Наконец, отсняла картинки для рассказа об интересной книге про рисование пейзажей и типичные ошибки в этом.
Trudy Friend.Landscape Problems and Solutions
Trudy Friend - английская художница и преподаватель реалистического “правильного” рисования. Они рисует простым карандашом, цветными карандашами, пером и тушью, акварелью, пастелью и гуашью. Интересно, что акварелью она рисует, как это делали в девятнадцатом веке - это скорее графика - очень точная, с хорошими пропорциями и выразительной объемной передачей тона.
Я почти равнодушна к рисованию пейзажей, но очень люблю узнавать разные техники, так что книжку читала прямо запоем. Далеко не все авторы книг про рисование сами умеют рисовать хорошо, нынче книги дают писать кому попало. Но вот Труди Френд - прямо отличный представитель вот этого хорошего умения.
Книга называется “Пейзажи: проблемы и решения” и там масса и того и другого.
Первая половина книги посвящена материалам и техникам.
В начале книги она описывает материалы, которые использует, дает много практических советов. Как натягивать бумагу для рисунка. Как практически наносить следы на бумагу простым и цветным карандашом, акварельными карандашами, пастелью, тушью и пером. Очень информативно и конкретно - что нужно делать с инструментом, когда рисуешь рябь на воде, листву, кирпичи или облака. Потом эти сведения о приемах постоянно повторяются и дополняются в конкретных главах.
Это "сухие" материалы, которыми она рисует. Мне нравится, что никакие марки не скрыты, можно выбрать прямо то, чем она пользуется.
Всякие штрихи карандашами и пастелью.
Пишет она об этом так увлекательно и хорошо проиллюстрировано, что я пока читала, не могла удержаться - рисовала на листке под рукой воду, черепицу и листву.
Рассказывает она в отдельной главке как добиться точности рисунка. В пейзаже легко недоглядеть и пропорции поплывут, вещи будут не в тех расстояниях друг от друга, здания не так сочетаться по высоте. И у нее такие простые и дельные советы. Многие похожи на то, что я вам про наброски рассказывала. Например, она советует всегда начинать с самой высокой вертикали в рисунке - с самого высокого здания, горы или дерева, помещать их - а потом проводить от них сетку едва намеченных вертикальных и горизонтальных линий, чтобы к ним привязывать другие части пейзажа.
Про негативные пространства тоже помните? Это рисунок фона между основными вещами, которые вы рисуете. Она эти кусочки, особенно совсем мелкие, уголочками, использует как якори - чтобы поставить правильно части рисунка относительно друг друга.
После сухих техник она описывает “мокрые” - акварель, гуашь, тушь-чернила. Но не в том смысле, как описывают это в живописных книгах - а скорее, как это использовали в девятнадцатом веке, когда акварель и гуашь считались материалами графики, а не живописи.
С примерами рассказывает, как держать инструмент, как наносить мазки или штрихи для нужного эффекта. Я даже к акварельным карандашам переменила отношение.
Тут акварель - и очень мне нравится, как она деревья изображает - и ветки и листва у нее такие живые!
Отдельный раздел про резервы в зарисовках - тоже очень интересный. Вот, например, как использовать свечку на зернистой бумаге, чтобы создать эффект снега на склонах горы.
Смешаная техника - и гуашь и акварель и угольный карандаш. Вроде простой рисунок у нее - но из-за точности соотношений темного и светлого все выглядит очень реалистично и объемно. И не надо кучи радужных цветов, а живое впечатление создается.
Как по разному отбирать то, что войдет в рисунок - можно убрать то, что не на пользу композиции или добавить из другого места. Слева на первый план добавлены лодки - и сразу создали глубину. А на правом рисунке взгляд укрупнен, вместо дальних домов добавлены темные ели, а сарайчик на переднем плане опущен, заменен продолжением кустов.
А во второй половине книги уже прицельно рассказано о разных темах в пейзажных зарисовках - небе, воде, деревьях, мостах, городских зданиях, сельских, исторических, горах и холмах.
Эти главки построены одинаково. В начале - упражнения, где повторяется и расширяется базовый материал по использованию инструментов и материалов. Как, например, рисовать облака и небо простым карандашом, цветными или акварелью. Эти разделы так меня увлекали, что я на бумаге рядом, пока читала, набрасывала облака, листву, рябь на воде или камни старой изгороди.
тут вот как разными способами в акварели рисовать облака
А это разные штрихи для передачи воды. Справа - с размываемыми карандашами
Штрихи и движения
Затем шло несколько примеров - на левой стороне как нарисовал бы художник-любитель - и какие ошибки он бы совершил. А затем - как нужно было правильно - передавать перспективу,обращать внимание на пропорции, разбирать тонально. Может быть, переменить точку, с которой смотришь, может быть, убрать что-то из кадра и не рисовать.
Невнятное небо слева, где даже облака не определяются. А дальше всякие приемы для рисования облаков и крупно - как нарисовать тот же кусок неба правильно. Мне очень понравилось наблюдение - чем выше облака от горизонта, тем они круглее и крупнее, чем ближе к горизонту, тем облака становятся мельче и узкими полосками. Теперь всюду это вижу!
Вот что я имела в виду - левый рисунок кажется вполне "красивым" любому начинающему инстаграмщику. Но там нет ни перспективы правильной, ни соотношения размеров, ни разделения объектов и фона.
Невнятные произвольные окна, изумрудной краски деревья и слишком большие для зданий люди - на левой картинке.
Деревья мне у нее особенно нравятся!
Вот такие разборы всегда очень интересны и для учебы очень стимулирующие. Я думаю, ошибки в левой части разворота многие найдут в своих рисунках. Что интересно, эти левые рисунки многим на инстаграме показались бы уже вполне хорошими и «красивыми». А Труди методично и аккуратно рассказывает, что с ними не так.
А в конце главки показывает уже без неумелого примера демонстрацию какого-то своего рисунка на рассматриваемую тему от начала и до конца - мост, горы или старую мельницу.
Горы рисовать - она герой!
Мне книга показалась очень информативной и интересной - особенно на фоне расплодившихся самодеятельных авторов, учащих рисовать приятные «картинки». Если вам не лайки в инстаграме - а рисовать с пользой и учиться в процессе делать это лучше - прямо очень рекомендую.
У Труди Френд еще много разных книг. Я брала в библиотеке сборник уменьшенного размера, где три книги в одной - вот эта про пейзажи и проблемы в них, про рисование цветов и растений и про рисование животных. Построены они так же как книга о пейзажах - техники, приемы, на что обращать внимание в построении и тоне - и объяснение типичных ошибок.
Вот они по отдельности.
Про растения:
Drawing & Painting Flowers - Problems & Solutions
Про животных:
Drawing and Painting Animals: Problems and Solutions
Маленькая, которуя я взяла в библиотеке,хоть и три в одном, но маловата для рассматривания. Мне кажется, чем больше страницы с картинками, тем предпочтительнее для учебы.
У нее и других книг много - про рисование в целом, про натюрморты, про ошибки в акварели, про цветные карандаши
(
Книги Труди Френд на Амазоне).
Я другие не видела, но судя по трем, что я смотрела, все книги должны быть толковые.
Можно поискать ее видео на ютубе, там есть короткие выдержки из ее обучающих мастерклассов. Она длинные записи продает
на своем сайте, а на ютубе есть выдержки.