Начало тут
"Dressing a Galaxy: costumes of Star Wars" by Trish Biggar Конечно, в костюмах сохранялась некоторая преемственность с предыдущими сериями. Маленький Анакин одет похоже на молодого Люка. Молодой Анакин одет в очень темную джедайскую одежду, напоминающую отдаленно силуэт Дарта Вейдера.
В старых сериях джедайский клан практически исчез, а в новых время его расцвета и Иан с Лукасом придумывали множество джедаев самых разных космических рас, внешностей и цветов.
Для главных героев создавалось множество повторений и вариаций одного и того же костюма. У каждого джедая было где-то по 16 костюмов - учитывая разные условия съемки, костюмы для дублеров и каскадеров, изнашивание и повреждения.
Для Оби-Ван Кеноби Триша нашла на складе в лондонском Ист-Энде несколько рулонов шерстяной коричневой ткани времен второй мировой войны. На одни плащи для джедаев в каждом эпизоде уходило более 150 метров ткани. Из найденной шерсти Трише удалось выжать 10 или 11 плащей для Оби-Вана - и множество из них погибло во время мокрой съемки. От воды ткань начинала садиться прямо на глазах, и вскоре плащ был уже по колено. Так что в каждом новом дубле актеру приходилось выдавать новый плащ!
У главных джедаев - Оби, Квай-гона, Анакина и Йоды костюмы простые, с очень японским влиянием - несколько одежд с накосо запахнутыми бортами, широкие пояса с узкими ремешками поверх. У экзотических джедаев и костюмы более экзотически - там и сложное тиснение кожаных деталей, и вышивки, и головокружительные плиссировки. Йода был куклой еще в первой серии приквела, в двух остальных сериях - он полностью компьютерный персонаж. Его одежда, ткань, ее тяжесть, динамика и даже катышки на поверхности мастерски были симулированы в цифровом виде. Из-за этого зрители впервые увидели ноги Йоды - до этого у него одежда доходила до земли.
Во времена первой трилогии костюмы часто собирались из того, что было на костюмерных складах. По рисунку концепт-дизайнера со склада собиралось то, что отдаленно напоминало части костюма и это потом комбинировалось. Так легендарный Дарт Вейдер был одет с миру по нитке в найденные на складе: немецкий шлем времен второй мировой войны и газовую маску, обнаруженные на складе военного отделения, плащ монаха из отделения религии и церковной утвари, кожаный стеганный костюм из отделения мотоциклов и нагрудную металлическую пластину из секции средневековья.
В новых эпизодах костюм воссоздали заново, из новых материалов, похожий на старый, но выглядящий так, будто его только что выпустили из производства. Молоденький Кристенсен был вне себя от радости влезть в этот костюм - да и кто бы из мальчиков отказался от такого??
Многие актеры говорили, что, не зная сценария даже, но надев костюм, они мгновенно понимали свой образ. Ian McDiarmid, который играл Дарт Сидиоса заметил, что жанр фильма - космическая опера, поэтому костюмы несут отпечаток оперности, мощной выразительности, героев Шекспира и Вагнера.
Для придворных костюмов, сенатских и костюмов представителей разных цивилизаций все эстетические вдохновения годились без сдерживания - японские, китайские, монгольские, тибетские, африканские, европейские и эскимосские мотивы сплавлялись в невероятно красивых костюмах. Авторы были не связаны ни с какими реальными отсылками - ни время, ни место действия их совсем не сковывали.
(Это та самая голубоглазая джедайка, которую я обещала в предыдущем посте. У нее красивейшие кожаные наручи, да еще по всему переду платья свисает кожаная панель, выделанная сложным узором. Под плащом у нее платье из вишневого шелка, мелко заплиссированное кругом)
Первоначальная мысль о костюмах приквела была та, что это прошлое, значит все костюмы менее сложные, менее цивилизованные, не такие развитые. Лично я думаю, что эта мысль никому не понравилась, потому что костюмы кино семидесятых уже были просты и упрощать их дальше никого не увлекало. Поэтому постепенно они пришли к идее, что у героев фильма прошлое, как у нас прошлое - как наш 19-й век, к примеру - все более сложное, орнаментированное, изукрашенное и формальное. Этой версии псевдо-викторианского прошлого в галактике и стали держаться.
