Aug 09, 2014 07:42
человек традиционного общества никогда не думает о средствах действия: традиция предполагает, что они составляют предмет устойчивой массовой привычки, глубоко интериоризованы и потому остаются за границами сознания, "в норме" такой человек не думает вообще, действуя "на автопилоте", как лунатик или животное, "в патологии" же, если почему-либо такое рефлекторное действие оказывается невозможным или безрезультатным, человек традиционного общества думает исключительно о целях, оттого-то в их повседневной речи вдруг начинает звучать характерное словечко "должно", безошибочная симптоматика кризиса;
разумеется, это никакие не санкции, но очередная попытка крупномасшабной экономической "реформы сверху", направленная на кардинальную перестройку национальной модели хозяйствования в целом, как в периоды "военного коммунизма", индустриализации и коллективизации или "гайдаровских" реформ, ничего другого выражение "продовольственная безопасность" на практике не означает и даже означать не может, проблема в том, что перемены такого масштаба и глубины требуют весьма основательных инвестиций, притом не финансовых, а либидинозных - попросту говоря, их условием является либо массовый своекорыстный энтузиазм, на который предлагал опереться Бухарин, либо столь же массовые репрессии, на которые рассчитывал Троцкий и позднее опирался Сталин, ни того, ни другого по нынешним временам я себе просто не могу представить, не вижу ни достаточных ресурсов мотивации (может, и зря), ни, главное, той технической компетенции, помимо которой у репрессий попросту нет перспективы, не случайно же сельское хозяйство всегда было "заколдованным местом" отечественной экономики, на котором проваливали карьеру даже самые энергичные партфункционеры, коллективизация даром не прошла, стало быть - всё закончится очередным переделом рынка в пользу каких-то новых элит, лидеров и прочих господ, повышением цен, сокращением ассортимента и прочими частностями, время революции ещё не пришло;
наконец, тарикат низаритов, досужему читателю известный как орден ассасинов, разумеется, сыграл огромную роль в истории Европы как прототип военно-монашеских орденов, транснациональных тайных обществ Нового времени, Коминтерна или новейших сетевых террористических организаций, периоды долговременного социетального кризиса всегда чреваты соблазном обращения к какому-нибудь такому инструменту и антидоту, однако в истории Халифата это был чисто побочный эффект его распада: как справедливо заметил один из героев фильма, популярного в дни моей юности, крестьяне побеждают всегда, пусть даже ценою сокрушения царств
кунсткамера,
стратагемы,
обряды перехода