Jan 28, 2014 15:34
Литургия Христианская есть соединение воспоминательной Пасхальной Агады (последования Седера) с реальностью Жертвы Иерусалимского Храма, когда жертвенный агнец замещается Самим Иисусом Христом, Сыном Божиим.
Это хорошо видно из сопоставления текстов Агады и Литургии.
Благословение на хлеб и вино в Агаде звучит так:
1. БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХАОЛАМ ХАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ХААРЕЦ =
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, вырастивший хлеб из земли.
2. БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОХЕЙНУ МЕЛЕХ ХАОЛАМ БОРЕ ПРИ ХАГАФЕН =
Благословен ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.
То есть, участники Седера благодарят Бога за плоды земли, которые Он дает им по своей милости. И принимают эти плоды с благодарным воспоминанием о Пасхе, то есть об исходе из рабства египетского.
Иначе обстоит дело в Литургии Христиан.
Текст благодарений Агады немного изменен, но как!
Прочтем:
1. «Благословен Господь Бог Вселенной, по щедротам Которого мы приняли этот хлеб, КОТОРЫЙ ТЕБЕ ПРИНОСИМ - плод земли и работы рук человеческих, из которого да будет нам хлеб жизни.
Благословен Бог во веки».
«Через это таинство воды и вина да удостоимся мы приобщиться Божеству Того, Который благоволил сопричаститься нашему человечеству».
2. «Благословен Господь Бог Вселенной, по щедротам Которого мы приняли это вино - КОТОРОЕ ТЕБЕ ПРИНОСИМ - плод лозы и работы рук человеческих, из которого да будет нам питие духовное.
Благословен Бог во веки».
То есть, участники Литургии не только благодарят Бога за дары земли, но приносят их Ему с верой, что Он их вернет благословленными в новом качестве: в качестве «хлеба жизни» и «пития духовного» для участников Литургии.
То же приношение Богу даров земли и работы рук человеческих испокон веков совершалось в Храме (и до Храма), в частности «во всесожжение», чтобы Бог «обонял» дым жертв и милостив был к приносящим эти жертвы.
За Христианской же Литургией дары приносятся Богу не на всесожжение Ему, а на благословение Его людям для их спасения. И участники Литургии поедают не часть жертв, оставшихся от приношения Богу, но потребляют весь хлеб и всё вино, благословленные Богом в Тело и Кровь Сына Божьего Иисуса Христа. Залогом же истинности преложения принесенных Даров является истинная Крестная смерть Спасителя и истинное Его Воскресение.
Таким образом разомкнутая грехом связь человека с Творцом восстанавливается Жертвой Иисуса Христа, и тем восстанавливается взаимоотдача Бога и Человека, «перихореза». Через Христианскую Литургию человек вновь подключатся к Любви Пресвятой Троицы.
28 янв. 2014 г.