Итак, прокашлямшись, начнем.
Сегодняшнее наше отступление будет посвящено чему? Правильно, гамалкам. На повестке дня будет несколько игрулек. Но все в порядке живой очереди.
Итак, лот номер один - FAR CRY 3.
Вердикт - адская вещь. Не знаю, кто и чем страдал, пока ее вынашивал, но смешанные в одну кучу люди-кони на выходе смотрелись на диво гармонично. Что поразило в игре (конечно, в сравнении с предыдущими частями)? Во-первых, графика. Движок заметно улучшился. Вода доставляет изрядное удовольствие любованием собой. Трава, деревья и кусты не смотрятся словно нарезанными из цветной бумаги. Не скажу, что вторая часть была намного хуже, но все же третья, несомненно, приятнее. Во-вторых, опорные точки. Что мы видели во второй части (не сравниваю с первой, так как отличие коренное и сакрального мы не касаемся)? Ряд расположенных на дороге опорных пунктов, захваченных врагами. Хочешь надыбать аптечку? Перестреляй врагов и забирай. Хочешь боеприпасы? То же самое. Хочешь гранаты? Процесс ничем не отличается от двух предыдущих. Точно уже не помню, но вроде как по прошествии времени эти точки снова захватывались врагом, и приходилось все начинать заново. Здесь отнюдь не так. От верной смерти тебя спасли коренные жители острова, потому все, что ты заЧищаешь и захватываешь, переходит под их власть, а ты уже можешь свободно прыгать по этим захваченным точкам. Как бы "быстро путешествовать". Вообще, влияние линейки "Just Cause" прослеживается очень сильно. В "Far Cry 3" при падении с большой высоты тоже можно расправить костюм-крыло и скользить по воздуху, плавно переходя в полет на парашюте. Можно путешествовать из одной части островов в другую просто зайдя на карту и выбрав нужную точку. А там уже тебя переместят. Очень сильно влияние "Asassin Creed" - залезаешь на вышку, отключаешь вражеский передатчик, осматриваешь окрестности, находишь секреты, получаешь бонусы, эффектно убиваешь. Кстати, за последнее - огромный респект. Создатели убрали простого игрока, ввели прокачку персонажа, то есть за каждый уровень получаешь очки опыта, который скидываешь на прокачку перков. По сюжету игры, герою делают татуировку (на местном языке - татау), олицетворяющую трех животных. По-моему, у героя это паук, акула и цапля. Паук - выживание, акула - быстрые убийства, цапля - атаки на расстоянии. Что-то вроде того. Перки открываются по очереди, и их можно использовать в бою. Например, перк убийства со спины очень хорошо дополняется перком метания ножа, или перком сюрприза (подкрадываешься со спины, перерезаешь врагу горло, затем срываешь кольцо с гранаты у него на поясе и красивым пинком откидываешь уже мертвое тело в сторону других врагов, чтобы взрывом убило как можно больше). Или прокачиваешь возможность делать элексиры из растений. Или убивать при скольжении по канату. Или стрелять на большое расстояние с меньшим разбросом. Или чтобы машина при попадании получала меньше урона. В-третьих, геймплей постарались разнообразить так, чтобы игра не наскучила. В итоге у создателей это прекрасно получилось. Думаете, нам нужно просто идти по сюжету, выполнять миссии и все? Нет. Во-первых, желательно обезвреживать вышки, которые возвращают остров под контроль местных жителей. За это получаете нехилые плюшки. Во-вторых, желательно захватывать опорные точки, или пункты обороны, потому что в дальнейшем они помогут вам быстрее перемещаться по острову. Но и это еще не все. Если вы захватите так, что никто ничего не заметит, то получите очень много очков. Если вас все же заметили, но не успели вызвать подкрепление, то очков поменьше. Если еще и вызвали подкрепление, то очков еще меньше, но это компенсируется тем количеством врагов, которых придется положить, чтобы все же захватить эту точку. Надоело просто сражаться? Ищите специально приготовленные испытания, которые докажут всем, в том числе и в Интернете, что вы воин. В чем они заключаются? "Убить как можно больше врагов" с разными нюансами: на время, из определенного оружия, не выходя за границы территории, задавить автомобилем, расстрелять с вертолета, взорвать на вертолетах, с постоянно меняющимся оружием (был пистолет - убили - стал дробовик - убили из него - стал пистолет-пулемет - убили из него - стал автомат - и так далее и по кругу). Надоело это? На захваченных точках берите задание "Охотник за головами" и "Тропа охотника". В первом случае вас пошлют завалить наемника с непременным условием - сделать это ножом, так что снайперка вам не поможет. Более того, это нужно будет сделать на определенной территории, которая будет подсвечена на вашей мини-карте. Во втором случае вас пошлют убивать бедных животных строго определенным оружием. Вы будете охотиться с луком на акул, жечь огнеметом бродячих собак, отстреливать из дробовика медведей... Короче, развлечений хватит. И плюшки за прохождение этих миссий тоже хороши: только через "Тропу охотника" вы сможете убить редких животных, шкуры которых дадут вам возможность иметь самый большой кошелек для наличности, самую большую перевязь для оружия, самый большой патронташ, самый большой рюкзак для взрывчатки... Короче, все самое-самое. Кроме того, по сюжету игры вы сможете погрузиться в тайны острова, побродить по древним городам а-ля Лара Крофт, отыскивая нужные артефакты, посражаетесь против монстров из собственных галлюцинаций... В общем, развлечений хватит.
