Часть 1. Утром, наскоро позавтракав, мы побежали пешком в ближайший торговый центр за зарядкой. Адрес спросили у девчонки на рецепции. Почему не поехали на машине? Я до сих пор сам задаю себе этот вопрос. Может, позавтракали слишком плотно? Как бы то ни было, в 11 утра с новой зарядкой для планшета с навигатором мы покинули стоянку отеля и, покрутившись с полчаса по Риге и заехав на заправку у какого-то большого маркета, опять выехали на автостраду.
Дальше потянулось все тоже самое, что было вчера - леса, поля, небольшие городки. Проскочили пограничный переход Латвия/Литва - еще пара заброшеных построек без единого человека. Выглядит Литва чуть более ухоженной, чем Латвия, но чуть менее, чем Эстония. Нечто среднее.
До этого момента самое мое сильное впечатление от всей Прибалтики - аисты. Их просто море, как у нас ворон. В одном месте, на свежевспаханом поле я видел штук 30. Гнезда вьют везде, где удается зацепиться, иногда выглядит весьма сюрреалистично.
И вот, когда ничего не предвещало проблем, на нас свалилась напасть, а имя ей - ремонт дороги. Литовцы поступают следующим образом - закрывается на ремонт часть дороги в одном направлении (протяженностью несколько километров). На оставшейся части дороги организуется реверсивное движение - сначала пропускают поток в одном направлении, потом в другом. На практике выглядит так - сначала стоишь среди вереницы машин (иногда минут 15), затем медленно ползешь мимо ремонтирующих дорогу работяг. Всего таких участков было с десяток, один за другим, и общую потерю времени я оценил часа полтора. Но деваться было некуда, пришлось через все это пройти.
Литва. Стоим, пропуская встречный поток, любуемся видом.
На ремонтах приключения в тот день не закончились - в Литве я первый раз встретил придурка на дороге. Вообще говоря, дураков на европейских дорогах очень мало (на пару порядков меньше, чем в России). Да, скурпулезно правила соблюдают не везде, но все вежливы и неагрессивны. Почти все. В Литве же случай меня свел с идиотом-поляком на эвакуаторе. Я обратил на него внимание, когда он пытался по обочине обойти идущего за мной литовца. Не вышло, и какое-то время (минут 5) он шел спокойно. Но потом решил пойти на обгон в ситуации, когда этого откровенно делать не следовало. В результате, чтобы избежать дтп, на обочину пришлось вылетать и мне, и встречной машине. Все обошлось, но неприятный осадок остался. Поляк, кстати, тоже испугался, и дальше он долго (километров 30) шел очень прилично. Потом наши пути разошлись, и, скажу честно, я вздохнул спокойнее.
Пограничного перехода Литва - Польша не помню вообще, но очень хорошо помню изменившийся ландшафт. До границы с Польшей Литва представляет из себя откровенно открытые, можно сказать - равнинные, поля. Въехав в Польшу мы попали в страну холмов. Потом ландшафт немного сгладился, но резкий переход запомнился.
Еще Польша обратила на себя внимание такой же ухоженной природой, как Эстония. Несколько дорог выглядели вообще сказочно. И вообще, сразу заметно, что в эту страну с толком вкачали очень и очень много денег.
До ночевки в Польше у нас был один любопытный эпизод. В какой-то момент навигатор вывел нас на автостраду. Представьте себе - пятница вечер, 4-х полосный автобан, отличный, гладкий, блестящий, с ограждениями, всеми нужными знаками, все светофорчики горят, все мигает. И... пустой. То есть абсолютно пустой, ни единой машины. Поначалу мы не обратили на это внимание, ну мало ли... но через пару минут начали переглядываться. Как будто в другое измерение попали. Трасса 60 (кто не смотрел этот фильм - посмотрите обязательно). Когда километров через 5 увидели на встречной проезжей части одинокую фуру, то облегченно вздохнули. Кажется все нормально, мы не выехали на закрытый участок и время/пространство пока еще наше.
