Задолбал уже этот бред касательно цен на бензин.
Любят эти уроды ссылаться на "мировые цены". Ладно, гады. Давайте посмотрим. У меня есть
данные по структуре цены на бензин в Англии в 2000 году. Не фонтан, но хватит для очень грубого сравнения с Россией. Конечно, самое сложное - это узнать себестоимость бензина (на заводе). Нефтяники тщательно скрывают эти данные. Ну еще бы! Наш Премьер как-то высказался на тему очередного поднятия цены на бензин в том духе, что он "... посмотрел их [нефтяников] расчеты, вроде все верно." Опубликуйте эти расчеты, чтобы все могли посмотреть! Хотя кого я призываю...
В общем, с себестоимостью все плохо, но что есть - на том работаем. Использовал
данные Казанского автомобильного портала. Что интересно, когда началась эта заваруха с бензином, портал резко упал. Хорошо, что в сохраненных Гугля осталась страничка.
Сравнение структуры цены на бензин Англии и России:
Россия, рубРоссия, %Англия, %Англия, рубЦена на бензин25100%100%40Себестоимость1145%20%8НДС3,7515%15%6Акциз4,618%60%24Условная наценка5,6522%5%2
Что видно:
1. Себестоимость бензина в России выше, чем в Англии, и это при том, что англичане нефть покупают на мировых рынках.
2. Условная наценка в России выше.
Интересно было бы знать, сколько составляет сырая нефть в цене бензина в Англии. У них оборудование высокотехнологичное, выход бензина составляет около 34% (450 литров с тонны), в противовес нашему старью, которое может выжать чуть больше 10% (150 литров с тонны) (
источник). Если брать цену на нефть с мировых рынков в 2000 году (40 долларов за баррель вроде), то получается приблизительно 2.5 рубля, т.е. около 30%. Отсюда переработка нефти в бензин в Англии в 2000 году стоила 5 рублей (плюс/минус). А у нас сколько переработка, а сколько цена сырья?
Вопрос не праздный, особенно если учесть, что себестоимость добычи нефти 5-10 долларов за баррель, и налог на добычу полезных ископаемых копеечный (около 35 копеек в литре бензина). Или наши нефтяники продают сначала всю нефть за пределы России, а потом ее же покупают и включают в цену бензина по мировым ценам? В принципе похоже, учитывая их периодические возгласы "как же! нефть в мире дорожает, значит и наш бензин должен дорожать!" Я согласен, это модно - сначала продать нефть через свои оффшоры на мировом рынке, а потом купить нефть по мировым ценам, сделать из нее бензин и продавать с бешеной наценкой. И еще сверху накладывается низкопроизводительное оборудование. Тут все просто - чтобы получить литр бензина англичанам надо перегнать 2.9 литров нефти, а нашим нефтяникам - 10. В три раза больше, со всеми вытекающими производственными и прочими прямыми расходами! Может тут поискать возможности снижения цены на бензин?
Про наценку все понятно и так. Оптовики 10% накидывают, еще 10% накидывает розница - всего 20%. А в Англии 5%. В 4 раза меньше.
И не надо "ля-ля" на тему высокого уровня налогов.
Во-первых, акцизы плюс налог на добычу полезных ископаемых составляет 5 рублей в литре максимум. А до недавнего времени и того меньше (хотя "пережевывают" акцизы уже давно). Так что крики на тему "понизьте нам акцизы" - это откровенный увод внимания в сторону.
Во-вторых, остальные налоги платит ВЕСЬ бизнес. Может уважаемые озвучат, какие такие налоги они еще платят сверх акцизов и НДПИ? НДС, налог на прибыль, дивиденды, ЕСН? Что еще? Дайте цифры!
Тут еще есть такой момент - НДС зависит от конечной цены, налог на прибыль - от прибыли (вот ведь чудеса), а налоги на зарплату и дивиденды- от зарплаты и дивидендов. Выглядит глупой очевидностью, но снизить объем налогов в цене можно как минимум снизив прибыль и выплаты зарплат директорам компаний и дивидендов владельцам. Они это будут делать? Ха. Ха. Ха. Легче просить снизить налоги. Они ведь особенные.