Плюс к этому возможность носить с собой ЛЮБОЕ оружие. Плюс к этому возможность улучшать оружие путем модулей в виде прицелов, глушителей, магазинов и всего остального. Плюс к этому довольно неплохой AI противников, которые начинают прятаться, высматривать или просто сбегают прочь от опасности. Лично для меня одним из самых главных критериев оценки игры является возможность реиграбельности. То есть, насколько я захотел бы пройти эту игру снова? Если оценивать по 5-балльной шкале, то на твердую 4 игра тянет. Есть, конечно, несколько минусов...
1. Я, как человек педантичный, сначала открыл все доступные вышки, чтобы иметь максимальный обзор. За это я получил очень хорошие плюшки в виде уникального оружия с тремя дополнительными модулями (на обычное оружие ставится всего два), а это привело к тому, что соперников на острове для меня не осталось. Вся суть игры стала сводиться к тому, что я тихо подходил к точке, прятался в кустах и из мощной снайперской винтовки расстреливал всех на точке. В лучшем случае, они вообще ничего не замечали, в худшем - тупо метались по лагерю и пытались прятаться.
2. Даже если бы винтовка была без глушителя, максимум, что смогли бы сделать враги - определить направление. На большее их, увы, не хватило. Так что я терпеливо отсиживался в кустах и затем добивал всех на расстоянии. То есть, с маскировкой и снайперством создатели чего-то перемудрили.
3. Перевязи, совершенствуемые по ходу игры, дают нам возможность носить с собой до четырех единиц оружия. Но если во второй части линейки игр это было оружие из разных классов (то бишь, один пистолет, один пистолет-пулемет или автомат и одно тяжелое оружие - что-то вроде того), то здесь можно с собой носить хоть четыре пулемета. Я, конечно, слабо представляю, как это может выглядеть в плане реалистичности, но, по-моему, создатели на нее и не замахивались.
В целом же игра получилась весьма и весьма достойной. За что создателям, как принято говорить сейчас, "респект и уважуха", а на линейке игр под этой маркой рано ставить крест.
Лот номер два - Sniper: Ghost Warrior 2 (Снайпер: Воин призрак 2).
Вторая часть довольно редкого по нашим временам проекта про снайперов. Действительно, давайте отвлечемся, глянем за спину и посмотрим, сколько игр именно про снайперов у нас было? "Дороги войны" - маловразумительная вещь с довольно кривой физикой и древней графикой. "Искусство победы" - ничуть не лучше. "Снайпер" про разборки с мафией - Боже упаси. И приходим мы к выводу, что первым прорывом был "Sniper Elite" - с его графикой, физикой полета пули, маскировкой и всем прочим. На самом деле, эта игра явилась во многом законодателем жанра. Далее вышел "Воин призрак". Что про него можно было сказать? Первый блин получился не таким уж комом. И стелз-миссии, и ночные перестрелки, и вода, и джунгли, и поселки... Все было. Однако я так за всю игру и не понял, почему пистолет у меня был с глушителем, а винтовка - нет. А короткие вставки про другие отряды, где нужно было бегать с простым автоматом, вообще выбивали из колеи, потому что стрелять после снайперской винтовки из автомата было очень тяжело и несподручно. Затем выходит "Sniper elite v.2" - есть разгуляться где на воле. Здесь тебе и растяжки, и фугасы, и возможность выбора снаряжения перед миссией, и красивый показ полета пули с рентгеновскими роликами разбитых черепов и разломанных костей, и скрытые убийства, и попадания в бензобаки, и выстрелы в гранаты на поясе... То, что я называю "дикой вещью". Лично прошел несколько раз, и даже по сей день рука так и не поднялась удалить. И вот, свершилось. Выходит "Воин призрак 2". Многообещающие ролики и все прочее. Что мы получили на самом деле?
