Эффекты.Коды эффектов.
SEND - посыл на эффекты параллельного действия
Эффекты парраллельного действия (Delay, Reverb, Echo и т.д.) традиционно устанавливаются в отдельные каналы, в результате чего обработанный звук подмешивается к "сухому" звуку в виде хвоста. Для этого в Renoise существуют специальные сенд каналы микшера. Направить звук с определенных каналов на каналы Send можно при помощи специального плугина - Send Device. При посыле можно сконфигурировать следующие параметры: выбор шины посыла, громкость посылаемого сигнала - уровень посыла на эффект, а также - будет ли звучать в миксе основной звук + "хвост" или только "хвост", который посылается на параллельную шину.
Автоматизация.
Выбирается во вкладке Automation слева снизу.
Автоматизация доступна двумя путями.
• Единожды кликнуть по параметру, чтобы выбрать его и рисовать точки кривой автоматизации справа в сетке.
• Дважды кликнуть по параметру,чтобы создать справа на сетке прямую линию автоматизации.
Автоматизация виртуальных инструментов
Для автоматизации виртуальных инструментов (VSTi) необходимо выбрать и подключить к каналу Automation Device снизу во вкладке Track DSPs. Потом необходимо выбрать подключаемый к нему виртуальный инструмента в списке плугина - параметр Linked Plugin (видит только VST). Будут доступны слайдеры для 14 параметров (параметры можно выбирать). После этого надо перейти во вкладку Automation рядом и в списке выбрать нужный параметр для автоматизации его значения в пределах паттерна (автоматизацию также можно записывать и во время воспроизведения паттерна двигая слайдеры Automation Device правой кнопкой мыши).
Автоматизация MIDI устройств
Для автоматизации MIDI устройств (или виртуальных инструментов или Rewire, но по MIDI протоколу) используется плугин MIDI Control Device. Он подключается к каналу, аналогично Automation Device и после этого можно управлять посредством MIDI сообщений контроллеров параметрами устройства. Предварительно необходимо выбрать инструмент (параметр Linked Instrument), с которым будет работать плугин и также необходимо назначить MIDI CC. Всего доступно 14 параметров для контроля, два из которых предварительно назначены на контроллер Pitchbend и Channel Pressure (автоматизацию также можно записывать и во время воспроизведения паттерна двигая слайдеры MIDI Control Device правой кнопкой мыши)..
Назначение MIDI CC на отдельные параметры в Renoise
Назначения MIDI контроллеров производится на вкладке Track DSPs снизу слева. В меню, вызываемом на правую кнопку мыши, необходимо выбрать пункт MIDI Map Parameters (также можно через меню - View->MIDI Mapping..). При этом все доступные для автоматизации параметры будут закрыты оранжевыми прямоугольниками надписью. При выборе любого параметра в окне появится его текущее состояние - там же можно назначить/переназначить выбранный параметр на контроллер, а также выбрать тип контроллера (прервистого/непрерывного действия), минимальные и максимальные значения или инвертировать контроллер.
Работа с сэмплерными инструментами Renoise
Сначала загружаются необходимые сэмплы. В верхней части окна необходимо выбрать папку с сэмплами и двойным щелчком либо перетаскивая их - загрузить их в свободные слоты для сэмплов текущего инструмента.
Потом переключится в режим Instrument Editor в нижней часте окна. Теперь необходимо назначить сэмплы на зоны клавиатуры - выбрать мышью необходимый сэмпл, выставить параметры сэмпла в окне Sample Properties снизу (должна быть выбрана вкладка Instrument Settings) и затем последовательно нажимать изображения тех клавиш фортепиано, которые должны соответсвовать данному сэмплу. При этом в каждой клавише будет отображаться красным цветом номер слота назначенного сэмпла.
Запись звука
Для записи и проигрывания звука прежде всего должны быть корректно настроены параметры звукового тракта в программе (Preference -> Audio).
Необходимый слот для сэмпла в верхнем правом углу программы. Перейти в Sample Editor и там нажать кнопку REC - откроется окно записи звука.
В окне - выбор трека (если нужно записать с эффектами), выбор аудио входа, включение синхронизации с паттерном и кнопки START и DONE.