И вообще, если продавать воздух с нулевыми затратами, то там будет 32% налогов (НДС и прибыль), а если добавить сверху получение живых денег на руки в виде дивидендов (9%), то налоги будут вообще 41%. Это же беспредел! Продавать воздух, и 41% платить налогов! А как насчет морально-этических норм, заботе о населении, благосостояние государства? А никак, это прибыли и налогов не приносит.
Выводы.
Такая цена бензина в России потому, что на каждом этапе к ней присасываются все, кому не лень - государство, добывающие компании, нефтепереработка, оптовые поставщики, розничные бензоколонки. И все им мало, все гребут по максимуму, прикрываясь различными вырванными из контекста цифрами. ПОТОМУ ЧТО НИ ОДНОМУ ИЗ ЭТИХ КРОВОПИЙЦ НЕ ВЫГОДНЫ НИЗКИЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН. И все их разглагольствования на тему "высокие налоги", или "ценовой сговор" - это всего лишь тыкание пальцем друг в друга под девизом "а он тырит больше, чем я" со скрытым подтекстом "отдай кусок".
Государство не может совладать с бизнесом в своей стране! Бензиновые короли уже откровенно, не стесняясь, диктуют свою волю. Мы где живем? При феодальном строе?
Никаких чудес, государству этого не нужно. Теплится надежда, что в правительстве просто идиоты-непрофессионалы сидят, которые действительно хотят повлиять на нефтяников (при поддержке топов страны), но не знают как. Но надежда эта беспочвенна и иррациональна.
Вдумайтесь в ситуацию, смоделируйте ее. Предположим, вы что-то делаете и продаете с прибылью. Степень давления на вас зависит от % прибыли. Вы будете снижать себестоимость? Что выгоднее, сделать что-то за 10 рублей, продать за 11 рублей (10% прибыль) и получить 1 рубль, или сделать за 100, продать за 110 и получить 10?
А теперь с другой стороны. Кто-то что-то делает, а вы получаете с этого процент, пусть 5%. Что вам выгоднее, чтобы он продавал за 11 рублей, или за 110 рублей?
Ответы очевидны, комментарии не требуются, я не Крылов, но герои басни видны "невооруженным глазом".
Что делать?
1. Принять меры для снижения себестоимости производства бензина, строить современные заводы по переработке нефти с западными стандартами расходов в объемном выражении.
2. Жестко определить, что бензин для России делается из российской нефти, и использовать цену нефти в бензине близкую к себестоимости добычи. А как же доходы владельцев нефтяных скважин? А вот так - вы продаете нашу (да, мать вашу, НАШУ НЕФТЬ) нефть за границу, с этого имеете доход. И достаточно вам. Начнете руки выкручивать, устраивать дефицит бензина? Все просто - "Приму в дар убыточный нефтяной бизнес". А если бы государство было нормальным, то разрешить продажу бензина нерезидентов РФ для стимуляции вашего самосознания. При 8 рублях себестоимости бензина в Англии, если им разрешить продажу бензина в России, представляете, сколько он будет стоить? Да они все свои налоги скинут до минимума, лишь бы такой рынок, как Россия заполучить.
3.Обрезать всем по самую голову руки, кто пытается делать наценки на бензин на всех уровнях выше 3%. Бензина продается много, 3% достаточно.
4. И, напоследок, ответить на вопрос - а на что государство тратит налоги с бензина?
Что можно получить?
Приблизительно так:
Себестоимость бензина5 рублейПрибыль нефтепереработки0,5 рублейТорговая наценка1 рубльНалоги (все)5-6 рублейИтоговая цена бензина11,5 - 12,5 рублей
Кто этим будет заниматься? Да никто. Почему? Смотри выше.
Понятно, что топливо, транспортная сеть, связь, электроэнергетика - основополагающие отрасли экономики. Они влияют на ВСЮ экономику и промышленность, это воздух для страны. Последствия "рыжего атомного взрыва" в энергетике мы еще будем переживать, ударная волна уже сформировалась, уже ощущается, но еще не пришла. Дороги (как и дураки) всегда были проблемой России, это национальное. Связь еще держится во многом благодаря Интернету. А вот топливо в деле удушения экономики и промышленности страны - впереди всех, паровоз.
"Нам сейчас выгодно продавать сырую нефть!". Допродавались, уроды.
Когда ж вы подавитесь?
