Эх, не училась я на критика, знаете ли. И потому, наверное, словом критик называться права не имею. Правда, есть в Москве, к примеру, литинститут. Там учат писателей. Но вот почему-то не все оттуда выходящие писателями становятся. И даже больше того - многие писатели, и известные, и талантливые, там вообще не учились! Парадокс.
Кроме того, мне кажется, многие критики слишком серьезно воспринимают само слово "критика". Я критик - значит, я критикую. Хотя, например, исходное слово, греческий глагол krinō означал всего лишь "сужу, разбираю". Но это все присказка.
В "Одном театре" прошла премьера проекта "В Питер за сарафаном". Это не только моноспектакль Аллы Мосоловой, но и новый формат общения актеров - театра - со зрителями. Камерные пространства "Одного театра", вознесшегося от андеграунда до столь же колоритного пентхауса, предрасполагают не только к классическим театральным формам. Они располагают - к общению, самого разного формата.
Супруги Мосоловы впервые попытались сделать это общение по-настоящему душевным. Чай из огромного самовара, сладости, блины и пирожки (кстати, это все было бесплатно, но желающие могли принести взносы на будущий буфет театра!) не только способствовали теплой атмосфере, но и ненароком вводили зрителей в тему вечера - русскую традиционную культуру, выразителем которой был один из писателей-деревенщиков Федор Абрамов.
Вступительная часть, рассказ Аллы и Леши о путешествии в Архангельскую область, тоже был не просто интересным воспоминанием, но и необходимым вводом к рассказу "В Питер за сарафаном". Все эти "присказки" позволили снять атмосферу разделения зала и сцены, установить между актерами и зрителями человеческие отношения, - чтобы только потом перейти к построению отношений с персонажами рассказа.
Моноспектакль Аллы показал ее одаренность как характерной актрисы: перевоплощения были последовательны, ее Филиппьевна изумляла воспроизведением старушечьей пластики и мимики. Алла, с ее иконописно тонким лицом и личной настроенностью на духовное делание, мне показалась весьма точным исполнителем данной роли, очень подходящим. Она была то уморительно смешна, то лирична. И музыка, и сплетенные руками актеров коврики, и пение Аллы несли важнейшую функцию, которую театр антрепризы и даже театр-храм стремительно утрачивают: функцию социальную, образовательную. Может быть, этот спектакль не был главным свершением театрального года Кубани, - но это было честное и глубокое погружение зрителя в русскую традиционную культуру.
Этот спектакль мог бы быть успешно показан в школах и вузах: явленная в нем культурная и историческая насыщенность делает его ценным образовательным проектом.
А для "Одного театра" проект "В Питер за сарафаном" стал еще одним шагом к созданию на базе независимого театра особого места культурного притяжения, куда можно прийти не только за тем, чтобы посмотреть спектакль, но и за общением, новыми знакомствами и нестандартными впечатлениями. Потому что уже в октябре здесь состоится Лаборатория современной уральской драматургии, скоро откроется постоянный центр буккроссинга, готовятся новые проекты в разных жанрах. Приходите, в общем!
И жду мнений побывавших блоггеров, очень интересно!
Этот пост - практически точная копия
поста на Кублоге и, можно сказать, попытка ответа
вот на эту критическую заметкуэ
Фото Юли Летней
malenkii_karlik