Сходил вот на второго "Хоббита". Ниже просто набор разрозненных мыслей, куда больше про меня и РИ по Толкину, чем про фильм.
Помню, ещё в бытность свою школьником на "Братство Кольца" ходил дважды: во второй раз уже не с компанией, а один, просто потому что ну это же настоящее Средиземье. Потом были "Две башни", с совершенно пронзительным и, что ли, "правильным" германским северным Роханом. И музыкальная тема Рохана, эта одинокая скрипка, когда ветер гуляет в степных ковылях. Потом было "Возвращение Короля" с великолепным белокаменным Минас-Тиритом и самоубийственной атакой Фарамира на Осгилиат...
Шёл я сейчас по безлюдным улицам из кинотеатра и начал было придумывать на ходу что-то типа рецензии на фильм, но мысли быстро ушли в иную сторону, и я с отчаянной ясностью осознал, что писать о своих впечатлениях мне не хочется. Неинтересно. Наверное, единственное, на что я хотел бы дать ответ, - это почему же "Хоббит" ни струнки во мне не задел?
Я и "дивным"-то никогда не был. Академический интерес к наследию Толкина - отменная прививка. Проштудировав "Историю Средиземья" и всё, что смог найти по академической толкинистике на русском и английском, и, наконец, защитив диплом по переводу произведений Легендарума, я чересчур хорошо знал, из чего и по каким законам была создана Арда - блестящая, беспрецедентная, амбициозная сверх всякой меры попытка создать мифологию англо-саксонской культуры, сгинувшей под копытами норманнской конницы при Гастингсе.
И без меня сказано уже многое, если не всё. Про то, что можно было снять один трёхчасовой фильм, убрав скучные драки и погони через каждые три минуты. К драконам и чудесам компьютерной графики все привыкли ещё со времён "Прогулок с динозаврами"... Шелуха всё это. Смог отряхнулся от неё и бодро полетел сжигать Эсгарот.
Понял, понял очень чётко: не смогу больше играть в эльфов, гномов и магов. Не в Арде. Всё это отдаёт неимоверной фальшью и жалкими претензиями на то, чтобы изобразить неизобразимое. Профанация - отменное здесь слово. А вот Арнор, Гондор, Рохан - да, на это можно и стоит замахиваться. Хорошо всё-таки, когда люди играют людей.