Часов в 8 в Белостоке заехали в первый попавшийся торговый центр с обозначенным кафе чтобы перекусить. Забавно то, что работающий в кафе молодой поляк не очень хорошо говорил по-английски. Но, минут через 5 общения, мы сошлись на том, что мне надо две горячие порции, в которых будет курица и помидоры (ключевые слова, который ни у меня, ни у него не вызывали вопросов - double, hot, chicken, tomato, слово potato он не понял). Пока мы пили сок, нам приготовили две отличные вкусные порции, в которых было все вышеперечисленное, и еще много чего (салат, зелень, грибы, тот же картофель, жареный дольками). После еды меня разморило, и решили дальше никуда не ехать. Опять пришел на помощь booking.com, и через 20 минут мы уже в отеле. Как оказалось, это отель при православной церкви (навязчивого ничего не было, но в номере аккуратная икона, и к нашим услугам была библиотека, похоже - православная, но не поручусь). Дополнительным плюсом отеля было то, что женщина на рецепции говорила по-русски. Немного впечатление портило отсутствие кондицонера в номере, но это было не критично - вполне хватило настежь открытого окна.
Утро в Белостоке. Вид из окна гостиницы.
На третий день ввиду сильнейшего отставания от намеченного графика решили полностью "сменить концепцию" - отказаться от прямого пути через Венгрию и сделать сильнейший крюк через Чехию - Австрию - Словению. Это километров на 500 больше, чем планировалось. Вы спросите - зачем? Все очень просто - почти весь этот путь лежит по европейским автобанам. Да, они все платные, но зато это отличная дорога, на которой практически не устаешь за рулем, и увеличение пути в полтора раза компенсируется увеличением средней скорости и большим временем суточного пробега. Как оказалось, такая тактика себя полностью оправдала.
К семи утра мы пришли на завтрак, где нам в дополнение к полному столу закусок всех мастей предложили омлет либо блинчики. Все было безумно вкусно, мы отлично позавтракали, поблагодарили повара, распрощались со встречавшей нас женщиной и в половину восьмого по пустым улицам выехали из Белостока в сторону Варшавы.
Сама Варшава не запомнилась ничем, тем более, что проскакивали ее по городскому автобану. Правда, после автобана первый раз за поездку натолкнулись на полностью закрытый участок. Пути объезда не показаны (предполагается, что местные и так знают), а навигатор об этом ремонте ни сном, ни духом, и орет во весь голос "... если возможно, развернитесь...". Пришлось ехать экспромтом "по звездам", интуиция не подвела, и скоро мы опять на автобане.
"Сказочная дорога" под Варшавой, объезд ремонта автобана.
Из Польши через привычно заброшенный погранпункт перескочили в Чехию, и сразу с асфальтовых автобанов (черных) попали на бетонне (светлые).
Если кто не знает - в Чехии за проезд по автобанам надо платить, но не "наличными тетеньке в будке", а с помощью виньетки. Это такой стикер, который надо наклеить на лобовое стекло, продается на автозаправках (мы покупали на первой же заправке после границы с Польшей). Ценник различается в зависимости от типа машины и от срока действия (минимальный в Чехии - 7 дней), точно цену можете посмотреть в интернете, я платил картой вместе с водой, колой и багетом-сендвич. Сложного ничего нет - большие плакаты со словом "Vignette" с изображением этого безобразия висят везде, а подойти к продавцу и ткнуть пальцем может даже дремучий человек, разговаривающий только на двух языках (русском и матерном русском). В свежекупленную виньетку надо вписать номер машины (в пустые поля), разорвать по перфорации на две части, с квадратной большой части снять защитную пленку и наклеить на лобовое внизу справа (регламентировано), вторую часть (маленькую) засунуть в бардачок (могут попросить, если остановят).