Микшер Renoise
У микшер два режима работы - Pre FX и Post FX. В первом режиме регулируется громкость звука канала до обработки его эффектами. Возможна автоматизация параметров Volume и Pan для линеек микшера. В этом режиме при наличии в каналах плугинов Send Device слайдер Volume и Pan канала не влияют на громкость трека. В режиме Post FX - микшер является финальном звеном цепочки звука и по этому слайдеры громкости и понарами во всех случаях влияют на звук. В этом режиме параметры не автоматизируемы.
Для индикаторов в линейках микшера можно выбрать диапазон чувтсвительности каналов - доступны настройки -24 дБ, -48 дБ и -96 дБ (при этом шкала фэйдера громкости линейки микшера всегда работает в отобржаемом приделе 0 - 24 дБ!!!)
Работа с эффектами микшера
При добавлении эффекта плугина в канал микшера (или SEND канал) - эффект появляется в соответсвующем слоте. Параметры эффекта можно отобразить/скрыть прямо в канале микшера, для этого в меню через правую кнопку мыши выбрать пункт Show Sliders->All/None (можно отобразить только определенные параметры).
Эффекты можно также автоматизировать (см.выше) и включать/выключать из трекер-секвенсера (см.выше).
Особенность работы режима мьютирования.
При нажатии кнопки М в канале микшера по умолчанию канал переводится в состояние Off - то есть данные с трека не считываются - при этом функция не влияет на ноты, играемые с миди клавиатуры.
При переводе трека в состояние Mute (в нижней часте окна, в настройках трека, дублирующих линейку микшера) - трек будет проигрываться, но не будет слышен. В этом режиме даже игра на внешнем MIDI устройстве не будет слышна.
Выбор, в каком режиме будет канал трека при нажатии кнопки М в микшере определяется в настройках программы - Preference.
Коды эффектов.
Эффекты в колонке эффектов
• 00xy - Арпеджио (x - первое смещение базовой ноты, y - второе смещение базовой ноты в полутонах) (Работает только со встроенным семплерным инструментом!) - звук классического spectrum/commodore арпеджио (эмулятор чипа SID). Скорость арпеджио привязана к темпу паттерна, максимум 3 ноты (базовая плюс две дополнительных).
• 01xx - Скольжение (slide) тона вверх (00 - ff, $01 - 1/16-я полутона, $08 - четверть тона, $10 - один полутон) (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• 02xx - Скольжение (slide) тона вниз (00 - ff, $01 - 1/16-я полутона, $08 - четверть тона, $10 - один полутон) (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• 03xx - Устанавливает громкость канала (00 - ff) (Что представляет собой диапазон от −60 до +3 дБ)
• 04xy - Ритмический гейт для громкости (trancegate или volume slicer), где x = фактор (0=0.0, f=1.0), y - слайс по тику (доли от одной строчки). (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• 05xx - скольжение тона до следующей ноты c шагом xx (00 - ff, $01 - 1/16-я полутона, $08 - четверть тона, $10 - один полутон) (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• 06xx - Скольжение громкости вверх с шагом xx (00-255) (255 раз по 0601 - скольжение от 0 до полной громкости, 2 x 067F тоже самое.) (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• 07xx - Скольжение громкости вниз с шагом xx (00-255) (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• 08xx - Панорамирование (00 - ff)
• 00 - влево
• 80 - по центру
• ff - вправо
• 09xx - Проиграть сэмпл с указанного места, 00 - начало сэмпла, ff - конец сэмпла. Позиция воспроизведения зависит от конкретного размера звукового сэмпла/фразы. Чем больше размер сэмпла, тем более грубо будет работать данная команда (в режиме совместимости Amiga/FT2, ff означает 255-й по счету блок из 256 байт аудио данных). (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• 0axx - Глубина объемного эффекта (00 - ff) (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• 0bxx - Проигрывание звукового сэмпла/фразы задом-наперед (b00); проигрывание фразы сново в прямом направлении (b01, когда фраза играется обратно). Совет:Используйте вместе с командой 09xx для того, чтобы добится изменений воспроизведения с точкой воспроизведения, близкой к началу сэмпла. (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• 0cxx - Устанавливает громкость всего трека (работает до фэйдера трека) (00-ff) (Представляет собой диапазон от −60 до +3 дБ)
• 0dxx - Задержка проигрывания нот в колонке трека на xx тиков. (00-ff - количество тиков задержки)
• 0exy - Перезапускать воспроизведение ноты каждые xy тиков (y= количество тиков 0-f) Первая цифра (x) определяет громкость перезапускаемой ноты. Значения громкости в задаваемых через (x) соотношениях:
• 0 - без изменения
• 1 −1
• 2 −2
• 3 −4
• 4 −8
• 5 −16
• 6 *2/3
• 7 *1/2
• 8 - без изменения
• 9 +1
• a +2
• b +4
• c +8
• d +16
• e *3/2
• f *2
• 0fxy - Эффект вибрато x = скорость, y = глубина; x=(0 - f); y=(0 - f) (Работает только со встроенным семплерным инструментом!)
