С Новым годом, друзья мои! Расскажу вам увлекательную историю, случившуюся буквально вчера.
Решив развлечься, я пошёл в топ ЖЖ, наткнулся там на пост Лекса Краветского, где он рассуждает о предполагаемый пользе гуманитарных дисциплин, и принялся ему эту пользу объяснять. Холивар, гилти плеже, ну вы понимаете. Оппонент поначалу держался, но силы его иссякли, и на очередной мой коммент он просто не ответил. Я, довольный, подождал для надёжности, а потом отправился смотреть сериал про известного американского эксперта-криминалиста Декстера Моргана.
Некоторое время спустя решил снова насладиться победой, но оказалось, что мой сокрушительный комментарий куда-то пропал. Собрался было отправить его снова - комменты в подобных случаях я пишу в текстовом файле, чтобы случайно не потерять - и, разумеется, обнаружил, что забанен.
Причём вот какой любопытный нюанс. Мой комментарий был удалён примерно через полтора часа после публикации. Может, и позже, но точно не ранее.
Получается, что, минимум полтора часа мой собеседник тщетно пытался остаться приличным человеком и сочинить вразумительный ответ. А потом, видимо, осознал, что возразить нечего, а уступать при всех - невыносимо. И сдался.
"Ну-ну, не злитесь.:) Вот мне уже даже любопытно, сможете ли вы освоить мой коммент с какой-нибудь попытки. Пойдём уже по третьему кругу.
Сначала сравниваем с генеральной совокупностью. Т.е. если в мешке есть не чёрные шарики, а среди студентов - те, кто ниже двух метров, то набирать чёрных двухметровых уже нельзя. При этом нам даже не надо знать, что там в среднем, просто смотрим, есть или нет.
Если есть возможность сравнить с генеральной совокупностью ещё и по характеристикам, то замечательно. Если нет, делаем, как я говорил.
Почему же при этом не получается набрать чёрные двухметровые шарики?:) Потому что основной момент, связанный с репрезентативностью, это не её проверка, а способ, которым формируется выборка. Вы спросили о проверке, а надо было - о том, как её собственно создать.
Для этого используется либо простой рандомизированный отбор (когда из списка генеральной совокупности рандомно набирают испытуемых), либо стратифицированный (когда сперва делят на страты - по возрасту, полу, образованию и т.д,, а потом следят, чтобы представители каждой страты были в выборке.
И ещё: вас сильно почему-то впечатлил рассказ о студентах.:) Спешу вас успокоить: это не самая большая проблема. Для того, чтобы выяснить достоверность полученных результатов, в психологии используются различные метаисследования.
Учёные сравнивают эксперименты, проведённые на разных группах, оценивают качество исследовательской работы, смотрят, совпали ли результаты. И вот если совпали, то выводам можно доверять.
И ещё один деликатный момент. Ровно так же дела обстоят, к примеру, в медицине. Там те же проблемы с группами, репрезентативностью, доказательностью. И решаются они так же: с помощью составления репрезентативных выборок, метаисследований и т.д.