Прикупив виньетку, схрумтев один здоровый сандвич на двоих и решив пока не заправляться (что было не просто ошибкой, а КОЛОССАЛЬНОЙ ошибкой...) мы рванули дальше в сторону Брно. Лететь по автобану - одно удовольствие. Здесь я в полной мере оценил круизконтроль, это реально нужная вещь, если бы не он - нога бы к вечеру отваливалась, а так - без проблем. Правда, нужно быть достаточно внимательным, но на автобане это допустимо и здорово снижает утомляемость. Второй абсолютно необходимой автомобильной опцией в нашем путешествии был кондиционер. На скорости открывать окна нежелательно, а гнать на простой продувке можно, но только если за бортом прохладно, а не +35.
Чешский автобан. Жаль, широкоугльный объектив "сожрал" красоту окружающих гор.
Я за неделю перед отъездом проверили и заправил кондишн, поэтому в прохладе и с комфортом мы быстро долетели до Брно. Далее навигатор бодро провел нас по развязкам и направил в сторону Вены, и я опять было настроился на туповатое разглядывание бетонных бордюров. Не тут то было - опять ремонт автобана с полным закрытием, опять необходимость идти "по интуиции" и при этом стараться не повернуть под запрещающий знак. Несколько поворотов в общем потоке, навигатор перестраивает маршрут (вместо "...развернитесь..." - "... поверните направо..." и все такое) и, кажется, все налаживается.
"Кажется чисто..." сказал один из киногероев. Это про нас. Подозрение "что-то неладно" закралось минут через 5. Слишком узкая дорога, две полосы всего, и слишком мало машин. Кругом поля и холмы, никаких отчетливых строений в поле видимости нет - не похоже на нормальную трассу между Брно (Чехия) и Вена (Австрия). Но на очередном повороте замечаю табличку "Вена" и навигатор ведет туда, куда указывает стрелка. Это усыпило мою бдительность, и дальше минут 10 мы ехали спокойно. Ровно до того момента, пока навигатор не предолжил повернуть туда, куда поворота нет (для надежности дорога была перегорожена бетонным блоком, надо думать не мы первые туда приехали...).
Пока я приходил в себя от такого поворота событий, подкатываем к табличке, на которой написано "Вена", но табличка перчеркнута красным крестом (европейский способ дать понять, что временно знак является недействительным). Вот тебе, бабушка, и юрьев день. Кругом ни души, поля, холмы, закрытая дорога и мы. А, еще навигатор, сволочь такая, надрывается "если возможно - развернитесь". Назад ехать не хотелось, и, несмотря на протесты жены, я покатил вперед.
Минут через 10 вкатываем в чешский поселок - пару десятков добротных домов среди ухоженных садиков, улицы узкие, на одну машину. На улицах хватает народу (суббота же) и на нас все пялятся, как... как на двух арабов, въехавших на слоне в субботний день на центральную улицу какой-нибудь Усть-Упопинки Рязанской области. Делая вид, что два араба на слоне в Рязанской губернии - это нормально, мы спокойно прокатываем через поселок и опять оказываемся среди полей. Супруга начинает немного истерить, я пытаюсь сохранить спокойствие. Через какое-то время выскакиваем на двухполосную дорогу, и, о радость, я замечаю указатель на Микулов. Микулов точно по дороге на Вену, это я помню. Радостный, я немного прибавляю скорость, взлетаю на очередной холм и... Вы когда-нибудь катались на американских горках? Это было почти аналогично - за холмом с подъемом градусов 20 был резкий спуск градусов 45 (мне так показалось). А знаете, почему я написал "почти аналогично"? Потому что навстречу ехал грузовик. По своей полосе, но это ж надо было осознать. В общем, дух у нас захватило реально. Естественно, разъехались без проблем (он по своей полосе, я по своей), и спуск наверняка был не такой уж крутой. Но сколько было эмоций... Резюме - на навигатор надейся, но сам не плошай. И еще - можно было просто посмотреть карту и определить нужное направление по компасу. Если вы его не забыли взять, конечно.
