«ХОЧУ СТАТЬ ЖИВЫМ ШЕДЕВРОМ»
Луиза Казати
Тед Коконис. Маркиза Луиза Казати. 2003 год
В течение трёх десятилетий XX века маркиза Казати была самой яркой звездой европейского высшего света. Художники писали и лепили её, поэты воспевали необычную красоту маркизы, кутюрье сражались за право её обшивать. Ей суждено было стать героиней нескольких нашумевших романов. Она жила то в Венеции, то в Риме, то в Париже, то на Капри, коллекционировала дворцы и экзотических животных, спускала целые состояния на роскошные пиршества. Она поразила воображение Габриэле Д’Аннунцио, очаровала Дягилева, напугала Артура Рубинштейна, шокировала Т.Э. Лоуренса. Её одевали Бакст, Пуаре, Фортуни, Эрте. Она давала балы, на которых Нижинский танцевал с Айседорой Дункан; она стала музой итальянских футуристов; при её содействии был поставлен бесподобный спектакль театра марионеток на музыку Равеля. Она была законодательницей, она повсюду вдохновляла гениев и развлекала самых пресыщенных аристократов.
Публика жадно впитывала сплетни об этой светской львице: смаковала подробности её брака с титулованным миланским охотником, судачила о романтической связи со скандальным итальянским поэтом, обсуждала детали бракоразводного процесса в Будапеште. Читатели только руками разводили, узнавая о вакханалиях в полуразвалившемся палаццо на берегу венецианского Большого канала или в красномраморном дворце парижского предместья. Ходили слухи, что она заказывала восковые фигуры покойных любовников и хранила внутри них прах, что красила золотой краской слуг, выгуливала на поводке леопардов, обожала змей. И конечно, публика была бы весьма разочарована, если бы маркиза не оправдала её ожиданий или заблуждений; казалось, эпатаж общества был самой притягательной её чертой. По словам писателя Филиппа Жюлиана, «в жизни эта женщина ни разу не изменила легенде».
Пожалуй, созданный ею образ стал наиболее популярным женским образом в мире после Девы Марии и Клеопатры: её бесчисленных живописных, скульптурных, фотографических портретов хватит, чтобы заполнить огромную галерею. Её писали Больдини, Огастас Джон, Ван Доген и Сулоага, рисовали Драйан, Мартини и Аластер, лепили Балла, Барянская и Эпстайн, фотографировали Ман Рей, Битон и де Мейер. Эта женщина заинтриговала таких непохожих писателей, как Теннесси Уильямс, Джек Керуак и Морис Дрюон, а также многих кинематографистов - и при жизни, и после смерти. На сцене и на экране её образ воплотили такие известные актрисы, как Теда Бара, Таллула Бэнкхед, Вивьен Ли, Валентина Кортезе, Ингрид Бергман.