• XYzz - Управление подключенными в трек VSTfx/DSP эффектов. Посыл значения zz (00 - ff) автоматизируемому параметру vst/dsp эффекта, определенному в Y (0 - e) для модуля эффекта с номером X (0 - e) в блоке эффектов секции микшера. Для включения или пропуска эффекта (bypass) необходимо послать значение F в качестве параметра Y, т.е.:
• xF00 → Отключение эфффекта с номером x - bypass;
• xF01 → Подключение эффекта с номером x.
• f0xx - Установление темпа в BPM (ударах в минуту) (20 - ff) значение 00 останавливает вопроизведение полностью.
• f1xx - Устанавливает количество строк в одном бите (01-ff, 00 = остановка вопроизведения)
• f2xx - Устанавливает количество тиков в одной строке (01 - 10)
• f3xx - Устанавливает аудиовыход для данного трэка на канал xx (00 - стереовыход, остальные значения зависят от конкретного аудиоинтерфейса. Функция работает только с драйверами ASIO!)
• f4xx - Переключение режима song-groove (00 - отключение режима, 01 - включение режима)
• fbxx - Прерывание воспроизведения паттерна (прерывания воспроизведения паттерна до проигрывания его до его конца и переход к воспроизведению следующему по ходу с этой точки, всего можно иметь одну функциональную точку разрыва в паттерне.) xx локатор следующей позиции (ряда) в в следующем паттерне.
• fcxx - Установка громкости мастер-шины (00 - ff)
• fdxx - Задержка целого паттерна на количество xx линий.
• ff00 - Завершение всех эффектов и нот конкретного трека.
Эффекты в колонке громкости
• 00 - 7f - Установка громкости звучания (velocity/volume) текущей ноты текущего сабтрека.
• 9x - Скольжение громкости вверх в текущем сабтреке с шагом x * $10. (0 - f соответсвует A1 = 0610 в колонке эффектов, A2 = 0620 в колонке эффектов, и т.д.)
• ax - Скольжение громкости вниз в текущем сабтреке с шагом x * $10. (0 - f соответсвует A1 = 0710 в колонке эффектов, A2 = 0720, в колонке эффектов, и т.д.)
• bx - Проигрывание сэмпла от конкретной ноты в сабтреке задом-наперед (0 - задом-наперед, 1 - снова в нормальном режиме, см. 0bxx в разделе команд для колонки эффектов)
• dx - Задержка ноты на x тиков (0 - f) (возможно комбинировать комманды dx и fx)
• ex - Перезапуск воспроизведения ноты после x тиков (0 -f)
• fx - Заглушение ноты после x тиков. (0 - e)
Эффекты в колонке панорамы
• 00 - 80 - Установка значения панорамы для текущего сабтрека.
• 00 - левый край
• 40 - центр
• 80 - правый край
• 9x - скольжение панорамы влево с шагом x (0 - f)
• ax - скольжение панорамы вправо с шагом x (0 - f)
• bx - Проигрывание сэмпла от ноты в сабтреке задом-наперед (0 проигрывание задом-наперед, 1 проигрывание в нормальном режиме, см. 0bxx в разделе команд для колонки эффектов)
• dx - Задержка ноты на x тиков (0 - f) (возможно комбинировать комманды dx и fx)
• ex - Перезапуск воспроизведения ноты после x тиков (0 -f)
• fx - Заглушение ноты после x тиков (0 -f) (возможно комбинировать комманды dx и fx)
• MIDI / VSTI комманды в колонке панорамы
**C0 - послать сообщение типа CC Change, со значением в колонке эффектов (XXYY, XX = номер контроллера, YY = значение)
*** Распространенные номера контроллеров :
• 01 - MOD wheel
• 07 - Volume
• 0B - Expression
• 40 - Sustain / Portamento
• Полный список номеров контроллеров и т.д. можно спросить у Гугла или Яндекса.
