Кливерсалы в средние века ливы называли Thamagar. В списке различных имений Домского капитула от 1248 г. упомянуты имения на тогдашних островах Кливерсала и Вейзакюсала, но с 14 в. сохраняются сведения только о первом из них. В 16 в. часть острова находилась во владении женского цистерцианского монастыря.
Левый берег напротив Риги (а в те времена Рига была лишь на правом берегу) представлял собой песчаную холмистую местность и был малообжитым еще в 17 в. В то же время Кливерсала была одним из наиболее плотно заселенных островов. Остров находился в непосредственной близости от Кобершанца, возведенного шведским военачальником Коброном. Подробнее о шанце можно посмотреть на моем сайте:
http://www.castle.lv/latvija/kobron.html Характерные треугольные очертания бастионов Кобронского шанца можно увидеть на этих старых картах (и на аэрофото в статье по ссылке).
В 1694 г. Клюверсгольм на 20 лет арендовал немецкий купец Дитрих Клювер (в Энциклопедии "Рига" - Кливер), в честь которого остров и получил свое название. Клювер торговал лесоматериалами и построил на острове для этих целей склад. В 17 в. в результате как естественного перемещения речного русла, так и строительства первых рижских дамб, способствоваших песчаным наносам и приращению территории вблизи Кливерсалы образовались новые небольшие островки (Маза-Кливерсала, Каркю), которые в 18 в. слились с Кливерсалой и образовался остров Лиела-Кливерсала. Он просуществовал до середины 19 в. Вот он на карте 1840 г.:
В 18 в. здесь действовала переправа. Поскольку моста еще не было, чтобы переправиться через реку, надо было прибегнуть к услугам перевозчиков-латышей.
Так выходит, что к преобразованию Кливерсалы в центр Пардаугавы приложил свою руку шведский король Карл XII, который решил в 1701 г. созданный для форсирования Даугавы мост продать городу за 5691 далдер и 88 грошей. Строили мост местные ремесленники из материалов местных лесоторговцев. Мост фактически заменил старую Пардаугавскую переправу, потому что все курземские и земгальские пути, направления в Польшу и Пруссию начинались и заканчивались в конце Каменного моста, возле поста мостового сбора. С того времени все плавучие мосты вплоть до нынешнего Каменного занимают раз навсегда установленную позицию.
В 1714 г. напротив Старой Риги построили плотовой мост, состоящий из 13 пролетов. Одно из звеньев моста в случае необходимости могло выдвигаться, образуя свободное пространство для прохождения лодок и плотов. Он ежегодно наводился между городом и Коброншанцем в судоходное время года. Сооружение именовалось третьим чудом Риги. Гравюра 1720 г.:
В 1709 г. было ужасное наводнение, когда во время весеннего ледохода за одну ночь в реку унесло все постройки на островах, со всеми жителями и скотом. Левый берег реки был низменным, во время наводнений вода достигала Торнякалнских дюн. Оттого дома здесь были небольшими и простыми, поскольку их судьба зависела от весеннего ледохода или осенних бурь, гнавших воды Даугавы против течения, как то было в 1709 г. весной, в 1768 г. осенью, так же как в 1744 и 1771 гг.
Другие рижские предместья застраивались, горели и вновь застраивались, а Пардаугава все еще не поднималась, в 1711 г. граф Шереметев характеризовал весь округ как «пустынный и необжитый».
Только во второй половине 18 в. в Пардаугаву стали перемещать амбары, а струги размещать в акватории Агенскалнского залива и в тихой Зунде, что отделяла Кипсалу от берега.
Здесь виден лес на берегу Клюверсгольма (1775 г.) на фоне рижской панорамы Старого города:
В 1764 г. через остров Лиела-Кливерсала проложили новую большую дорогу в столицу Курляндского герцогства - Митаву (Елгаву). Начатое строительство дороги в 1764 г. было также частью дороги, которая соединяла столицу Российской империи Петербург с Европой. В связи с этим возросло значение Кливерсалы, где поселялись латышские ремесленники - рыбаки, перевозчики, якорных дел мастера, грузчики. Это были как вольные люди, так и беглые крепостные из видземских, курземских, литовских и даже польских имений. В 1764 г. дамба соединила остров и береговую часть в том месте, где брала начало дорога Рига-Елгава (ныне Виенибас гатве). Понемногу протока Даугавы зарастала, и во второй половине 19 века остров полностью слился с берегом.
