13 марта закончилась выставка о великом князе Константине Константиновиче в Павловском дворце в библиотеке Росси. Кто не смог на нее сходить, может посмотреть некоторые материалы с этой экспозиции в этом посте.
Выставка называлась «Великий князь - поэт и гражданин»,и, как видно из названия, была посвящена его творческой деятельности. Соответственно выставка повествовала о культурной жизни России последней четверти 19-го, начала 20-го столетия.
Отец Константина Константиновича великий князь Константин Николаевич ( сын Николая Первого) хотел, чтобы он стяжал себе славу на морском поприще, будучи сам генерал-адмиралом русского флота. Но в юности несколько лет пробыв на морской службе, Константин Константинович отпрашивается у отца для продолжения службы в Измайловском полку. В своей императорской семье Константин Константинович выделялся тем, что рано начал писать стихи под криптонимом «К.Р.». И всю последующую жизнь он продолжал заниматься стихосложением, сочетая с деятельностью Президента Академии наук (с 1889), а также с выполнением обязанностей главного инспектора всех военно-учебных заведений.
На выставке была представлена записная книжка работы Фаберже из собрания Павловского дворца. (Материал: кожа, серебро, рубин, золото, эмаль). Этой книжкой Константин Константинович очень дорожил, так как она была подарена ему офицерами Измайловского полка в 1907 году на его 25-летие творческой деятельности. В полку великий князь организовал литературно-музыкальные вечера, которые составили альтернативу офицерским кутежам. «Измайловские досуги» стали уникальным явлением в культурной жизни столицы, и единственным образованием в военной среде такого рода на многие годы. На «Измайловских досугах» офицеры ставили спектакли, читали лекции, стихи. Надо сказать, что великий князь всячески поощрял офицеров к собственному творчеству. На вечера приглашались известные поэты, музыканты, писатели. В этой записной книжке, Константин Константинович начисто выписывал своим каллиграфическим почерком стихи собственного сочинения.
Печатка вел.князя. На сегодняшний день единственная личная печать К.Р., которая сохранилась в нашей стране.
Выставка была интересна тем, что она знакомила с деятелями культуры того времени. На этой фотографии книга писателя Авенариуса Василия (Вильгельма) Петровича (1839-1923). Издание книжного магазина П.В.Луковникова. В свое время он был очень популярен среди юношества, написав ряд занимательных романов из отечественной истории, составитель фольклорных сборников. На книге посвящение Константину Константиновичу. Кстати, книги из личной библиотеки К.Р. предоставлены постоянным участником совместных выставок: Государственным архивом Российской Федерации, а также Пушкинским домом. У основания последнего научного учреждения стоял великий князь.
Антон Григорьевич Рубенштейн. Ноты романса на стихи К.Р. «Я на тебя гляжу». Это тот Рубинштейн, который сказал про Константин Константиновича: «Великий князь может быть великим пианистом, но великий пианист никогда не станет великим князем». Ноты: Москва, Юргенсон, 1893г. А также ноты Николаева Л. (известный композитор того времени). Ноты двух романсов на стихи К.Р.Москва, Издательсво А.Гутхейль, 1902г.
Константин Константинович очень хотел познакомиться с Петром Ильичем Чайковский, в свою очередь тот пытался избежать столь тягостного общения. При личном знакомстве композитор был искренне удивлен великим князем: «Я редко встречал в жизни столь обаятельную личность, Он музыкант и поэт, выпустивших недавно сборник стихотворений, очень талантливых. Но, независимо от этого, он так участлив, так добр, так умен и интересен, что чем больше его знаешь, тем больше его любишь». Чайковский написал шесть романсов на стихи К.Р. Эти романсы стали очень популярны, и в советское время их часто исполняли без упоминания автора стихов: «Растворил я окно…», «Уж гасли в комнатах огни…».
Поэма К.Р. «Севастьян-мученик ». Приложение к газете «Сын отечества». № 25 от 19 июня 1888г. Великий князь был постоянным сотрудником журнала «Нива», «Книжная иллюстрация», «Живописное обозрение», «Сын отечества». Все эти издания в свое время были очень популярны. Из собрания петербургского частного коллекционера Игоря Филимонова. Он много лет собирает материал об императоре Николае Втором и его окружении.
Великий князь серьезно увлекался театром. В то время в обществе были распространены любительские постановки. В резиденциях князя, в Мраморном дворце, в Павловске, постоянно ставились спектакли. Перед нами программа Павловских вечеров «История русского театра». 3-й спектакль. 14 марта 1910.
Программа спектакля «Трагедия о Гамлете, Принце Датском» Вильяма Шекспира (перевод К.Р.), состоявшегося 27 февраля 1899 г. в Мраморном дворце. Константин Константинович знал пять языков, кроме русского, владел в совершенстве английским, немецким, французским языками, и много работал как переводчик. В частности, его перевод Гамлета считается блестящим. Обидно, что последний раз этот перевод издавался лишь при жизни князя. Как видно из программки, Гамлет был поставлен на любительской сцене силами, в основном, офицеров Измайловского досуга.
"Гамлет" в переводе Константин Константиновича с посвящением одной из немногих профессиональных актрисс, задействованных в постановке Гамлета, Пушкаревой-Котляревской Вере Васильевне. В посвящении написано: «Королеве Гертруде от Гамлета, принца Датского на память о зиме 1898-1899гг. Константин».
П.Степанов. Эскизы декораций спектакля «Царь Иудейский» на сцене Императорского Эрмитажного театра. В последние годы Константин Константинович написал драму в четырех действиях «Царь Иудейский» о последних днях Иисуса Христа. Несмотря на то, что соблюдено было условие не показывать самого Христа, а действие велось через другие лица, Синод запретил постановку этого спектакля в Александринском театре, как того хотел К.Р. По разрешению Николая Второго драма была поставлена на сцене Эрмитажного театра. На представлении был сам Николай Второй, и как впоследствии он писал своему двоюродному дядюшке (Константину Константиновичу) в конце действия его прошибла слеза.
В драме «Царь Иудейский» были тщательно прописаны исторические костюмы опять же художником П.Степановым. Постановка потребовала от К.Р. больших денежных затрат, а также стоила ему много волнений. Он сыграл главную роль Иосифа Аримафейского, и очень переживал, что его детище не вышло на большую сцену.
Программа Измайловского досуга в Императорском эрмитажном театре. Драма К.Р. «Царь Иудейский». 8 января 1914 года. К.Р, в окружении своих сподвижников по постановке драмы. В центре Великий князь К.К, справа от него композитор спектакля - А.Глазунов, в нижнем ряду слева - художник П.Степанов.
Постановка «Царь Иудейский» имела большой резонанс в обществе. Перед нами рецензия в «Ниве» № 7, 1914. Из собрания Филимонова.
Огромную роль сыграл Константин Константинович в популяризацию творчества Александра Сергеевича Пушкина. Большими торжествами, выставками, изданием множества книг был отмечен столетний юбилей со дня рождения великого поэта. На авантитуле книги Никольского: «Его Императорскому Высочеству Великому князю Константину Константиновичу - «К.Р.» - от автора 8 июля 1899».
2 июня 1915 Великий князь Константин Константинович скончался в Павловском дворце. Похороны великого князя Константина Константиновича стали последними торжественными похоронами члена Императорской семьи. После этого Романовых расстреливали, скидывали в шахту живыми, забрасывая гранатами.