Во-первых, явные сеансы у пластического хирурга. Движок поменяли, потому картинка стала весьма и весьма приятственной, что сразу расположило к игре. Во-вторых, создатели проработали сюжет, подразумевающий скачки из одного времени в другое, что заставляло работать с разными снайперскими наборами. Неизменным было лишь то, что снайпер теперь действительно стал "призраком", так что в этом плане претензий к создателям нет. :) В-третьих, наличие вменяемого напарника, показывающего цели и плотно взаимодействующего с игроком. В-четвертых, наличие современных гаджетов навроде прибора ночного видения и тепловизора. Однако на самом деле лично мне тепловизор понадобился за всю игру от силы два раза. В-пятых, интрига, которую положили в основу сюжета. Список, в принципе, можно было бы продолжать, но мы не анализаторы, мы все же игроки, потому придем к впечатлениям.
Глаз радовался проработанности картинки. Будь то разрушенный город Европы, джунгли или же заброшенный древний город с пещерами. Действительно приятно. Графику оцениваем на твердую "четверку". Почему не "пять"? Потому что это еще не предел и впечатление подпортили ролики с деревянными актерами. Если взять к примеру тот же Black Ops II, где у героев в ролике видно пот на лбу, не то что движение и выражение глаз, то "отлично" поставить просто не могу. Однако и прогресс в сравнении с первой частью налицо. У нас теперь есть напарник, а не просто указания, куда идти и что делать. Нам указывают цели, кого-то убирают одновременно с нами, просят прикрыть... Но иногда закрадывается подлое чувство: здесь я играю или мной играют? Напарник прикрикивает, гонит, торопит, указывает... А я что? Просто приложение к снайперской винтовке??? Дабы не облажаться, создатели даже вражеских снайперов снабдили СВД исключительно с глушителями, что довольно странно. Одиночные миссии, когда все же удавалось отделаться от надоедливого напарника, позволяли отдохнуть и исследовать локации, что было как нельзя кстати, ведь на них раскиданы сюрпризы количеством до четырех на одну локацию. Но когда их искать, если напарник постоянно торопит и куда-то бежит? В плане геймплея создатели постарались многое учесть: теперь можно стрелять по гранатам на поясе, по канистрам, убивать нескольких врагов одной пулей... Но после "Sniper Elite v.2" это выглядит несколько... пресно, что ли. Это все равно, что вы уже приобрели себе товар, а к вам продолжает приходить рекламный агент и настойчиво его впаривать. И вроде как отказать неудобно, и вроде как уже не ново. В отличие от первой части, мы стали действительно призраками. У нас появилась возможность прятаться, уничтожать ключевые приборы, проходить в темноте, скрыто убивать со спины в ближнем бою. В этом плане был сделан если не гигантский скачок, то большой шаг это точно. Миссии теперь проходятся поэтапно, уничтожаем врагов по очереди, чтобы не было подозрений. Что было очень приятно - от неторопливого отстрела мы можем внезапно перейти к сумасшедшему прикрытию наших бойцов. От неторопливого путешествия по пещерам мы переносимся к бешеному бегу по мостам или спешному бегству из рушащегося древнего города. Декорации в игре - сказка. Однако не хватает некоторой вариативности. Прохождение миссий прямое, как палка: идем от одной точки до другой по одному прочерченному пути. Нет пресловутой фразы: "Убери их или подожди". Нет, вру. В одном месте я не понял указаний координатора, поступил не так, как сказали, на что мне выдали: "Видимо, у тебя свой план? Действуй как знаешь". Локации стали длиннее, видна вдумчивая и долгая работа, кропотливая. Но это, видимо, пошло в ущерб балансу. Я не считаю себя окуенным начитанным игроком, но на среднем уровне меня убивали за всю игру всего четыре или пять раз. Примерно один раз за акт, когда я по недоразумению поднимал тревогу или просто не знал, откуда враг может выскочить. Вообще, ощущения от игры самые сумбурные. У меня не возникло впечатления дешевой барбариски, спрятанной в фантик от Roshen. Однако сейчас я четко понимаю, что реиграбельность низковата. Пожалуй, на "троечку" с минусом. Еще один раз пройти, можно на максимальной сложности, и довольно. Не исключено, что создатели делали большой упор на сетевую игру, но пострадавший сингл-плеер положительных эмоций не добавляет. Однако, налицо прогресс, так что я твердо верю, что третья часть учтет многие недоработки, окажется длиннее, сбалансированнее и не хуже по графике.
Лот номер три - уже упомянутый нами "Call of Duty: Black Ops II".
