О Золотом рыцаре в Риге

Jul 30, 2007 03:32

До сих пор не завершила показ своих фото, сделанных в праздник Лиго. Сегодня речь пойдет о здании на ул. Вальню, 3 и спрятанном в его глубинах Золотом Рыцаре. Эту фотографию рыцаря я сделала еще в 2005 году напротив Бастионной горки, близ пункта для контроля за въездом в Старую Ригу:




Когда-то давно такая статуя украшала Старый город, и лишь относительно недавно была восстановлена.

Это реплика оригинальной статуи Августа Фольца 1897 г., финансируемая Е. Гомбергом. Создана Д. Гочияевым, Э. Круминьшем и И. Фелдбергсом. Восстановлена на прежнем месте в июле 2005 г. http://riga-cd.infolatvia.com/statues/art/goldkn/goldkn.html

Табличка на памятнике:



Но обо всем по порядку. В 1930-40-е годы имела хождение вот такая открытка:



На ней на фоне Пороховой башни и брандмауэра Яковлевских (Екаба) казарм в скверике треугольной формы, спроектированном еще Г.Куфалдтом, изображена некая колонна - это артезианский колодец и в то же время постамент памятника тому самому Золотому рыцарю.

Памятник был установлен близ городского канала в 1897 г., архитектором являлся Вильгельм Нейман, скульптором - знаменитый в Риге Август Фольц. Рыцарь на колонне простоял до 1915 г., когда его хотели вывезти в эвакуацию вместе с прочими бронзовыми памятниками. Поскольку под позолотой был цинковый сплав, рыцаря сдали в музей истории города Риги и мореходства, где он и находился в плачевном состоянии, лишенный позолоты. Сама же колонна в формах неоготики простояла до 1931 г., когда во время борьбы с "немецкой Ригой" была убрана.

Вот что о рыцаре пишется в прессе:

- Речь идет не только о восстановлении утраченного памятника, - пояснила «Часу» историк Инта Штамгуте, подвигшая мецената-миллионера на «рыцарский» поступок. - Сейчас в начале улицы Смилшу со стороны бульвара Бастея, где находился артезианский колодец с рыцарем, стоит ужасная пропускная будка. Появление Золотого рыцаря облагородит этот рижский уголок.

По сведениям книги Инты Штамгуте «Рига на почтовых открытках начала XX века», артезианский колодец на Бастионной площади появился в 1894 году. Несколько позднее он получил художественное оформление - гранитную колонну увенчала 1,3-метровая позолоченная статуя рыцаря, изготовленная по эскизу архитектора Вильгельма Неймана скульптором Августом Фольцем.
http://www.chas-daily.com/win/2002/04/08/l_050.html



Кстати, на этой старинной открытке рыцарь тоже запечатлен еще на старом месте у Бастионной горки.

В 1890-е годы Рига предприняла попытку улучшить водоснабжение горожан. Было пробурено много артезианских скважин. Некоторые из них окрестные жители, преимущественно немцы, украшали скульптурными изображениями. На Ратушной площади это герой эпоса Роланд. Напротив Бастионной горки был установлена символическая скульптура крестоносца, изготовленная в мастерской Августа Фольца из цинкового сплава и покрытая бронзовой краской под золото. Скульптура была сильно повреждена временем, в двадцатые годы ее демонтировали, и сейчас она хранится в Музее истории Риги и мореходства.

В 2005 году скульптуру по слепкам с оригинала восстановил Евгений Гомберг. Слепки сделали Денис Гочияев и Эдвин Круминьш. Скульптура отлита в бронзе в мастерской Дениса Гочияева в Санкт-Петербурге и покрыта сусальным золотом. Колонну и капитель по фотографиям вырезал мастер Ивар Фелдберг. Основание подлинное, сохранившееся от первоначального памятника.

Статус
Собственность Евгения Гомберга.

Местоположение

В туристский сезон 2005 года скульптура была выставлена для обозрения на своем историческом месте, на площади Бастея (между Пороховой башней и Бастионной горкой). В 2006 году установлена во дворе здания на ул. Вальню, 3, принадлежащего фирме Teikas Nami. На пьедестале мемориальная доска с цитатой на латышском, русском и английском языках: "Садовых гномиков, или фламинго, или каких-нибудь полководцев, или все равно что - любой как частное лицо может разместить в своем личном садике или в своем доме". Президент государства Вайра Вике-Фрейберга, 2 июля 2002 г., по поводу открытия памятника Барклаю де Толли.

К весне 2007 года статуя опять будет украшать функционирующий источник воды. http://rus.delfi.lv/news/daily/versions/article.php?id=16323930



Уже лето 2007 года, а рыцарь так и не вернулся на свое место... Любопытно, что первоначально рыцарь и предназначался для размещения во дворе дома на ул. Вальню:

- Какие еще «каменные гости» посетят Ригу с вашей легкой руки?
- Они все уже объявлены. Практически закончен «Золотой рыцарь» - стоит пока в офисе. Симпатичная фигурка крестоносца из бронзы, покрытая чистым сусальным золотом. Готов и постамент с колонной. Поставлю это все с фонтанчиком во дворе дома на ул. Вальню, 3.
http://www.kompromat.lv/index.php?docid=readn&id=1410

Но когда рыцарь исчез со своего постамента напротив Бастионной горки и в прессе ничего объявлено об этом не было, в городе появились самые разные слухи...