Едем дальше, я ориентируюсь по табличкам "Микулов". Через минут 15 замечаю, что навигатор ведет туда же, и это еще больше прибавляет оптимизма. И, наконец, выскакиваем на автобан. Здесь мы оба вздохнули спокойнее, и дальше едем до Австрии без происшествий.
Чехия. Дорога на Микулов.
В Австрии автобаны тоже платные, и тоже оплата через виньетку. Мы ее купили на заправке на территории Чехии, перед границей. Здесь, кстати, впервые пришлось перейти с английского на основательно подзабытый немецкий. И опять эти немецко-австрийские диалекты... на вопрос "У вас есть виньетки?" оператор на заправке мне ответил "Ёб". Именно так. Причем это было не английское "Yep", а именно "Еб". Я сразу вспомнил свои размышления над вопросом официанта в швабских альпах, который прозвучал как "вош нош". Кто бы мог подумать, что на их "немецком" это является эквивалентом "вас нох?" (was noch? - что еще?). В конце концов мы с оператором заправки поняли друг друга, я получил свою виньетку (цену опять не скажу - опять платил картой). А солярки в бак опять не залил, отмахнувшись на вопрос жены: "а чего не заправился?". Половина бака еще было, и мне показалось, что все путем.
В Австии, кстати, регламентированного положения виньетки нет (в отличие от Чехии и Словении). Виньетку РЕКОМЕНДУЕТСЯ наклеивать либо сверху слева лобового, либо сверху по центру. Но фактически можно лепить, где нравится. Я приклеил по-рекомендованному - слева сверху, чуть ниже тонированной полосы на лобовом. И еще один нюанс - минимальный срок, на который продается виньетка в Австрии - 10 дней, и на ней на краю делаются специальным пробойником две дырки - одна напротив месяца, другая напротив дня. Нужно проконтроллировать, чтобы эти насечки были сделаны правильно, оптимально, если компостируют при вас.
Сразу после въезда в Австрию был один забавный эпизод. От пограничного поста до автобана нужно ехать километров 10 через небольшие городки по обычной двухполосной дороге с почти везде запрещенным обгоном. Получилось так, что после заправки, где я брал виньетку, передо мной оказалась девчонка-полячка, на какой-то небольшой машинке (вроде какой-то фиат). Опыта и наглости у нее, похоже, еще не было, и она очень скрупулезно соблюдала правила. Соответственно, когда в первом же городке она увидела знак, ограничивающий скорость до 30 км/ч, то немедленно снизила скорость и поползла. Весь прикол ситуации заключался в том, что под знаком висела табличка - "Ограничение скорости действует только на грузовые автомобили". Но девчонка не знала немецкого, и аккуратно ехала со скоростью 30 км/ч. Представляете, сколько машин она собрала? Точно сказать не могу, мы ехали сразу за ней, но насколько можно было оценить в зеркало заднего вида - больше 20-ти машин совершенно точно. Сначала мы с женой откровенно веселились, потом это начало нас вымораживать. Интересно, как на это реагировали австрийцы... Девчонка подспудно понимала, что какой-то косяк с ее стороны есть, и каждый раз после выезда из населенного пункта она пыталась резко ускориться. Но городки следовали один за другим, и она честно "тошнила" всех за собой до самого автобана.
К слову - езда по австрийским автобанам имеет свои особенности, и связаны они с более высокими скоростями. Культурно Австрия очень сродни Германии, где любят быструю езду, и австрийцы в этом вопросе не отстают от соседей. Практически это означает то, что если в других странах 120 км/ч - нормальная скорость, то в Австрии - это крайняя правая полоса, и тебя еще обгонять будут все кому не попадя. Для нашей машинки ехать быстрее было не проблема, но... тише едешь - дальше будешь, и я лишь флегматично провожал взглядом всех, кто меня обгонял.