• C1 - Pitchbend, со значением в колонке эффектов (XXYY, XX диапазон, YY = точное значение)
• XX - 40 = центральное значение, 40 - 7F = тон-вверх, 40-01 = тон-вниз
• YY - 00 - 7F = точное значение высоты тона.
• C2 - сообщение типа program change (смена программы в банке), со значением в колонке эффектов (обычно используются только два последнийх байта (00 - 7F)
• C3 - Сообщение типа Channel Pressure (Монофоническое послекасание, если поддерживается MIDI контроллером). Более подробные данные о монофоническом (channel) и полифоническом (polyphonic) послекасания можно спросить у Гугла или Яндекса.
Заметка : вставляйте Cx MIDI команды в колонке панорамирования самого правого сабтрека;
Cx MIDI отображаются другим цветом, чем тогда, когда они работают по прямому назначению (т.е. в качестве управления панорамой)
Также, когда добавляется Cx в последнюю колонку панаромирования, значение 0000 автоматически добавляется в одну из колонок эффектов.
Также следует убедиться, что номер инструмента проставлен, чтобы Renoise знал, какому MIDI инструменту адресована команда и также, номер целевого MIDI инструмента следует подписывать в каждой строке, в которой посылаются MIDI данные.
Особенности поведения команды ex / 0exy
Замечания к поведению команды ex в колонках громкости/панорамирования в отличие от аналогичной команды 0exy в колонке эффектов: первая из перечисленных не перезапускает звуковой сэмпл с начала, в то время как последняя (в эффектах) - перезапускает. Такая фича дает возможность выбирать из двух вариантов работы этого эффекта.
Эффекты в колонке задержки
В данной колонке записываются данные, которые выполняют задержку воспроизведения ноты или завершения звучания ноты (note off). Каждая линия разбита на 256 временных отрезков. Данный диапазон имеет значения от $00 до $ff, где, например значение $80 запускает ноту через половину временного промежутка между двумя линиями (строками). Таблица распространенных задержек (задержки звучания ноты):
$40 - 25%
$80 - 50%
$C0 - 75%
Если нужны иные значения, то, используя данную таблицу как исходную точку, можно будет найти конкретные значения требуемых задержек.
Если мучает глобальная задержка вследствие того, что лагает используемый инструмент (MIDI инструмент либо VST без должной синхронизации), то лучшим вариантом будет применение компенсирующей задержки в канале этого трека, где находится проблемный инструмент. Подробнее это можно выяснить в главе по основному микшеру Renoise (Pre Mixer Info) или в случае с MIDI инструментом, или плугином, работающим через MIDI через виртуальный MIDI порт - в разделе MIDI instrument usage оригинального мануала.
Задержки MIDI или глобальные принято измерять в миллисекундах, в отличие от остальных параметров в Renoise. Renoise - Основные моменты и особенности.
Треки в основном секвенсере привязаны только к каналам микшера.
Любым инструментом, подключенным в трекере можно играть на любом треке в основном секвенсере (кроме мастер трека и треков посыла - send), при этом инструмент будет выводится через ту линейку микшера, на канале которой он играет (это касается внутренних семплерных инструментов renoise и VST плугинов). На одном треке можно играть ноты с любого типа инструментов вперемешку.
Исключение составляют внешние MIDI устройства, который подключаютя в общий микс при помощи плугина Line In Device - внешний синтезатор, подключенный ко входам аудиокарты/интерфейса будет звучать наравне с другими инструментами только на том канале где подключен и настроен данный плугин.
Проигрывается всегда текущий паттерн (отмечается бегущей полоской). Паттерн можно зациклить (нажатием белой кнопки рядом с номером паттерна в секвенсере паттернов) или выбрать для проигрывания следующий паттерн не по порядку (нажать кнопку Play нужного паттерна, во время воспроизведения текущего, после выбранного паттерна будут воспроизводится паттерны по порядку).