В статье от 8 октября 2006 наконец сообщалось о судьбе рыцаря:

В топографии Старого города появился новый проходной двор c с памятником.
Завершился капитальный ремонт многоэтажного дома, расположенного на ул. Вальню. Объект преобразился кардинальным образом. Во внутреннем дворике появилась восстановленная статуя Золотого рыцаря. Кроме того, двор стал проходным - через него можно попасть на улицу Зиргу. В дополнение ко всем удобствам жильцам и туристам предоставляется возможность любоваться и Золотым рыцарем.
http://www.meeting.lv/news/shownews.php?id=BA8NiV335

А вот и вид Старой Риги из дворика, ставшего проходным:



Еще одна статья, подробно рассказывающая о восстановлении дома и дворика, дополненная моими фотографиями этого года:

9 октября 2006
Известный бизнесмен и меценат Евгений Гомберг открыл в прошлый четверг свой новый проект - пассаж Three Wall Street по адресу: ул. Вальню, 3. Новый пассаж выполнен в югендстиле, а его отличительная черта - это памятник золотому рыцарю.

Дом на Вальню, 3, был куплен Гомбергом еще в далеком 1993 году, и, как рассказал сам бизнесмен, ему пришлось сделать очень много для того, чтобы придать дому теперешний вид.



"Когда мы приобрели этот дом, большинство строительных материалов было разворовано, а в несущих конструкциях были такие дыры, что их пришлось заново заливать бетоном. Причем бетон приходилось лить сутками! И то, что этот пассаж доведен до нынешнего блестящего состояния, - заслуга наших замечательных строителей. Кроме того, нам приходилось сражаться с Рижской думой, так как за нами гнались новые и новые нормативы. Если бы мы не бежали быстрее, чем дума, то над нами не было бы этой замечательной стеклянной крыши, этих маленьких окошечек…" - сказал Гомберг, обводя рукой только что открывшийся пассаж.



Дом на Вальню, 3, был спроектирован в 1912 г. архитектором Гербертом Тимерманисом, а закончен в 1914 году - перед самой Первой мировой. К счастью, во время войны дом не был разрушен, и в межвоенный период тут находился один из первых в мире автосалонов "Фиат". До Второй мировой в нем располагались швейные мастерские и антикварная лавка, а после - столовая, в которой питалось пол-Вецриги, и общежитие ДОСААФ.

Теперь тут будут бутики. В самом доме - 16 элитных квартир, 14 из которых уже проданы под офисы. В общей сложности в проект восстановления дома на Вальню, 3, было инвестировано 3,5 миллиона латов и несколько лет тяжелой работы, так как восстанавливать исторический памятник - это не бетонные коробки ставить, тут нужны умение и терпение.



Золотой рыцарь, стоящий посреди пассажа, - это, как заявил Евгений Гомберг, шутка. Причем не над кем-нибудь, а над нынешним президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой, которая в свое время "проехалась" по установленному Гомбергом в центре Риги памятнику Барклаю-де-Толли. Тогда президент сказала, что если "некоторые бизнесмены очень хотят ставить разные памятники, пусть ставят их у себя во дворе". Гомберг так и поступил - поместил памятник, который до Первой мировой стоял на углу улиц Вальню и Екаба, у себя "во дворе".



Кроме статуи золотого рыцаря на доме будет также красоваться мемориальная доска архитектора Герберта Тимерманиса.

В целом новый пассаж создает очень светлое ощущение, так как экспериментальный югендстиль в отличие от классического не дает глазу замыливаться, и, рассматривая пассаж еще и еще, можно с каждым разом открывать какие-то новые, ранее не замеченные архитектурные особенности.



КСТАТИ

По версии Гомберга, в переводе на английский улица Вальню (Валовая) будет звучать как "Wall Street". Поэтому пассаж было решено назвать Wall Street 3. Такая вот шутка юмора.
http://rus.delfi.lv/news/daily/realestate/article.php?id=15736704



Вот что написано на флюгере здания. Причем тут Берзиньш, чья фамилия упомянута здесь, мне пока выяснить не удалось...



Статья на латышском языке: Zelta bruņinieks atgriežas galvaspilsētā http://www.tvnet.lv/zinas/latvija/article.php?id=346213

Теперь еще о некоторых аспектах вокруг Золотого рыцаря: в книге "Rīgas laiks attēlos" упомянуто, что рыцаря установили на деньги членов немецкой общины Риги, как последнюю попытку прославлять образ балтийского рыцарства в Риге.
Цитата в тему из интервью директора Дома Черноголовых, а ранее министра культуры Латвии Ояра СПАРИТИСА:

- Говоря о довоенной Латвии, часто вспоминают культурное соперничество общин в Риге: все хотели показать, что Рига - город их культуры.
- Совершенно верно, это состязание началось еще в XIX веке. Балтийские немцы в Российской империи были поставлены в условия, в которых им приходилось кооперироваться. Немцы старались подтвердить свой статус здешних первопроходцев, показывая свои права на эту территорию посредством культурных символов.