Около 8 вечера мы проскочили Вену, и сразу за ней нужно было принять решение - либо искать ночлег здесь, либо ехать до Граца. 200 километров по австрийским автобанам мне показалось не очень большим пробегом, и мы поехали дальше. С бронированием гостиницы поступили очень просто - я позвонил дочке, она, не беря трубку перезвонила мне (у меня подключен "Ноль без границ"), и мы попросили ее забронировать нам номер в какой-нибудь нормальной гостинице в Граце. Через 10 минут смской она прислала нам номер брони и адрес гостиницы. Очень удобный способ для тех, у кого в дороге нет мобильного интернета.
Настала пора залить чего-нибудь в бак, и я свернул на заправку. Помните, я называл катастрофической ошибкой мое нежелание заправляться раньше? И теперь я скажу почему - все просто, в Австрии дизель стоит 1.47 Евро за литр. 107 рублей (на момент написания рассказа) за один чертов литр солярки! А делать-то мне было нечего, бак не пустой, но до Словении не хватит точно, и впереди - 200 км по ночной дороге. Пришлось, скрепя сердце, залить полбака. А вы не совершайте моей ошибки, и заправляйтесь при первой удобной возможности и подальше от развитых стран. Помните - самый дешевый бензин в Венесуеле и в Ливии при Каддафи (был).
После заправки мы вырулили на трассу, я включил круизконтроль на 120 км/ч, и опять перед нами уже успевшая поднадоесть широкая лента дорожного покрытия. Стемнело, по сторонам уже особо не посмотришь, супруга начала немного подремывать, да и у меня уже ощущается усталость. Но впереди всего 150 км по широком и прямому австрийскому автобану, и я уже предвкушал скорый отдых. Как говорится "Щазз, размечтался!". Австрия - страна горная, наша сегодняшняя цель - Грац - на высоте 350 м над уровнем моря (вроде не много), но чтобы попасть в него со стороны Вены нужно пройти через Альпы по серпантинам. На которых австрийцы тоже затеяли ремонты, и местами встречный поток идет рядом, всего лишь за небольшим пластиковым разделителем. Чтобы вы понимали, как это выглядело - ночь, узкая извилистая неосвещенная дорога, австрийцы носятся по этим серпантинам, как по обычному автобану. По фарам догоняющей машины в зеркале задного вида оценить дистанцию до нее невозможно, встречные вылетают достаточно неожиданно, правда, НИКТО НИ РАЗУ не ослепил меня даже случайно - похоже, все шли только с ближним светом. Дополнительная сложность - если идти только по правой полосе, то есть риск прозевать разметку и попасть на полосу торможения съезда с дороги.
В общем, этот ночной альпийский серпантин я запомню надолго. Может быть, при дневном свете, не будучи усталым, я пролетел бы этот наверняка живописный участок спокойно и с удовольствием, но тогда это была если не пытка, то серьезный напряг.
Все рано или поздно заканчивается, и вот навигатор показывает съезд с дороги на Грац. Уже ночь, улицы пусты, и мы спокойно и быстро добираемся до гостиницы. Оказалось, что это хостел (дочка потом сказала, что других вариантов с хорошими отзывами за вменяемые деньги не было - туристический сезон, однако), но уровень этого хостела такой, что многие наши гостиницы обзавидуются. Двухместный номер очень просторный, чистота и аккуратность зашкаливают, все продумано до мелочей, крайне доброжелательный парень, который сидел, ждал нас и не ложился спать, потому что получил извещение о бронировании номера. И, как завершающий штрих, в номере для каждого бутылочка прохладного сока! Это было божественно, ведь в дороге пили только воду (ну, я еще колу, но жена ругается, когда я пью ее слишком много).
Как и в других гостиницах, мы быстро приняли душ и свалились спать. Отмечу - наш суточный пробег в тот день составил больше 1200 км, но критичного утомления я не чувствовал, несмотря на очень тяжелый последний участок. Так что автобаны рулят!
Часть 3.