Пардаугаву признали фактически третьим (Митавским) рижским форштадтом в 1778 г., когда и на эту часть города распространили противопожарные правила. В 1786 г. Пардаугаву как предместье официально присоединили к городу Риге.
В 1773 г. учитель К. Менцелис на острове открыл начальную (элементарную) школу, в честь которой в 1867 г. улица, на которой находилась школа, стала именоваться Сколас (Школьная). В 1885 г. это была ул. Шонера (Шхунная), с 1936 и 1944 гг. получившая название бульвара Узварас (Победы), самой большой и главной улицы Кливерсалы (длина 1275 м).
В 1780 г. архитектор Розенпфланцер предлагал строить дополнительные склады на Кливерсале, на сваях в целях защиты от наводнений, однако его идея не воплотилась - район из торгово-складского постепенно становился жилым. О временах строительства амбаров и складов напоминают названия улицы Кугю (Корабельной), которая носит свое название с 1885 г., а до того была улицей Спикеру (Амбарной), с 1867.
На Кливерсале было много постоялых дворов и трактиров, здесь жили браковщики мачт, владельцы стругов и струговщики. Вскоре владельцы стругов и члены их команд стали строить летние жилища на Кливерсале. Вскоре их оказалось столь много, что для их нужд здесь в 1781 г. построили православную Троицкую (Триядибас) церковь, которая простояла до конца следующего столетия. Ныне от нее осталось лишь название улицы Триядибас. Забегая вперед, хочу сказать, что улиц с таким названием на Кливерсале было две. Старая улица Триядибас (1867, 1923) была слита с частью улицы Спикеру (ныне Кугю) и в 1950 г. получила название улицы Старая Русса. В то же время поперечная ей ул. Гороховецас, существующая с 1950-х гг., в 1990 г. была переименована в Триядибас.
Храм возвели за несколько дней, поскольку предыдущей зимой был полностью вырублен в Поречье и сплавлен по реке в Ригу, где все части были собраны воедино. Зимой церковь закрывали, поскольку струговщики ее не посещали, а других православных не было.
В 1788 г. в Пардаугаве (также на Закюсале, Кливерсале, Биекенсале, Кипсале, Луцавсале и др.) числилось 419 деревянных домов, 10 лет спустя уже 613, в 1800 г. - 635, в 1803 - 702 жилых дома. Все дома за редким исключением были деревянными, немногие - фахверковыми и очень редко - каменными. Не следует забывать также 26 амбаров на Кливерсале. Этот остров особенный, потому что во 2-й половине 18 в. первым в городе получил регулярную уличную сеть, плотную застройку. В 1-й половине 19 века Кливерсала имела престижную одно- и двухэтажную деревянную архитектуру, которая конкурировала с богатой застройкой русских купцов у Торгового двора. В 1788 г. на 84 жилых дома приходилось 20 лавок, гостиницы и корчмы.
На рисунке ниже видна часть амбаров или клетей для конопли возле Риги в 1796 г. Они построены в 1775 г. для выгрузки льна и конопли из стругов, которые прибывали по Большой Даугаве до Подрагской дамбы и затем с большими трудностями вверх до амбаров, которые все были построены на сваях и потому сильно страдали во время ледохода. Обычно их защищала видимая на рисунке поперечная дамба Тотлера или Тортлера, однако весной, когда лед начинал давить точно напротив дамбы, она часто прорывалась. В 1818 г. остался один-единственный амбар, а остальные были сметены и унесены льдом.
Часть Кливерсалы напротив Риги в 1792 г. Здесь видны свайные укрепления берега Даугавы, которые полностью сделаны из дерева и утяжелены балластом. За свайным рядом вдоль домов видна мощеная дорога, идущая к складам. Среди домов расположился дом Нинделя с эркером и православная Троицкая церковь. После 1786 г. ледоход полностью разрушил основание церкви, церковь не только отстроили заново на более мощном фундаменте, но и покрасили в зеленый цвет. Дома, которые видны за первым рядом домов, с красными черепичными крышами, принадлежали бальзамной фабрике Лелюхина.