Русские воздвигают Триумфальную арку, Колонну победы, немцы - памятник Гердеру, Дом Видземского рыцарства (ныне здание Сейма) со скульптурой Вальтера фон Плеттенберга на фасаде. Русские ставят памятник своим 400 солдатам, погибшим в Шведскую войну на Луцавсале, православную церковь на старой Привокзальной площади в честь чудесного спасения царя в железнодорожной катастрофе, немцы - Роланда на Ратушной площади и Золотого рыцаря напротив Бастионной горки. Русские строят Николаевскую и Александровскую гимназии, немцы - нынешнюю Академию художеств (тогда Биржевое коммерческое училище). Немцы - городской театр (ныне Латвийская опера), русские - свой театр (ныне Национальный театр). Немцы реставрируют свой культурно-политический символ, самый древний собор Риги - Домский, русские строят Кафедральный собор на Эспланаде.
http://www.dialogi.lv/article.php?&id=861&la=1&lang=1

Честно говоря, если бы все межнациональные споры разрешались бы созданием памятников, от этого выиграли бы все!



О рыцарях Роланде и Золотом рыцаре упомянуто в этой статье:

Скульптура Роланда была сделана на пожертвования окрестных домовладельцев для украшения артезианского колодца. В начале XX века статуя Роланда считалась геометрическим центром Риги, и острие его меча служило точкой отсчета расстояний. Роланд еще в средние века олицетворял свободу и независимость города, его достаток и благополучие. К статуе Роланда рижане приходили со своими надеждами, молились и просили помощи. Однако это был не единственный рыцарь, изготовленный Фольцем. Напротив Бастионной горки, откуда открывается вид на улицу Смилшу, находился еще один из открытых в 1894 году артезианских колодцев. Во второй половине 90-х годов XIX века он (так же, как и колодец на Ратушной площади) был оформлен гранитной колонной, на которой возвышалась 1,3-метровая отлитая в бронзе и позолоченная статуя Роланда. Золотой Рыцарь был изготовлен по модели Августа Фольца.
http://pribalt.info/avgust_folcs.php

Кому интересно о Роланде и его собратьях в других городах Европы, могут посмотреть мою статью на сайте http://www.castle.lv/latvija/simvolika.html, а пока вернемся к Золотому рыцарю. Что это за рыцарь, изображает ли он кого-нибудь? В латышском путеводителе 1926 года (M. Celms "Rīga rokas grāmata ekskursantiem") он именуется Zobenbrālis (Меченосец). Судя по тому, что рыцарь облачен еще в чешуйчатый доспех образца начала 13 века, перед нами действительно может быть меченосец, а не рыцарь Ливонского ордена. Созданный епископом Альбертом Буксгевденом, основателем Риги, орден меченосцев должен был помогать ему устанавливать христианство на ливонских землях и, так сказать, "нести в массы" немецкую культуру. Подробнее об ордене можно посмотреть тут: http://offtop.ru/castles/v9_26316__.php

Учитывая то, что в истории всегда был большой интерес к сильным мира сего, возможно, что Золотой рыцарь - это не рядовой меченосец, а, например, первый магистр этого ордена Венно фон Рорбах, погибший в Риге и возродившийся в памятнике. Рифмованная хроника превозносит благородство сего рыцаря, "славного магистра Венно" и его исключительные качества. Венно основатель некоторых наиболее известных ливонских замков. Так что для немецкой диаспоры эта фигура во многом знаковая.

Кстати, классики русской литературы напротив, "принижают" образ магистра! Вновь следы культурного противостояния?
А. Бестужев-Марлинский по дороге, в Лифляндской губернии, заинтересовался местной историей и на собранном материале создал повесть “Замок Венден”, герой которой, рыцарь Вигберт фон Серрат, жертвует своей жизнью во имя защиты латышских крестьян от жестокого произвола псов-рыцарей, магистра ордена, которого и убивает собственноручно.

У русского поэта Н.М.Языкова есть произведение "Ливония", в котором он пишет:

Не встанешь ты из векового праха,
Ты не блеснешь под знаменем креста,
Тяжелый меч наследников Рорбаха,
Ливонии прекрасной красота!
Прошла пора твоих завоеваний,
Когда в огнях тревоги боевой
Вожди побед, смирители Казани,
Смирялися, бледнея, пред тобой!

Но и рыцари Ливонского ордена, вскорости сменившие меченосцев на боевом посту покорения Ливонии не были обижены в нашем городе. Буквально в сотне метров от того места, где ныне установлен Золотой рыцарь, красуется вот такой ливонский рыцарь:



Пусть это всего лишь реклама ресторана "Ливония", но рыцарь весьма убедителен!

Памятники, История_Латвии, Рига

Previous post Next post
Up