Leave a comment

Comments 24

ext_2967846 March 26 2018, 15:43:50 UTC
Конечно, вера шире религии, без веры невозможно, в том числе, и познавать мир. Но такая вера не может висеть в воздухе. Исходные постулаты, которые дает науке, должны подтверждаться опытом. В противоположность вере религиозной, которой достаточно надежды.
Но мне кажется что разговор о солипсизме здесь не вполне уместен. Тезис о невозможности логически доказать, либо опровергнуть существование реального мира и невозможность использовать этот тезис на практике говорит скорее недостаточной силе человеческой логики, чем об способности солипсизма подвергнуть сомнению существование мира и, далее, преодоления этого сомнения с помощью веры подобной религиозной. Как надежды, что мир все таки познаваем.

Reply

rjadovoj_rus March 26 2018, 19:36:06 UTC
Когда вы докажете реальность реальности логическими средствами, тогда и можно будет сказать что-то определенное. Если не докажете, нет почвы для рассуждений в этом направлении.
Как раз то, что мир познаваем, доказывать не нужно. Мы это знаем из истории.

Reply

alexey_donskoy March 26 2018, 20:34:24 UTC
Логически доказать "реальность реальности" невозможно. Солипсизм логически не бьётся.
В то же время он неконструктивен - то есть эта теория не имеет предсказательной силы.

"Как раз то, что мир познаваем, доказывать не нужно." - как раз таки нужно. Но - невозможно, см. выше про солипсизм.
В то же время постулат о познаваемости хорошо обоснован многотысячелетним опытом. То есть эта теория конструктивна и, в частности, имеет предсказательную силу. Собственно, в этом и есть основа науки.

Что до познаваемости, то из рядом озвученного предположения о бесконечности разнообразия вселенной как раз следует её НЕпознаваемость, и сей тезис уводит от рационального познания к агностицизму...

Reply

ext_2967846 March 27 2018, 08:43:06 UTC
Существование предсказательной силы как таковой, разве это не есть доказательство познаваемости мира? Выше я уже предположил, что невозможность логического доказательства говорит об ограниченности человеческой логики. Ведь ее не существует в отрыве от человека, а человек в своих рассуждениях может быть ограничен.
И зачем вообще доказывать логически то, что доказано практически? Разве только ради развития логики.

Reply


alexey_donskoy March 26 2018, 16:34:58 UTC
"бесконечность вселенной, а значит и процесса ее познания" - логическая ошибка. Второе из первого может следовать только в том случае, если из бесконечности вселенной следует её бесконечное разнообразие, а это не так...

Reply

rjadovoj_rus March 26 2018, 19:34:09 UTC
А откуда вы знаете, какова вся вселенная? Вы ее где-то видели целиком?

Reply

alexey_donskoy March 26 2018, 20:24:05 UTC
Да, нашему непосредственному наблюдению доступны миллиарды световых лет, включая даже реликтовое излучение Большого взрыва. И везде наблюдается одно и то же.
Поэтому постулат о единстве мира и изотропности физических законов в пространстве и времени хорошо обоснован фактами, а также хорошо проверяется и различными косвенными путями.
Напротив, гипотеза бесконечного разнообразия ничем рационально не обоснована. Предполагать, конечно, можно всё, но всерьёз надеяться вряд ли стоит.

Reply


arctus March 26 2018, 20:26:23 UTC
И в науке что-то приходится брать на веру. Периодически. Пока наука достаточно описывает то, что касается обозримых горизонтов, то то, что находится за ближайшим горизонтом, и в рамки чего удаётся вписать имеющееся внутри как частный случай - берётся на веру. Теория Эйнштейна, например.

Reply

alexey_donskoy March 27 2018, 10:09:09 UTC
Скорее, надо назвать это не верой, а доверием: к исходным постулатам о свойствах мира, к накопленному человечеством знанию и к методам его получения.
А верить можно в любую догму, и это совершенно другое отношение.

Reply


oleggureev March 27 2018, 00:58:33 UTC
Вечный вопрос о «случайном» или «закономерном» (телеологичном, целенаправленном) характере появления цивилизаций и Разума как такового во Вселенной - именно эта дихотомия является до сих пор неразрешенной для человечества в обозримом ментальном пространстве-времени. В этом вопросе - «зарыт» довольно странный парадокс, приводящий логически нас к тому, что фундаментальная наука - невольно начинает играть на поле отсутствия закономерностей. Ибо - если мы признали существование Цели у мироздания - мы, в том или ином виде, должны признать - наличие Творца. То есть - Того, кто всё это мироздание и создал. Создателя. Или Мировой Разум. Называйте, как хотите.

(далее по ссылке)

Reply

alexey_donskoy March 27 2018, 10:12:30 UTC
Закономерность и цель - совершенно разные понятия. И они даже не пересекаются нигде.
Закономерность и случайность - две стороны одной монеты (структурных свойств материи).
Изучение отношения между ними не требует включения ни Цели, ни Творца.

Reply

oleggureev March 27 2018, 14:46:18 UTC
Алексей, то есть, вы хотите мне сказать, что ничего не захотели понять из цитаты. И потому
не внимательно отнеслись к синтаксису и контексту.
Говорите тогда уж прямо, без лишних слов. Кстати, можно было и ничего не говорить в таком случае.
Всё равно тогда вам не интересен мой комментарий, и мне соответственно, не интересен ваш.
А если хотите понять, или хотите дискуссии, пройдите по ссылке и подискутируем.

Reply

alexey_donskoy March 27 2018, 19:48:39 UTC
Гм. Я просто отмечаю ошибку в первом же предложении комментария. Ошибка эта называется "выдача желаемого за действительное" или "зелен виноград".
Тогда как ни о какой "неразрешённой дихотомии случайного или закономерного" неважно чего (в данном случае "характера появления разума") и речи быть не может. Никаких проблем в соотношении случайного и закономерного не просматривается. И в феномене разума тоже.

Reply


Leave a comment

Up