Norman Rockwell: Behind the Camera
Как Рокуэлл работал над своими картинами.
Сначала он рисовал приблизительный эскиз, на котором намечал композицию, расположение деталей и фигур. В голове у него была совершенно точная картина того. что он хочет увидеть в готовой работе. Найденные типажи одевались со всей тщательностью в то, что ему было нужно и ставились в нужные позы. Чаще всего он помещал их на фоне раскладного экрана - белого, серого или черного, чтобы не мешалось окружение мастерской.
Рокуэлл никогда не снимал сам, с ним всегда работал профессиональный фотограф. За жизнь с переездами у него было трое фотографов, два из которых были еще и личными помошниками. Фотограф отвечал за всю техническую часть. А Норман доводил модель до кондиции - он прыгал, ложился на пол, хохотал, строил рожи - ему нужно было добиться от модели совершенно точного выражения лица. Он выстраивал позу точно до последней линии. В ход шли простые вспомогательные средства. Человек опирался на стул вместо забора или борта корабля. Под пятки или носки подкладывали книги, чтобы сымитировать ходьбу. Одежда оттягивалась завязками, разлетающиеся косички бойким девочкам просто держала в руке помощница.
Норман снимал несколько моделей, потом выбирал то, что ему больше нравится, не ставя модель в известность. А кто-то уже обошел всех соседей, гордо сообщая, что появится на следующей обложке журнала. От фотографа ему нужна была точность и исключительная документальность, не художественность. Он жаловался, что профессиональные фотографы имеют тенденцию делать очень резкие фото, с черными тенями, контрастные - а ему нужны серые, чтобы видно было все и в тенях.
Проявочную комнату он построил по соседству с мастерской и фотографии получал очень быстро для доцифровых времен - на следующий после съемки день.
Грубый начальный эскиз тоже переснимался. Вытаскивался верный балоптикон и эскиз проецировался и переводился на лист бумаги в величину будущей работы. Затем по одному туда же проецировались подготовленные фото, совмещались по размеру с эскизом и тщательно обводились. Неудачные варианты заклеивал кусками бумаги и рисовал поверх. Затем там же он намечал и тщательнее вырисовывал тональные отношения. Через два-три варианта тональный рисунок был готов. ( у него были свои хитрости. Например мужчинам он всегда рисовал голову меньше, чем в действительности - это давало более элегантные фигуры, люди казались высокими и крупными)
На холст можно было переводить разными способами. Обвести на прозрачной бумаге, а затем через копировальную бумагу обвести на холст. Это можно было поручить и помошникам. Или - сфотографировать готовый чистовой эскиз, засунуть его в Балоптикон и обводить проекцию. В последнее время работы он часто сразу переводил фотографию, тщательно снятую в нужном интерьере.
Затем наступал этап живописи маслом. Писал он долго и мучительно, постоянно переделывая и переписывая. Спрашивал любого, входящего в мастерскую, мнения с таким видом - будто это самое важное мнение на земле. Но слушал только себя. Несмотря на то, что в журнале его обожали, он никогда не принимал это как должное, всегда боялся, что у него не примут обложку - или что его вообще могут уволить. И балоптикона своего стеснялся - старался спрятать с глаз, когда кто-то к нему входил в мастерскую. Через тридцать лет применения фотографии писал, что все еще испытывает за это чувство вины, как будто это умаляет его достоинства, как художника.
Под катом картинки из книги. В самой книге их множество, ужасно интересно разглядывать подробности и читать, как это снималось.
А это две работы Al Parker'а, современника Рокуэлла. Он Рокуэллом очень вдохновлялся, но пользовался фото без всяких угрызений совести. Благодаря фото он выработал такой отчетливый выразительный стиль, что ему бешено подражали. Паркер пытался уйти от погони тем, что постоянно менял стили, пробовал новые техники. Однажды по договоренности с редакторами он под вымышленными именами оформил целый номер Космополитена - все иллюстрации разные, разной рукой и в разных стилях. И его карьере, как и карьере Рокуэлла в пятидесятых подошел конец. Журналы перешли на цветную фотографию и надобность в реалистичных иллюстраторах отпала.
Напоминаю вам, что я пересказывала интересное из новой книги
Norman Rockwell: Behind the Camera
А вы что думаете насчет использования фото?