Об извечном противостоянии издателей разных частей этой серии можно говорить часами. Пока шли игры про вторую Мировую - все более менее понятно. Однако Activision врывается на рынок со своей "Modern Warfare", и противники со своей "World at War" в момент сдают позиции. MW стала законодателем своего жанра во многих аспектах, переключив нас от ураганного отстрела фашистов в не менее ураганный отстрел террористов. Treyarch пытается реабилитироваться и выпускает "Black Ops" с запутанным сюжетом, но все же для себя и многих игру революционную. Однако, она следует в ответ на не менее ураганную "Modern Warfare II". Казалось бы, все. Treyarch обречены вечно скитаться в хвосте, влача жалкое существование и выживая за счет ярых фанатов. Но жизнь вносит свои коррективы. "Modern Warfare III" оказывается весьма спорным проектом, заставив людей расколоться на два лагеря. Одни считают, что Aktivision сделали проходную вещь и изначально ставили себе целью просто срубить деньги с фанатов серии. Другие все же склоняются к тому, что эта игра не менее велика, чем остальные из серии. И тут Treyarch делает то, что я называю "финт ушами". На основании героев и их потомков из предыдущей части выпускает "Black Ops II". Что мы хотим видеть? Красивую картинку? Пожалуйста. Сколько угодно. У героев в роликах или игре качается и болтается все, что не закреплено, везде нужные тени, все объемно. Так, без пошлостей тут! Хотите полетать на самолете? Не вопрос. Вот в чистом небе, вот в городе. Хотите незаметно спуститься к противнику на костюме-крыле? Легко. Сначала заберитесь куда нужно с помощью новейших технических достижений, а потом летите себе, размазывая сопли капли дождя по фибергласу своего шлема. Хотите побочные мисии, которые могут упростить вам жизнь? Нет проблем. Вот вам отряды, вот места проведения операций, начинайте, подключайтесь к любому бойцу или механизму или просто командуйте всеми сверху тыкайте пальцами, кому куда бежать. Хотите красивую историю, во многом драматичную, а во многом и справедливую? Как два пальца об асфальт. Вот вы в прошлом, вот вы в будущем. Вот главный враг, ставший террористом, а вот причины, по которым он так поступил. Хотите пушек новых и разных? Получите и распишитесь. Здесь вам и целеуказатели, и тепловизоры, и сканеры, и костюмы-невидимки, и автономные роботы. Хотите использовать перки прямо в кампании? Пляшите от радости - перед каждой миссией вы можете выбрать стартовый набор из оружия, модулей на него и перков героя, которые помогут вам или взламывать технику, или нести больше боеприпасов, или видеть ящики с разными нужными вещами навроде бронежилетов или бутылок с зажигательной смесью. Как игрок, я неоднократно говорил "хочу, хочу, хочу...", каждый раз понемногу дополняя список. И каждый раз отчетливо понимал - вот оно, все это уже есть. Предыдущая часть от Treyarch мне не понравилась, говорю честно. Оружие игрушечное, прицелы не функциональны, общее впечатление как от перестройки. Видно, что пытаются шагнуть вперед, но получается плохо. "Black Ops II" поставил все с ног на голову. И сюжет, и музыка, и ураганные бои и перестрелки, и даже подобие нелинейности, когда сам выбираешь, как поступить: попытаться убить главного врага и выдать себя как шпиона или же пристрелить плененного бойца из отряда главного героя и остаться нераскрытым? Каюсь, выбрал первый вариант. В итоге сам погиб, но выживший боец прошел с главным героем до самого конца. Если от "MW III" меня к концу игры начинало подташнивать не столько он самой игры, сколько от однообразия, то теперь все было с точностью до наоборот. Играть и еще раз играть. Проходить. Выбирать. Всматриваться. Любоваться. А потом снова проходить. Потому что все часы, проведенные за этой игрой, пролетают совершенно незаметно. С другой стороны, кто ответит мне на вопросы: а если не проходить побочные миссии? А если выбрать другой вариант развития событий? А если...? А если... Реиграбельность - твердая пятерка. Сетевая игра отказалась от выбранных серверов, учла многие ошибки, смотрится приятнее. Карты есть и огромные, и небольшие. Плюс к этому приятные бонусы от издателя и виде выходных с удвоенным опытом игрока или оружия. Так что каюсь - впервые в жизни забросил все остальное и шпилюсь только в "Black Ops II". Оно того стоит!
Все вышесказанное является моим ИМХО и на звание истины не претендует. В полемику не вступаю, ничего не обсуждаю, всего лишь выражаю лично оценочное суждение. Всем спасибо за терпение и внимание!