Триша для каждого героя нашла странные, необычные ткани, она стала завсегдатаем специальной выставки тканей в Париже, куда съезжаются торговцы и производители со всего мира, покупала сотнями метров, заказывала специальные, только для фильма созданные материалы. Она покупала старинные винтажные костюмы и украшения и во множестве включала их в производство костюмов. Одна антикварная лавочка в Лондоне, специализирующаяся на викторианской одежде, оставляла для нее лучшие находки.
В этом платье вся центральная вставка
- винтажная вышивка шелком, золотом и бусинками. Читать список материалов, использованных в кажом платье - отдельное наслаждение.
Каждый костюм, даже если он на секунды появлялся на фоне, делался с абсолютной тщательностью. Помните желто-оранжевые бархатные платья служанок Амидалы? Платья сшили по меркам каждой девушки из белого бархата, затем разметили на стоячих фигурах и разобрав на части покрасили с плавным переходом цветов так, чтобы в ряду девушек переход по вертикали выглядел абсолютно ровно происходящим. В книге множество костюмов в полный рост с отдельно снятыми деталями - и красота материалов и идей поражает.
Военные костюмы и униформы требовали своих задач. Тут Триша работала в тестном сотрудничестве с техническими специалистами. Многие части костюмов отливались в формах, многие делались искусными мастерами по коже. Штурмовые роботы в этот раз были полностью воссозданы в компьютерной графике. У всех остальных были вручную изготовленные костюмы, фуражки, оружие и мелкие предметы.
Сенаторы, которые появляются совсем ненадолго на экране, тоже были одарены уникальными костюмами из роскошных тканей. В нескольких местах счастье привалило студентам текстильных колледжей в Англии. Триш ходила к ним на выставки и отбирала интересные и необычные образцы. Потом студентам давали сделать какие-то части костюмов для фильма.
Так одна необычная ткань с вделанными камушками для уроженца Татуина принесла много хлопот - при нагревании под софитами камушки отлетали с ускорением от отлитого по форме специального пластика.
Подробные фотографии костюмов сенаторов, военных, уроженцев местных планет, пустынных жителей-уродов, укравших мать Анакина, рабов, охотников за наградами (как сиреневая стройная наемная убийца) - и, конечно, множество костюмов Падме-Амидалы.
Для одного первого эпизода для нее была создана дюжина великолепных формальных туалетов. Керри Фишер, четверть века назад игравшая ее дочку, жаловалась - у меня было одно платье на весь фильм и оно не менялось - мешок с высоким горлом, символизирующий мою невинность - а Портман проходила через дверной проем - щелк! на ней уже новый туалет!
(кликните посмотреть крупно)
В книге подробно представлены и формальные ее наряды, в роли королевы, и более женственные, открытые и романтичные в следующей серии, когда она сенатор и у нее роман с Анакином.
правда же русский костюм?:)
Для свадебного наряда Триша присмотрела чудом доставшееся ей старинное покрывало на кровать из пожелтевших кружев. Покрывала не хватало на то, что они задумали. Но все втроем - с Лукасом и Ианом они обертывали и закалывали ткань на манекене и решили со вздохом, что без нее никак. Целая группа мастериц разобрала покрывало на элементы, затем тщательно нашила их на выкроенные для платья куски тюля. Для добавок и переходов мастерицы сплели 300 метров шелкового шнура в той же гамме - и платье вышло, как его задумала Триша! На голову Падме сделали вуаль из мальтийских кружев и украсили настоящими эдвардианскими восковыми цветочками жемчужного цвета и розетками из жемчуга.
Всего для фильмов было сшито несколько тысяч костюмов и благодаря особому подходу Лукаса ни один не был утерян. Он тщательно сохранил всю коллекцию у себя на ранчо, с помошью лучших консерваторов костюмных и лучших специалистов. Многие знаменитые костюмы старого кино были утеряны, потому что никто не озаботился их хранением и сохранением. Лукас не тот человек. Его произведения заархивированы в лучшем виде. Как я жалею, что в 2005-м не слышала о выставке костюмов трилогии в Лос-Анджелесе. Я посчитала свои путешествия - в это время я точно была по соседству!!
Книга выпущена к этой выставке и просто переполнена визуальной информацией о костюмах!
В конце книги еще шесть страниц мелких картинок - все костюмы главных действующих лиц с их названиями и указанием серии, в которой они используются. И там единственная смешная ошибка, которую я заметила в тексте - в расшифровке сокращений все сокращения напечатаны правильно, но все расшифровки кроме одной напечатаны одним названием одной серии - Phantom Menace:)
А так - книга безупречна и великолепна!
Все куски про книгу на одной странице