Манипуляции, ч.11. Драматургия

Jul 31, 2017 10:53

Приём, о котором далее пойдёт речь, широко используется в литературе, кинематографе, журналистике - да, в общем, везде, где имеет место художественное описание людей или событий.

Состоит он в том, что при помощи специальных техник у зрителя или читателя формируется ощущение достоверности происходящего - вне зависимости от того, произошло ли описанное на самом деле.

Разумеется, подобные методы вполне оправданы, когда вы повествуете о заведомо вымышленных событиях - и их вымышленность очевидна.
Вряд ли кто-то упрекнёт Джона Рональда Руэна Толкина в обстоятельном описании эльфов, гномов и прочих волшебных существ - настолько, заметим, умелом, что некоторые его читатели по сю пору бродят по лесам и полям, разыгрывая сцены из жизни обитателей Средиземья.
В любом случае, многие из них, полагаю, догадываются, что эльфов не существует.

Но ровно таким же способом вас могут убедить в реальности совершеннейшей ерунды, да так убедить, что вы сами приметесь рассказывать направо и налево, какую дельную и толковую штуку недавно узнали.

О паре подобных уловок мы и поговорим.

КОНФЛИКТ

Ссора, столкновение, диспут - всё это, как правило, увлекает нас гораздо более, чем спокойное неторопливое повествование.
Ровное и благостное течение событий кажется нам скучным и надуманным, а схватка дарит привкус реалистичности.
Именно поэтому конфликт - один из надёжных, а в некоторых случаях - необходимых способов привлечь внимание читателя и убедить его в достоверности происходящего.

Данный приём Эво Люцио использует сплошь и рядом.
И в историях из жизни хищников, и во всех этих шарах, пиках и крючках, и в комментариях к присылаемым ей письмам мы видим именно конфликтное поведение.
Люди у неё не договариваются и с ними не договариваются.
Они пытаются добиться своего разными уловками, действуя вопреки воле окружающих, обманывая их и унижая.
И сама она унижает тех, кто ей пишет.
Не только, чтобы подчинялись - это одна из целей.
Но и чтобы читать было интересно.

А в чём же обман, спросите вы.
Обман в том, что читатель, наблюдающий постоянные конфликты и уловки, сам того не замечая, начинает именно так представлять себе межличностные отношения.
По крайней мере, тот читатель, у которого с навыками общения дела обстоят не блестяще.

Там, где близкие люди поддерживают друг друга, пасынки Эво Люцио устраивают трогательные маленькие армагедончики, а после снова бегут читать свою наставницу, надеясь понять в конце концов, что они сделали не так.

Наставница их не разочарует.
Будут новые тексты и новые рекомендации.
И, разумеется, новые страдания.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Следующая уловка касается выразительных и развёрнутых описаний людей и ситуаций.
Она сложнее предыдущей, и поэтому я опишу её более подробно.

Трюк состоит в следующем:
- читателю предъявляется убедительный на первый взгляд образ,
- предъявляется он под видом описания типичного положения дел - в качестве своего рода эталона,
- в дальнейшем любое истолкование любой ситуации основывается на этом образе,
- в реальности соответствующее образу положение дел либо вовсе не встречается, либо встречается достаточно редко, и уж точно не является единственным.

Для наглядности рассмотрим отвлечённый пример.
К вам обращается человек, которые уверяет, будто умеет предсказывать, какая лошадь на скачках придёт первой.
Вы с интересом его слушаете, а он сообщает следующее: если, дескать, лошадь мчит во весь опор, до финиша осталось полтора метра, а противники отстали метров на двести, то эта лошадь победит!
Тут вам становится ясно: перед вами - идиот.
Вы прощаетесь и идёте далее по своим делам.

Но представим себе, что его рассуждения не столь прямолинейны.
Допустим, начинает он с того, что просит вас вообразить победу в заезде.
Только настоящую, убедительную!
Неслучайную.
И сразу же принимается развивать эту идею: мол, если лошадь обошла всех конкурентов на 200 метров, это же убедительно?

Вы, разумеется, соглашаетесь.
Нет, ну правда - отличный пример несомненного превосходства.
Слушаете дальше.

Далее он объясняет, как именно таких лошадей распознать.
У них должна быть особая гладкость кожи, чтобы снизить сопротивление воздуха и красивая фигура, когда они пасутся в поле (запомните - фигура в поле).
А ещё - один крупный теоретик как-то описал сферического коня в вакууме.
Оттуда многое можно почерпнуть.

Вас, впрочем, сразу предупреждают: узнать победителя просто так не выйдет.
Надо сначала поправить фокус зрения.
И снять с лошади попону - под ней не видно ничего.
Поправь фокус, сними попону - легко запомнить.