Известный в Риге тех времен т.н. бальзам Кунца, который получил имя от своего создателя рижского кузнеца Абрама Кунца, имели право производить и продавать сам создатель и после его смерти те, у кого имелся подлинный рецепт. Через несколько лет появился русский торговец Симон Лелюхин, который начал производить бальзам в большом количестве и в этих целях основал свою фабрику на Кливерсале. Дело было доходным: основанная Лелюхиным бальзамная фабрика и все его имущество на Кливерсале были значительными. В 1791 г. его движимое имущество оценивалось в 105180 рублей 5 копеек, недвижимое - в 5266 рублей 89 копеек. Видимый на изображении дом Лелюхина был одним из самых больших и красивых на Кливерсале. Возле дома был большой сад, в 1793 г. устроили оранжерею.
В этом доме в 1795 г. были прописаны 43 человека. Кроме семьи владельца Георга Лелюхина и прислуги здесь также были прописаны бальзамных дел мастер с семьей и 19 крепостных Смоленской губернии (10 мужчин и 9 женщин), которые, предположительно, были заняты на фабрике.
Лелюхину единственному посчастливилось получить разрешение весь бальзам продавать и вывозить в огромных количествах в Россию. Первые производители могли его продавать только в штофах и им не разрешалось вывозить. После смерти Симона Лелюхина его сын Георг продолжил производство. Но в 1796 г. вышел приказ, что этот бальзам можно продавать только в аптеках. Лелюхин вывез его за границу. Предприятие работало до 1807 г., в 1808 было ликвидировано, т.к. из-за континентальной блокады связь с заграницей по морю была прервана. В 1808 г. Лелюхин этот дом продал. В 1813 г. его купил трепальщик конопли Мартиньш Слава. Видимое рядом с домом здание т.н. бальзамной кухни снесли около 1813 г.
На этом рисунке виден еще один дом, построенный Лелюхиным. На первых этажах находились русские торговые лавки, наверху проживал корчмарь. Корчма - крайнее справа здание. Маленькая будка слева - сторожка визитатора, человека выполнявшего в те времена функции таможенника, а фактически закрывавшего глаза на ввозимую в те времена в Ригу контрабанду. Белый обелиск справа указывает на место, где можно было подвергнуться досмотру.
Здесь изображена Кливерсала в 1795 г. во время весеннего ледохода. Леходод начинался потому, что лесные снежные воды (из лесов вытекающие талые воды) выше города разрушали лед, затем теплые дожди делали свое дело и уровень воды поднимался, однако лед возле города был еще крепким.
Так 27 марта около 4 часов утра лед треснул и пошел у противоположного берега, тем самым создавая затор ниже города. Точас же уровень воды поднялся на видимую здесь высоту и в некоторых местах стал выше, чем то было в 1771 г. Наиболее низкие дома, из которых жильцы успели сбежать, были в воде до самой крыши. На одной из льдин видна часть дороги, усаженная елочками. Лед белого цвета, поскольку оттепель еще не вошла в силу. Дома, которые на предыдущей панораме не видны, построены уже после 1792 г.
Чтобы в 18 веке попасть на остров, нужно было пересечь Даугаву по Наплавному мосту, или широкую канаву с другой стороны острова по Малому или Слоновьему мосту в конце нынешней улицы Валгума. Кстати, улица Валгума, на которой впоследствии стоял мой дом, стала так называться лишь с 1924 г., а с с 1867 г. на рижских картах значилась как ул. Гравью (Канавная, по-немецки Грабен штрассе), напоминая о той самой канаве. Хочу только заметить, что даты появления улиц, особенно ранние, являются ориентировочными по факту наиболее раннего известного упоминания на городских картах.
