Ликбез после революции, он же борьба с неграмотностью после войны, он же захват власти

Jul 03, 2024 18:14


(Навеяно статьями Сандры Римской о послевоенных реформах образования). Помнится, в школе (еще советской) нам рассказывали про знаменитую ликвидацию безграмотности и что нужно «учиться, учиться и еще раз учиться» и т.д. Русскоязычная Wikipedia гордо заявляет, что к началу ВОВ грамотность среди лиц от 16 до 50 лет выросла до 90%.

Однако после войны безграмотность снова стала большой проблемой. В ответ власти решили бороться с нею, почему-то не извещая об этом общественность.



«Проблема полной ликвидации неграмотности взрослого населения СССР оставалась актуальной на протяжении 1950-х-1960-х гг. Вопрос обучения неграмотных то затухал и не выходил за рамки рутинной работы местных органов народного образования, то вспыхивал с такой силой, что сводки о числе обученных грамоте, поступавшие в высшие партийные органы, напоминали донесения с полей сражений. Рост численности неграмотных в СССР в послевоенный период был обусловлен, в первую очередь, тяготами и лишениями военного времени. Однако ряды неграмотных и малограмотных граждан пополнялись не только за счет тех, кто в годы войны и сразу после её окончания не имел возможности учиться. Одним из главных источников роста численности неграмотного населения были спецпоселения. В результате репрессивной политики И. В. Сталина жертвами насильственных переселений, депортаций, ссылок и высылок стали более 6 млн чел. Выселенные из родных мест люди направлялись в отдаленные районы страны на специальные поселения. Там они находились под надзором органов внутренних дел и не имели права покидать места спецпоселений, хотя формально сохраняли статус полноправных граждан СССР. Подавляющее большинство (82 %) депортированных считались выселенными «навечно» и потому в документах иногда именовались «выселенцами». На 1 января 1953 г. на учете состояло 2 753 356 спецпоселенцев, в том числе 884 057 детей в возрасте до 16 лет включительно»

60-е годы - это уже должно быть относительно благополучное хрущевско-брежневское время, так в чем проблема? (Я, кстати, склоняюсь к тому, что 60-е на самом деле были относительно благополучным временем, но точно не благодаря хрущевым и брежневым.) Можно, конечно, все объяснять войной, спецпоселениями и сельской беднотой:

«Введение в стране всеобщего обязательного семилетнего обучения привлекло внимание органов внутренних дел к вопросам школьного обучения детей спецпоселенцев. Осенью 1949 г. Отдел спецпоселений МВД СССР организовал проверку постановки школьного образования детей спецпоселенцев в Казахской ССР. Оказалось, что из 196 224 детей школьного возраста обучались 138 604 человека (70,6 %), остальные 57 620 детей (29,4 %) школы не посещали. Среди калмыцких детей, проживавших на территории Казахской ССР, не посещали школы 10 %. Как отмечал начальник Отдела спецпоселений В. В. Шиян в своей докладной записке от 22 декабря 1949 г. на имя министра внутренних дел С.Н. Круглова, «основной причиной неполного охвата детей учебой является необеспеченность их одеждой и обувью. В связи с наступлением зимнего периода значительное количество детей из-за отсутствия обуви и одежды перестали посещать школы. Наряду с этим во многих казахских школах по месту расселения выселенцев-спецпоселенцев отсутствуют русские классы. Поэтому дети выселенцев-спецпоселенцев, не владея казахским языком, отказываются учиться в этих школах»

Однако вспомним, что паспорта всем гражданам стали раздавать не раньше 1974 г., так кто жил на поселениях или колхозах без паспортов - может, это было большинство населения?  К тому же почти никто среди спецпоселенцев не имел даже среднего образования:

«В марте 1949 г. среди взрослых спецпоселенцев доля лиц, имевших высшее образование, составляла 0,6 %, среднее - 4,3 %, низшее - 71,0 %, доля неграмотных равнялась 24,1 %. В составе взрослого населения, депортированного в 1944 г. из Грузии, насчитывалось 62 % неграмотных, с Северного Кавказа - 59,9 %, из Крыма - 21,8 %. Кстати сказать, эти сведения, собранные сотрудниками Отдела спецпоселений МВД СССР для своих внутренних целей, опровергали те статистические данные, которые публиковались в советской печати в связи с заявлениями о ликвидации неграмотности в СССР. Удельный вес неграмотных в составе взрослого населения депортированных народов был неодинаковым: хемшилы - 74,9 %, курды - 70,6 %, ингуши - 65 %, чеченцы - 63,1 %, турки-месхетинцы - 62 %, балкарцы - 46 %, карачаевцы - 45 %, калмыки - 39,2 %, крымские татары - 23,6 %, крымские греки - 15,6 %, крымские болгары - 13,6 %, крымские армяне - 13,2 %, немцы - 11,1 % неграмотны»