Если у вас получается сделать ставку и выиграть, всё это приписывается замечательной системе.
Если же нет - у вас проблемы с фокусом.

То есть у предложенной вам картинки нет подтверждений: неизвестно, бывают ли такие случаи вообще.
Нет способа точно и надёжно измерить те или иные параметры, используемые в ней.
Но выглядит она убедительно и увлекательно.
А также сулит богатство и даёт ощущение прикосновения к тайному знанию.

И вы начинаете верить.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Теперь посмотрим, как это работает на практике.
Согласно взглядам Эво Люцио, почерпнутым ею у доктора Делиса и превратно истолкованным, проблемы в отношениях связаны с так называемым дисбалансом.
Данное утверждение касается не только семейных отношений, но и дружеских.

Доказательств этому нет.
Скорее, всё наоборот: мы живём в мире, где у всех разные возможности и власть, а некоторые организации так просто построены на очень жесткой и недвусмысленной иерархии - и ничего, мир не рушится.
Способа измерить дисбаланс тоже нет.
Всё на глаз.
Но выглядит вроде убедительно.

Далее Эво Люцио излагает эту теорию своим адептам - наглядно, доступно, но без доказательств.
До тех пор, пока те не поверят.
А после, когда образ дисбаланса как первопричины надёжно отложился в их сознании, начинает объяснять любые проблемы с его помощью.

Для примера рассмотрим вот это письмо.
Кратко его перескажу.
Автору сложно общаться с подругами: дело, ей кажется, в избыточной дидактичности.
Стоит им пожаловаться на жизнь, как она немедленно начинает излагать способы избавления от неприятностей - всё, разумеется, по Эво Люцио.
И бедные подруги уже не знают, куда им деваться.

Что с этим делать, женщина придумать не может.
У неё только два варианта.
Либо прийти в гости и молчать, либо таки наставить заблудших овец на путь истинный.

Обращается за помощью к Эво.
А та ей с ходу: у вас дисбаланс! Твои подруги тебя не ценят! Ты от них зависишь! Потому что если бы ценили, то слушали бы каждое слово!

В чём здесь уловка?
Да ровно в том, о чём я говорил выше.
Берётся некая выразительная картинка - если есть проблемы, то из-за дисбаланса.
И ею всё объясняется.
А прочие объяснения игнорируются.

Нет, конечно, если бы подруги перед нашей героиней преклонялись, то и вправду жадно ловили б каждое её слово.
И если лошадь у финиша опережает прочих метров на двести, то, скорее всего, победит.
Но в жизни подобные ситуации случаются редко.

Гораздо выше вероятность того, что подруги относятся к ней хорошо, просто она их достала своими разглагольствованиями.
А достала потому, что набор приёмов общения у неё относительно небольшой.
Или молчать, или наставлять - больше ничего в голову не приходит.

На скудность навыков указывает помимо прочего вот этот пост.
Там она тоже не знает, как следует себя повести в неприятной для неё ситуации и просит совета.
Поэтому можно предположить, что ей действительно не хватает умения общаться.

Но вместо того, чтобы рассмотреть множество возможных вариантов, ей рекомендуют вовсе перестать дружить с кем-либо - дескать, у тебя зависимость от дружбы.
Или поискать других товарок.
Видимо, тех, что будут жадно внимать каждому её слову.

То есть идея "я падаю с велосипеда потому, что пока не умею на нём ездить" оказывается излишне замысловатой для Эво и её последователей.
Они искренне убеждены: велик плюсует.
Надо его бросить и найти другой.

Или купить скакалку.

АССОЦИАЦИИ

Разумеется, я привёл далеко не исчерпывающий перечень драматургических приёмов, применяемых Эво Люцио.
Но у всех трюков подобного рода есть общая черта.
В них ассоциативное мышление используется вместо логического.

Вместо доказательств эффективности - захватывающие байки.
Вместо картины мира, основанной на фактах - ощущение достоверности.
Вместо решения проблем реальных людей, одиноких, не умеющих общаться и не знающих толком, чего они хотят - неизбывная борьба с дисбалансом.

В такого рода практике не было бы ничего крамольного, сообщи Эво своим адептам правду.
Мол, ребята, я беллетрист, мне плевать, что там в реальности.
Мне нужна красивая история.
Жить вы по ней не научитесь, а страдать - запросто.

Но она, видимо, даже себе в этом не признаётся.
Поэтому всё, что можно сделать в подобной ситуации - обратиться к её читателям и посоветовать им быть осмотрительнее.

контрЭвоЛюцио

Previous post Next post
Up