Удалось найти три портрета мальтийских кавалеров в совсем юном возрасте - настолько юном, что надетый на них предмет одежды мы сейчас однозначно определяем как платьице. В те времена в состоятельных семьях так одевали не только девочек, но и мальчиков, так что ничего странного в этом не было; платьице просто указывает на возраст ребенка.
Жозеф Франсуа де Верже де Саннуа (1783 - ?)
Жозеф Франсуа де Верже де Саннуа, около 1790
Мальчик на портрете изображен с мальтийским крестом на черном банте. В списках рыцарей ордена он не фигурирует, так что обетов, вероятно, не приносил. Из примечательного о нем известно только то, что его отец был кузеном или племянником Розы-Клер, матери будущей императрицы Жозефины.
Род Верже де Саннуа известен с XV века; в XVII веке двое младших сыновей из большой семьи отправились в недавно основанные французские колонии в Вест-Индии и закрепились там, а в следующем столетии это уже было одно из самых влиятельных плантаторских семейств на Мартинике.
Пьер Клод Секрет де Геидан (1733-1785)
Пьер Клод Секрет был сыном Шарля Пьера Гаспара, маркиза де Геидана, человека с большими связями, очень богатого, очень тщеславного, но происхождения не то чтобы аристократического. Его предки в XVI веке торговали скотом, дед в середине XVII века смог купить первую чиновничью должность, отец женился на дочери королевского советника при парламенте (высшем судебном органе) и купил земельное владение, а сам Гаспар приобрел должность президента Большой Палаты парламента Прованса, купил несколько поместий с «благородным» статусом и со временем добился, чтобы одно из этих поместий было возведено в ранг маркизата. Женился он на Анжелике де Симиан - дочери маркиза де Симиана и Маргариты де Вальбель (из уже знакомого нам семейства моряков). Невеста была, как говаривали в тех краях, «чтобы делать мальтийских рыцарей», то есть с очень хорошей родословной.
Маркиза де Геидан в костюме Флоры. Никола де Ларжильер, 1730
Благодаря услугам, оказанным королю в различных судебных процессах, Гаспар сумел добиться приема в орден трех своих младших сыновей, несмотря недостаточное число поколений благородных предков со своей стороны. Вдобавок, среди предков его матери были крещеные евреи, что тоже являлось препятствием к вступлению в орден. Но связи и деньги позволили обойти все препятствия, и Пьер Клод поступил в орден в 1739 (по другим данным в 1740), а двое младших - в 1744, в возрасте 9 и 4 лет. Из троих только Пьер Клод Секрет со временем исполнил положенную службу, принес обеты и стал полноправным мальтийским рыцарем. Правда, произошло это довольно поздно - в 1785 году, незадолго до смерти.
Пьер Клод Секрет де Геидан. Портрет работы Клода Арнульфи, 1739
В 1739 году мальчику было шесть лет, и при желании можно уже было его одеть как-нибудь по-другому. Но портрет, скорее всего, заказывал отец, изо всех сил старавшийся подчеркнуть свой благородный статус, и образ воинственного младенца отвечал его вкусам. Если присмотреться, то можно разглядеть «портрет в портрете» - слева тот же мальчик в розовом платье на белом коне возглавляет кавалерийскую атаку.
Вот здесь покрупнее. Отличная картина.
Гаспар де Геидан в костюме волынщика. Гиацинт Риго, 1738. Предполагается, что Гаспар де Геидан здесь предстает в образе Селадона из романа «Астрея».
Поневоле хочется спросить словами Бабеля: «О чем может думать такой папаша?». Этот папаша думал в основном о престиже; его небезосновательно сравнивали с мольеровским мещанином во дворянстве. Желая изгладить память о предках, торговавших скотом, он придумал себе других, с гораздо более длинной и красивой родословной. А чтобы никто не тыкал пальцем в генеалогические книги, где эта родословная отсутствует, он добился изъятия изданной в 1757 «Всеобщей истории провансальского дворянства» и заменил ее на свою версию. Это не прошло незамеченным, и в 1760-е годы бытовало несколько сатирических песенок, высмеивавших дворянские претензии Гаспара де Геидана. А еще он в 1757 купил у монастыря часовню и устроил там надгробие своего мифического предка Гийома де Геидана, якобы похороненного еще до 1208 года - де Вальбели, как мы уже знаем, тоже мухлевали с гробницей предка, но до такой наглости не доходили. Надгробие, впрочем, было в стиле XVI века. Так что шестилетний мальтийский кавалер в розовом платьице, ведущий в бой кавалерию - это так, мелкие художественные вольности. О реальной военной биографии Пьера Клода Секрета ничего не известно.
Аделаида де Геидан с сестрой за клавесином (Аделаида - старшая сестра Пьера Клода Секрета)
Луи-Антуан де Бурбон, герцог Ангулемский (1775-1844)
Луи-Антуан де Бурбон, герцог Ангулемский. Мишель-Оноре Буньё, 1776-1777
Напоследок еще один совсем уж маленький мальчик, но при этом Великий Приор, поскольку особа королевской крови. Луи-Антуан был старшим сыном графа д’Артуа, младшего из братьев Людовика XVI. Неизвестно, какие строились планы насчет его орденской карьеры, но в любом случае, они не реализовались, и от статуса мальтийского рыцаря пришлось отказаться ради вступления в брак. В 1789 Луи-Антуан эмигрировал вместе с родителями из революционной Франции, а в 1799 женился на своей двоюродной сестре, дочери казненного Людовика XVI. В 1824 отец Луи-Антуана стал королем под именем Карла Х, а сам Луи-Антуан - дофином. Но поцарствовать ему не довелось, в 1830 старшую ветвь Бурбонов сменили на троне Орлеаны.
На более позднем портрете он уже не в платье - большой мальчик, крайний справа, с тем же мальтийским крестом на черном банте.
Трое детей графа д’Артуа, будущего Карла Х: слева Шарль-Фердинанд, герцог Беррийский, в центре мадемуазель д’Артуа, справа Луи Антуан, герцог Ангулемский. Портрет работы Анны Розали Фийоль, урожденной Боске.
На портрете 1796 года мальтийский крест на черной ленте еще есть; рядом с ним на красной ленте орден Святого Людовика. Голубая лента и крупная звезда - орден Святого Духа.
Луи-Антуан д’Артуа, герцог Ангулемский. Портрет работы Анри-Пьера Данлу, около 1796 года
А на портрете, написанном после 1814 года, хорошо видно, что мальтийского креста он больше не носит. Зато теперь у него на шее орден Золотого руна.
Фрагмент портрета Луи-Антуана д’Артуа, герцога Ангулемского, в адмиральском мундире
What Makes the Nobility Noble?
In this volume on the history of the European nobility in the modern era, the boundary between the early modern and 'real' modern periods around 1800 is deliberately crossed. By centring on the nobility, the authors undertake a new exploration of the continuities and ruptures in European history. In
books.google.ru
Gueydan
genobco.free.fr
« Le Portrait de Claude-Secret de Gueidan » de Claude Arnulphy
Musée Granet - Aix-en-Provence
www.museegranet-aixenprovence.fr