Рига неизвестная

Jul 05, 2016 05:53

На Дельфи опять новый тест на знание Риги, где предлагается опознавать памятники по их фрагментам - см. здесь. Мне этот тест показался несложным, но по себе я судить о других не могу.




Водить не водить, но раз такое дело, могу немного рассказать об одном недооцененном уголке Риги. На мой взгляд, там настоящий заповедник архитектурных стилей ХХ века. Расскажу об одном редком для Риги стиле на примере сооружений оттуда.


2. Об одном архитектурном памятнике из этого "заповедника", церкви Креста, построенной в стиле модерн (югендстиль) я уже как-то рассказывала тут.




3. А рядом с церковью, на той же улице выстроились в ряд несколько жилых домов малоэтажной застройки. Вон там, вдали за деревьями, кстати, виден шпиль церкви:




Первая мировая война практически прервала в Риге любое строительство. Несколько послевоенных лет ушло на ликвидацию последствий войны. Строительство оживилось лишь к 1925-му году. Стиль модерн (югендстиль) в это период уже изжил себя, однако изредка появлялись отдельные его рецидивы. В контексте времени это можно назвать историзмом - так же, как и стилистику зданий, возведенных тогда в формах прежних исторических стилей.

4. Прямым наследником стиля модерн, однако и абсолютно оригинальным стилистическим направлением в искусстве 1920-х и 1930-х годов был Ар-Деко (Art Deco). В Риге есть несколько зданий, в архитектуру которых вплетены характерные для Ар-Деко декоративные формы и элементы. И особенно любопытно, что рядом с церковью в югендстиле находятся дома, продолжающие историю архитектуры далее, в стиль Ар-Деко:




5. О стиле Ар-Деко как таковом я писала тут, но больше в интерьерном аспекте. Все-таки посмотрите и тот пост тоже. Американский Ар-деко отличается от латвийского, тем не менее, общее представление получить можно.



6. Все же немного процитирую из того поста:
Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (фр. art déco букв. «декоративное искусство», название происходит от Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes - «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925 г., где демонстрировались последние достижения архитектуры и прикладного искусства) - течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представлял собой синтез модерна и неоклассицизма. Данное направление пришло на смену конструктивизму. В Европе ар-деко становится популярным вместе с ростом послевоенного строительства, охватывает целые кварталы, где живут состоятельные люди. Стиль возник и развивался в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами: времени духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет, предчувствия ужасов 2-й мировой войны, разочарования в современной цивилизации и утраты эстетических идеалов. Альтернативой этим настроениям и стал новый стиль, призванный создавать иллюзию благополучия и «роскошной жизни».



7. В то же время после 1-й мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа - все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.



8. В послевоенной Риге архитекторам надо было решать несколько иные задачи, не стремление к роскоши, но улучшение жизни. Архитектор Константин Пекшенс писал: "Единственный радикальный способ [улучшить городскую гигиену] это следовать английской жилищной культуре..., создавать односемейное жилищное строительство и ограничивать наемное казарменное строительство.




9. Первые конкретные планомерные шаги в поисках нового типа жилища были построенные на средства Рижского самоуправления две т.н. "колонии" рядной застройки на ул. Лиепаяс и Ропажу (1926-27, арх. П. Дрейманис). На ул. Лиепаяс было построено 11, на Ропажу - 5 шестиквартирных домов. Дома на ул. Лиепаяс видны на картинке выше, а ниже как раз дома на ул. Ропажу (ударение на букве "о"):




10. Их планировка была создана по популярному в Англии принципу планировки рядных домов: каждой квартире отдельный вход снаружи и комнаты размещенные в двух этажах. Вот, кстати, пример английских рядных домов, сфотографировано мной в этом году в Бристоле:




11. Отзывы об этих домах на ул. Ропажу были примечательные, но звучали также сомнения, что при нашей холодной зиме и дождливой весне такой тип домов получит обширные симпатии у населения.




12. В домах на ул. Лиепаяс и Ропажу было в 10 или даже в 20 раз меньше квартир, чем это было бы, реализуя программу малоэтажного коммунального строительства.




13. Однако в обстоятельствах Риги, когда требовалось снести большое количество развалин и более-менее ощутимое строительство началось только во второй половине 1920-х годов, это было значительным начинанием. Это был архитектонический эксперимент, который органически вписывался в латвийский региональный архитектурный контекст.




14. Подчеркнуто вертикальные ритмичные деления художественной композиции фасадов - один из признаков стиля Ар-Деко.




15. Теперь я хочу остановиться на каждом здании в отдельности. Это скан из книги советского времени, когда улица Ропажу носила имя первого космонавта планеты - Гагарина. Здесь еще видна оригинальная черепичная крыша:




16. Это здание еще сохраняет цельный облик, пусть и под шиферной крышей:




17. А вот здесь уже разнобой. Каждый квартировладелец покрывал свою часть крыши чем мог:




18. Здесь картина чуть получше, относительное единство в материале, но не в цвете:




19. Зато с новейшими технологиями:




20. Но наиболее жуткий разнобой в этом доме:




21. В этом доме у двух третей владельцев не хватает средств заменить шиферную крышу, только часть справа заменена на дешевый вариант из металла:




Эти фотографии прошлогодние, причем я даже не скажу, какие были сделаны мной, а какие нашим фотокором, потому что мы тестировали два фотоаппарата и передавали их из рук в руки в тот день. Сфотографировано было, кстати в этот же день, когда видели кролика. Хорошая была весенняя прогулка...

История архитектуры, Рига, Автомобили

Previous post Next post
Up