Британский музыкальный, поп-культурный и кинообозреватель Эндрю Харрисон 24 июля 2015 опубликовал 24 июля 2015 в лондонском пролейбористском издании "New Statesman" пересказ своей беседы с известнейшим писателем-фантастом Майклом Муркоком. "В настоящее время Муркоки делят своё время между Парижем, где у них квартира в 10- округе, и Остином, штат Техас". Именно в Париже Харрисон и навестил титулованного и почтенного патриарха фэнтези, попросив поделиться своими мыслями о коллегах-фантастах, рок-музыке и "Игре престолов". Свеженькое, с пылу, с жару, фото мэтра прилагается.
"В свои нынешние 75 Муркок, возможно, самый влиятельный автор фэнтези, равная и противоположная сила Джону Толкиену, к чьим книгам симпатизирующий левым выходец из рабочей окраины Лондона и писавший в 1960-е предвыборные брошюры для центристов-либералов Муркок относится с пренебрежением и считает вычурными и консервативными".
"С тинейджерских лет Муркок тусил с лондонским научно-фантастическим комьюнити около паба "Globe", что на Хаттон-Гарден, 91. Энтузиасты и молодые писатели, тот же Муркок, нашли здесь легкий доступ к влиятельным и раскрученным фигурам, таким как Артур Кларк, Клайв Льюис и Джон Уиндем. "Многие из этих писателей выглядели довольно круто, - вспоминает Муркок. - У всех были спортивные куртки с кожаными локтями, и они интересовались джазом".
С 1960-х Муркок "двинулся в оба мира", которые "тогда волновали", - и "в фантастику, и в контркультуру". "В 1970-е и после он сотрудничал с крутейшими рок-группами, нью-йоркской "Blue Öyster Cult" и британской "Hawkwind". Он по-прежнему играет на гитаре и клавишных в своей нынешней группе, "The Deep Fix". "Я оказался вовлеченным как в рок-н-ролл, так и фантастику, потому что вы не знали, что из этого в конце концов выйдет. - говорит он. - Никто не глядел через плечо и не говорил вам, что делать, потому что никто не знал, что делать". В 1970-е "я получал гневные письма от директоров школ, утверждавших, что я маскирую свою грязь как научную фантастику для молодняка", - с гордостью вспоминает Муркок. Харизматичный альбинос, император-чародей Элрик (первая книга о котором посвящена, в том числе, красному немецкому драматургу, поэту и прозаику Бертольду Брехту и его "Трехгрошовой опере" как "оказавших определяющее влияние на первые истории про Элрика" ) стал культовой фигурой среди фанатов heavy metal, оккультистов и всяческих отрицателей утомительной реальности".
Несколько слов и о "старом антагонисте Муркока, Толкиене - писателе, наиболее ответственном, хотя большей частью и посмертно, за превращение фэнтези в глобальное развлекалово. Муркоку Толкиен лично понравился; он посетил старого профессора в Оксфорде и нашел его вежливым и представительным. Но, как не сложно понять, самодовольная и иерархичная концепция Толкиена оппонирует муркоковской, вольной и морально сложной. В 1978 Муркок обвинил Толкиена в пропаганде сентиментального луддизма и беспечном промоутировании войны".
"Думаю, что он - криптофашист, - говорит Муркок, смеясь. - У Толкиена каждый на предписанном месте и счастлив там находиться. Мы идём туда и обратно, откуда стартовали. У него нет никакого выхода, ничего никогда не изменится, и никто не вырвется из этого отлаженного и упорядоченного мира".
"Фэнтези сегодня стала мягкой, как и всё остальное в сфере развлечений. - замечает Муркок. - Чтобы стать бестселлером, вам следует зализать углы. Чем больше вы можете предсказать эмоциональную дугу книги, тем успешнее она станет. Я понимаю, что
"Игра престолов" отличается. У неё есть политические измерения, я обожаю карлика Тириона, и я очень рад, что Джордж Мартин, мой хороший друг, имеет столь огромный успех. Но, в конечном счете, и это - мыльная опера".