«Подавляющее большинство репрессированных смогли покинуть места спецпоселений в 1954-1956 гг., но не все они получили право вернуться на родину: многим пришлось остаться жить в тех краях, куда они были выселены, или устраиваться в других регионах Советского Союза. В отношении некоторых народов запрет на возврат в родные места был снят в последующие годы, многие возвращались самовольно. Поскольку имущество депортированных семей, конфискованное при выселении, не подлежало возврату, почти каждому, кто возвратился в родные места, пришлось начинать жизнь с нуля. В таких условиях дети, выросшие на спецпоселении и не получившие никакого образования, со временем пополняли ряды неграмотных и малограмотных взрослых»

«Не смогли вернуться на родину» скорее всего значит, что они были из других стран, теперь уже за Железным занавесом: вспомним, как жители Восточной Европы пытались попасть в Западный Берлин, пока эту возможность не перекрыли (а может даже и не стран, а миров - а почему бы и нет?). Как бы то ни было, только после начала возвращения спецпоселений власти серьезно взялись за борьбу с неграмотностью:

«4 января 1958 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР утвердили секретное (без опубликования в печати) постановление № 15-9 «О ликвидации неграмотности среди населения», а 18 января 1958 г. Совет министров РСФСР принял постановление № 41-5 по тому же вопросу [РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 16. Д. 63. Л. 34]. На уровне местного партийного и советского руководства срочно принимались соответствующие решения, и тоже в секретном порядке»

К чему такая секретность, когда речь идет о вроде бы благом деле? Что скрывалось под ликбезом в данном контексте? Даже статистика о чиле неграмотных и малограмотных была гостайной:

«Статистические сведения о численности неграмотных и малограмотных в целом по СССР и по союзным республикам были весьма приблизительными и к тому же секретными. Вся государственная статистика находилась под надежной защитой Центрального статистического управления при Совете министров СССР. На протяжении многих лет (с 1948 по 1975 гг.) его председателем был В. Н. Старовский. До середины 1950-х гг. даже руководители министерств и ведомств не имели свободного доступа к статистическим материалам. После войны данные о численности населения СССР не публиковались и согласно постановлению Совета Министров СССР от 1 марта 1948 г. считались совершенно секретными и входили в перечень главнейших сведений, составлявших государственную тайну.»

Может, у партии были неки способы переписать мозги населению в свою пользу, и эти планы надо было скрыть от надзорных органов ООН?

«Одна из причин того, что в обществе не наблюдалось ничего похожего на кампании 1920-х-1930-х гг. по ликвидации неграмотности, заключалась в том, что кампания 1958 г. была, по сути, скрыта от общественности. Секретный характер партийно-правительственного постановления о ликвидации неграмотности привел к тому, что многие руководители общественных организаций и предприятий долгое время вообще ничего не знали о постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР, равно как и о соответствующих решениях горкомов и обкомов. Так случилось, например, в Перми. Руководители велосипедного завода, нефтемаслозавода, кирпичных заводов, швейной фабрики и других предприятий города только с апреля включились в работу по ликвидации неграмотности. На протяжении длительного времени не могли закончить учет неграмотных членов профсоюзов профсоюзные организации работников лесной, угольной и нефтяной промышленности в Коми АССР. Далеко не все местные руководители были проинформированы о том, что работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения необходимо закончить до начала Всесоюзной переписи населения, многие даже не догадывались о действительной причине активизации работ по ликвидации неграмотности, поэтому и не придавали этому делу особого значения. Местные партийные и общественные организации плохо вели разъяснительную работу с неграмотными. Так, в Углеуральске Пермской области от обучения категорически отказывались неграмотные рабочие, прибывшие из западных областей Белоруссии и Украины, и никто не проводил с ними никакой разъяснительной работы »

А почему предприятия и профсоюзы не знали, там разве не свои люди на ключевых должностях? Даже простой народ, похоже, что-то подозревал и всячески сопротивлялся такому «ликбезу». Если у революционеров была возможность превратить рабочих в послушных зомби, то тогда реакция людей становится понятна. Кроме того, датировку тоже перепутали: как мне кажется, 1958 - это скорее всего 1968 (он же 1918), начало эпохи войн и революций, а реальная борьба с неграмотностью как мы ее понимаем - это уже 70-е.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-likvidatsii-negramotnosti-v-sssr-v-1950-1960-e-gg/viewer

образование, СССР, 1950-е, история

Previous post Next post
Up