UPD 05.05.2011
Наблюдать за идиотами было бы смешно, если бы не было так грустно. Смотришь на какого-нибудь "вумного" дядю с большими титулами, который с абсолютно спокойной физиономией ничтоже сумняшеся вещает с экрана зомбоящика, что "повышение цены бензина на несколько процентов не скажется на конечной цене товаров, т.к. затраты на бензин в общей себестоимости малы", и диву даешься. Этот умник не понимает, что только что на всю страну объявил себя идиотом. Причем не просто себя, а всю академию с громким названием, членом которой он обязательно является (ну, или, на худой конец, института, но обязательно с прилагательными "глобальный", "мировой" в названии). Страшно становится, когда организация, член которой вещает такую глупость, образована "при правительстве" или "при президенте".
Теперь к сути, почему то, что говорит этот дядя - несусветная дурость. Все просто - цена на бензин влияет на себестоимость конечного результата не только своей долей.
1. Есть такая экономическая величина - оборотный капитал. Проще всего понять его смысл на примере. Допустим, вы хотите покупать бревна, распиливать их на доски и продавать. Купили кусок земли, построили там ангар, купили и привезли туда станки, наняли рабочих. Можно начинать работать? Нет, надо купить и привезти бревна. Купили, привезли, распилили, положили на склад, начали продавать. Опа, а рабочие зарплату хотят... Ладно, заплатили единый социальный налог и выплатили ЗП рабочим. Часть бревен отвезли на лесобазу, где нам говорят "заплатим, когда продадим". А оборудование простаивать не должно, надо опять бревна покупать...
Вот все эти расходы - на покупку материалов (которые сколько-то лежат на складе), на оплату электроэнергии, заработную плату (и налоги с нее) и прочие расходы на того, что уже сделали, но еще не продали, и составляют оборотный капитал. В некоторых областях промышленности привозить на склад приходится трех-четырех месячный запас, а готовая продукция оплачивается через несколько месяцев. Хотите конкретный пример такой отрасли? Пожалуйста - фармацевтическая. Которая в России разрушена, и много чего приходится таскать из Китая. Причем контейнерами (с запасом).
Вот и получается, что от относительных цифр типа "доля в себестоимости" мы приходим к непосредственно денежным - величине необходимого оборотного капитала. При увеличении цены на топливо придется либо сокращать запасы и ломать налаженную цепочку (если это возможно), либо где-то искать деньги. Допустим пошли за доп. кредитом в банк. Кредит-то нам дали, но под проценты. Банковские ставки благодаря кредитным карточкам все знают, надеюсь.
Что получается - мало того, что выросла себестоимость, нам еще и пришлось увеличить оборотный капитал с расходами на него. Это все? Нет, у нас же есть прибыльность. Т.е. увеличив наши расходы мы дополнительно накрутим на них нашу прибыль - это еще прибавочка. Причем тоже самое сделают ВСЕ.
2. Едем дальше. Бензин подняли, цена какого-то продукта подросла, причем значительно больше, чем простое повышение расходов на бензин. А если этот продукт не конечный в цепочке, и из него тоже что-то делают? Правильно, потребитель нашего продукта столкнулся с теми же самыми проблемами - ему нужно а) увеличить себестоимость, б) увеличить оборотный капитал. И тоже сохранить свою прибыльность. А если его продукт тоже не конечный?
Это называется эффект мультипликации. Чем больше переделов - тем больше влияние, нарастает, как снежный ком. Транспортные расходы участвуют НА ВСЕЙ ЦЕПОЧКЕ.
3. И даже это еще не все. Повысили цену на бензин на пару процентов. Выросла цена конечных продуктов, причем не на пару, а уже на десяток процентов по огромному числу товаров, включая конечные (которые мы с вами потребляем). Это значит, что наши доходы перестали нас удовлетворять и мы примем меры для их повышения. Потребуем увеличения заработной платы (те, кто может), или увеличим себе выплаты (те, у кого свой небольшой бизнес). Помните, что часть заработной платы входит в оборотный капитал?... Поехали по новому циклу.
Для любого мало-мальски грамотного экономиста все вышесказанное очевидно. Остальным скажу - я вам дал пищу для размышлений. Думайте. И не верьте тем, кто говорит: "Незначительное повышение цены на бензин - это не страшно, и очень мало повлияет на цены в магазинах." Вас разводят. Это повлияет весьма существенно. И не только на цены в магазинах.