После постройки нескольких дамб, в том числе т.н. Ранковой дамбы (Ранкше дамм), начатой еще в 18 веке у Агенскалнского залива и законченной в 1894 году, канава стала мелеть, осушаться и в конце концов была засыпана, окончательно соединив остров с материком. О дамбе ныне напоминает название улицы Ранькя дамбис (Ранкская плотина, Ранкова дамба). Дамба получила название от хутора, принадлежавшего Ранькисам - потомственным латышским рыбакам и перевозчикам; брала начало от Наплавного моста на острове Лиела-Кливерсала до Высокой агенскалнской плотины (Гагенгофская плотина) в районе нынешней Троице-Задвинской православной церкви. В 1936 году Ранькя дамбис стала именоваться бульваром Намейсиса, вождя народа земгалов, в 13 веке изрядно попортившего кровь немецким крестоносцам. С 1950 г. это был бульвар Маяковского. К нему мы еще вернемся.
В 19 веке Задвинье стало дачным районом, где строили летние дома и проводили воскресные дни рижане. Одновременно на некоторых участках появились мануфактуры. В начале 19 века Кливерсала была наиболее населенным местом в Пардаугаве, здесь работали 25 магазинов, в то время как во всей остальной Пардаугаве только 7. Первая аптека была основана здесь в 1809 году. В 1891 году на улице Гравью функционировали три лицензированных борделя.
Край кирпичного здания справа на снимке - угол нынешнего и тогдашнего полицейского участка на ул. Кугю, 15. Здесь еще можно видеть деревянную архитектуру Риги эпохи барокко, включая брусчатое мощение и фонари.
Начальную часть ул. Ранькя дамбис - до ул. Сколас (Школьная; ныне бульвар Узварас) занимала территория конечной станции Елгавской железной дороги, построенной в 1868 (в советское время - основные склады Отдела материально-технического обеспечения Прибалтийской железной дороги).
В 1869 году механик Ланге и якорщик Скуя основали судостроительную верфь "A. Lange un J. Skuja", в 1898 году переименованную в «А. Ланге и сын». Находилась она на ул. Кугю 44, в конце полуострова. Строили там различные корабли, начиная с маленьких катеров и понтонов, заканчивая военными судами, ледоколами и пассажирскими пароходами.
В 1887 построили дамбу А-Б (на старинной открытке видна северная оконечность ее):
За дамбой зимой укрывали разобранные секции Понтонного моста, видимого на этом фото:
В 1891 началась модернизация дамбы А-Б, продолжавшаяся около четырех лет. Вначале использовали 10-метровые деревянные сваи, забиваемые паровыми молотами по 22 в день - производительность ручных (6 свай в день) им сильно уступала.
Дамба А-Б видна и на современном снимке из космоса, узкой полосой вытягиваясь вдоль вод Агенскалнского залива.
Неподалеку, в конце улицы Валгума, в 1909 году построили так называемый мост Тузова, деревянное строение, соединявшее Кливерсалу с дамбой Ранькя: не забывайте, что в то время параллельно дамбе плескались воды Агенскалнского залива. Вот старинный вид залива с причалом:
В 20 веке здешние места не слишком сильно отличались от Кливерсалы конца 19 в. На своих местах дома, пристани, на юге острова до сих пор обширные амбары. Замечу, что с 1867 по 1885 гг. улица Кугю звалась Амбарной), на севере - церковь. Добавился Дом моряков имени Петра Великого - до наших дней не сохранился, но виден на втором плане на этой старинной открытке. На переднем плане - та самая Ранковая дамба:
Первые гостиницы здесь были: "Hotel Kurland", появилась в конце XIX века и "Аркадия" - в начале XX в. На ул. Ранькя дамбис рядом с ул. Сколас находились Навигационная школа (Рижская морская школа им. К. Валдемара, 1920-44) и госпиталь моряков. В 1930-е гг. годах во время президентства Карлиса Улманиса, архитектура требовала помпезности и размаха в архитектуре. На Кливерсале было решено создать площадь Победы. В 1960-е гг. предлагалось создать правительственый центр возле Агенскалнского залива. Что из этого вышло, вы узнаете в следующей части.
Аэрофото времен 1-й Мировой войны:
P.S. Любое цитирование этого поста только с моего разрешения.
Продолжение:
Кливерсала - в годы моего детства
http://renatar.livejournal.com/59161.htmlКливерсала - в годы моего детства-2
http://renatar.livejournal.com/59878.html