Государственно-патриотическое воспитание

Jul 16, 2010 15:40


business_mag777 задает вопрос в ru_politics:

«Почему бизнесмены не верят ни Путину, ни Медведеву»

и приводит пример рейдерского захвата компании, из которого следует, что заниматься бизнесом в России невозможно, чем объясняется усиливающийся выезд предпринимателей на ПМЖ в Европу.



malkolms, подтверждая эту мысль, пишет:

действительно число русских детей в школах Евросоюза начинает зашкаливать, даже в деревни вроде моей добрались… Люди приезжают с капиталом из Москвы, кладут в банк, живут небогато (хотя в Москве жили на Рублевке) но успевают дать нормальное образование детям.

И далее продолжает:

Все капиталы в мире нажиты нечестным трудом. У нас в 90-х было конечно особо цинично, но было и прошло - надо перевернуть страницу и начать жить. Нам же нужны богатые люди в России. Надо стараться чтобы им было комфортно тут а не выдавливать их на Запад.

Последние слова заслуживают отдельного комментария. «Нам нужны…» и «Надо стараться»… Кому нам и кому надо стараться? Бизнесом занимаются люди, которые, как принято считать, привыкли полагаться на самих себя. Возникает вопрос: если «надо стараться, чтобы им было комфортно», то сами-то они «стараются»? Каков их собственный вклад в благоустройство среды? И в какой мере «воля к комфорту» является термином, адекватно описывающим стремление людей навести порядок в собственной стране? Жить при порядке - да,  комфортно. Но наводить  порядок - занятие, само по себе почти никогда не сочетающееся с комфортом.

Как и всегда, всё упирается в человеческий фактор. Успех бизнеса зависит от людей на локальном уровне: от качества персонала, по поводу какового дежурные сетования слышны повсеместно. В России достаточно часто встречаются люди активные, но безответственные, или ответственные, но неактивные. Если вернуться к глобальной точке зрения, появляется ощущение, что страна мечется между вариантами социально-политического устройства и социально-политического поведения, которые в лучшем случае соотносятся друг с другом примерно как эти два человеческих типа. Выскажу гипотезу, что популярность первого тождественна распространенности словечка «пассионарность» (обозначающего активность, бьющую через край) как позитивной характеристики человека. Вторые возводятся в идеал, когда приходит мода на  «стабильность». Но системный долгосрочный успех на всех уровнях определяют те, кто у нас в особенном дефиците: ответственные и активные. Формулируя определение «человека власти», человека элиты, я назвал его «носителем идеи», отличая как от «исполнителя», так и от «носителя пассионарности». Глобальный успех в рамках страны зависит от человеческого качества, но на этот раз не «персонала», а первых лиц, руководителей бизнеса. Они тоже слишком часто застревают в ситуации выбора между двумя вышеобозначенными противоположностями. Дело, в котором им необходимо преуспеть, называется государством. Но как часто видим мы носителей его идеи в бизнес-сообществе?

Бизнесу, если он хочет более уверенно чувствовать себя в «этой стране», не помешает пройти школу государственно-патриотического мышления. Интересно отметить, что люди, затевавшие проект «Единая Россия», предусмотрели такую возможность, создав внутри «ЕР» «государственно-патриотический клуб», однако бизнес всё больше тянется в «либеральное» отделение клубной системы правящей партии. Да, конечно, многое зависит и от позиции самой государственной власти, которой никак не надоест популистская игра на революционных настроениях. Но  пока бизнес устами своих представителей бормочет о «свободе» как главной ценности и лучшее, что может придумать относительно государства, это то, что его должно быть «меньше», взаимопонимание между бизнесом и государством исключено. Вместо этого будут взаимно революционные и бесперспективные амбиции немножко укоротить друг другу шею. Будут  бессмысленные дискуссии на тему «Ты за кого, за Ходорковского, али за Путина», как вот здесь с подачи unilevel,  на радость улюлюкающей публике, которая была бы счастлива увидеть одних диспутантов повешенными на кишках других. Как это часто бывает, всё упирается в сакраментальный вопрос, кто сделает первый шаг навстречу другому, но не с целью перерезать горло, а для того, чтобы совместно навести порядок в стране.

Не так давно пришлось в ходе одного сетевого разговора написать следующее:

«Бизнес - это попытка отдельных людей, отнюдь не белоручек, построить порядок в окружающем хаосе, расчистить свой большой или не очень участок авгиевых конюшен. Какое-то время обладатели расчищенных участков даже заинтересованы в том, чтобы снаружи оставалось всё как прежде. А потом по мере развития и роста понимают, что при таком подходе поддержать чистоту внутри невозможно: вместо того, чтобы расти и развиваться, приходится многократно проделывать заново одну и ту же работу, начиная с нуля. Прозрачность и стандартизованность становятся требованием бизнеса, предъявляемым как к себе, так и к окружающей среде. Бизнес - это расчищающая сила».

Однако сам по себе переход с «локального» уровня расчистки на «глобальный» (национальный в данном случае) дается настолько не просто, что некоторым легче убежать. Прежде всего этот уровень надо «увидеть». Если в мышлении, в культурном сознании отсутствует его идея, такой переход в принципе невозможен. И тогда, действительно, придется очень часто «начинать всё с начала» или спасаться от проблем бегством.

бизнес, "Единая Россия", государственно-патриотический клуб

Previous post Next post
Up