Вкратце жизненный путь Неистовой Маркизы был таким. Она родилась в 1881 г. в Милане. Её отцом был текстильный магнат Альберто Амман, австриец по происхождению, получивший за свои промышленные достижения от итальянского короля Умберто I графский титул, а матерью - полуитальянка-полуавстрийка Лючия Бресси. В 1900 г. она вышла замуж за маркиза Камилло Казати, в браке с которым родила дочь Кристину. Однако вскоре брак фактически распался, хотя официальный развод был оформлен лишь в 1924 г. Роковую роль в размолвке супругов сыграло знакомство Луизы в 1903 г. с уже успевшим широко прославиться Габриэле Д’Аннунцио, положившее начало самому блестящему и скандальному европейскому роману эпохи, который продолжался с перерывами вплоть до самой смерти Д’Аннунцио в 1938 г. Освободившись от семейных уз и имея в полном распоряжении огромные финансовые средства, маркиза получила возможность претворять в жизнь свои самые безумные фантазии. В 1910 г. она купила старинный дворец Веньер дей Леони в Венеции, ставший на последующие несколько лет её домом и местом проведения её знаменитых приёмов и балов-маскарадов. Разразившаяся спустя четыре года Великая война положила жестокий конец этой череде роскошных празднеств. Но маркиза не собиралась сдаваться. В 1921 г. она купила особняк Пале-Роз в Везине под Парижем, принадлежавший незадолго до того скончавшемуся Роберу де Монтескью, и приложила все усилия для того, чтобы возродить свой довоенный стиль жизни. Однако Belle Époque с её аристократическими балами и маскарадами безнадёжно ушла в прошлое, и даже энтузиазм маркизы вкупе с её финансами оказалось недостаточно для её возрождения. Тем более что финансы эти стремительно таяли. В июне 1927 г. маркиза устроила в Везине грандиозный костюмированный бал в память графа Калиостро, оказавшийся последним. Её долги постоянно росли. В оплату их в 1932 г. она вынуждена была продать Пале-Роз и почти всё своё имущество, а в 1939 г., спасаясь от кредиторов, перебралась в Англию, где жила её дочь. Оставшиеся ей годы маркиза прожила на съемных квартирах в британской столице в состоянии, близком к нищете. 1 июня 1957 г. она умерла в возрасте семидесяти шести лет от кровоизлияния в мозг и была похоронена под скромным надгробием на Бромптонском кладбище Лондона.
По материалам книги: Скот Д. Райерссон, Майкл Орландо Яккарино. Неистовая маркиза. Судьба легендарной Луизы Казати. М., 2006
Луиза Казати. Ок. 1905 года
Казати в костюме императрицы Феодоры. 1905 год
Джованни Больдини. Маркиза Луиза Казати с борзой. 1908 год
Ренато Бертелли. Кувшин в форме головы. Ок. 1910 года
Луиза Казати. Фотография Адольфа де Мейера. 1912 год
Лев Бакст. Маркиза Казати. Набросок. 1912 год
Гондольер Казати у Палаццо дей Леони. Венеция. Ок. 1913 года
Мануэль Орацци. Казати встречает гостей на ступенях Палаццо дей Леони. 1913 год
Юлий де Блаас. Казати в костюме «Белый Арлекин». 1913 год
Казати (в центре) в костюме «Белый Арлекин» Льва Бакста на одном из своих маскарадов. Венеция. 1913 год
Павел Трубецкой. Бронзовая статуэтка Казати. 1913 год
Казати с художниками Полем Сезаром Элле (слева) и Джованни Больдини в парке Палаццо дей Леони. Венеция. 1913 год
Казати в индо-персидском костюме работы Льва Бакста. Венеция. 1913 год
Роберто Монтенегро. Портрет Казати. 1914 год
Джованни Больдини. Маркиза Луиза Казати с павлиньим пером. 1914 год
Джакомо Балла. Маркиза Казати с борзой и попугаем. Ок. 1915 года
Джакомо Балла. Маркиза Казати со слюдяными глазами и деревянным сердцем. 1915 год
Наталия Гончарова. Портрет Казати. Ок. 1917 года
Сара Липска. Бюст Казати. Дерево. Ок. 1920 года
Ромейн Брукс. Портрет Казати. 1920 год
Ман Рей. Сюрреалистический портрет Казати. 1922 год
Казати в костюме «Царица ночи». 1922 год
Казати в костюме Чезаре Борджи. 1925 год
Альберто Мартини. Большой каньон. 1927 год
Дриан. Казати в костюме графа Калиостро. Рисунок. 1927 год
Ман Рей. Казати в костюме императрицы Елизаветы Австрийской. 1935 год
Огастес Джон. Маркиза Казати. 1942 год
Жозеф Паже-Фредерикс. Казати в облике нефритовой змеи. 1940-е годы
Карл Рейтлингер. Портрет Казати. 1942 год
Могила Луизы Казати на Бромптонском кладбище в Лондоне