Красные демоны на Хопре

Jul 04, 2011 04:44



Мне повезло застать прабабушку живой и застать в том возрасте, когда у меня появился живой интерес к истории семьи. Повезло услышать от нее кое-какие воспоминания.

Сейчас, как и обещал, расскажу небольшой семейный анекдот о том, как на Хопер пришли первые красноармейцы.

Далекие предки моей прабабки еще в XIX веке перебрались с Украины. Когда и откуда именно они прибыли на Хопер, прабабушка не знала, упоминала только, что «все деды на панов работали». При этом говорила, что ее деда и отца отчего-то кликали «греками». Извините, но моя логика не может этого переварить и выдать дельную версию :)

Семья прабабки была велика, но своей земли они не имели, потому подряжались в подмогу к казакам: работали по хозяйству и на мельнице, чинили поломанное, гребли-разгребали, но в первую очередь, конечно, кормились от обработки казачьих полей. Нахлебниками не были и зарекомендовали себя как ребят работящих, в силу чего им была отдана в управление большая и довольно отдаленная от станицы земля где-то на реке Кумылге (приток Хопра). Там на хуторе они и остались жить-обживаться.

В семнадцатом грянула революция. Сначала мелкая мелко-буржуазная, а затем и Великая Октябрьская. Но на хуторе и в станице это воспринималось как что-то невероятно далекое, иноземное, не родное. На несерьезность произошедшего и грядущих событий, с позиции отца моей прабабки, указывало то, что «нонче в церкви батюшка ничего об том не говорил». То есть было бы что важное, в церкви от звона колокола бы уже в куски разлетелись.

Действительно, долгое время не было никакой информации о происходящем в стране. Оно и понятно - «Эхо Москвы» оно ведь не на хуторе, а в далекой Москве, да и К. Эрнст к тому времени еще не создал Первыйк анал. Есть подозрение, что имейся тогда в наличии г-н Познер, ПравдуЪ о грядущем тоталитаризме узнали бы очень быстро.

Первые сводки стали приходить от неизвестных путников и деловых путешественников. Проезжая через станицы и хутора, они рассказывали жуткие вещи о так называемых красных. Говорили, что татарские орды идут из Китая. Говорили, что раскололась гора Уральская, из оной вышли старцы, вещающие о скором конце мира. Трепали нервы рассказами о том, что из той же проклятущей горы Уральской вышло 144 тысячи воинов Гога и Магога, дожидаются князя Роша, а как дождутся, так вселенский конец - «земля налетит на небесную ось».

Народ слушал байки внимательно. Сила образования в те времена была недооценена, поэтому мало кто задавался вопросом, что в Китае делали татарские орды? Меж тем Святое писание практически у всех отскакивало от зубов, так что про священное число 144 тысячи, про народы Гог и Магог и князя Роша никому пояснять не приходилось.

Небольшое отступление

Мой отец тоже в свое время слушал рассказы прабабки, а потому, оказавшись в конце 50-х на Урале, первым делом поинтересовался у местных: «Где у вас эта гора Уральская, из которой старцы с Гогом и Магогом выходили?»

Меня же когда спрашивают, откуда я родом, отвечаю, что из тех краев, где Гог и Магог ждут князя.

Конец отступления
Такие байки пугали, потому в первую очередь информацию старались получать из проповеди местного батюшки, коей заканчивались церковные службы. Батюшка тоже был из местных, мало куда ездил, редко где бывал и с всеведущим богом личного контакта так и не заимел. Но все же авторитетнейший человек был.

И вот после очередной службы батюшка на полном серьезе стал повторять чьи-то россказни о краснокожих людях, пришедших с Урала и из Китая (ну, от него до Урала рукой подать), свергнувших царя и сейчас идущих на Волгу и на Дон. Для пущей убедительности он сравнивал красноармейцев с чертями из ада, мол, такие же острые рога у них на головах.

Потом вместе с белогвардейцами стали появляться агитационные плакаты, на которых красноармейцы изображались то в виде дракона, то в виде людей в красной одежде и с красными перекошенными рожами.

А Рабоче-крестьянская Красная армия и на самом деле двигалась на Волгу. Чем ближе, тем стремительнее. Старшие братья моей прабабки были насильно рекрутированы деникинцами. Пока отец ее был в станице, чтобы разузнать о судьбе сыновей, на хуторе оставались только бабы, младший брат прабабушки и ее дед. Последний в силу возраста еле-еле ходил, только в пределах двора, говорил мало, носил с собой всегда Псалтирь, дабы быть во всеоружии при появлении «Малаха Га-Мавета».

Ранним утром, когда семья только проснулась, дед уже сидел на скамейке у дома. Он-то первым и увидел красноармейцев.

Влетев в избу, как сокол, он заорал: «Красные идут! Все прячьтесь!»

Бабы кинулись во двор, но топот коней был уже близок. Единственным укрытием для них стал амбар, где они залезли в лари для хранения зерна, овса и всякого прочего. Дед чуть ли не первым оказался в амбаре, но прятаться не стал - не по чину.

И вот красноармейцы вошли во двор, сунулись в опустевший дом. Со двора послышалось: «Есть кто живой? Выходи, не бойся!»

Прятаться надобности не было. В доме на столе стояла снедь, в сенцах лежали умывальные принадлежности и мокрые полотенца успевших умыться. Поразмыслив немного, дед вышел к красным.

Разговаривал он долго, а потом вернулся в амбар и стал доставать домашних из ларей и кадушек.

- Красные прийшли, - констатировал он, достав всех. И начал смеяться: - Збрехав батюшка. Це ж люди як люди. Ніякі вони не червоні. I рогів вони немає.

Красные попросили их накормить. Пока те ели, их командир долго-долго разговаривал с дедом, узнавая о силах белых, о казаках, о настроениях в народе. Да только дед мало что мог ему рассказать - возраст. В последние годы его кроме Псалтири мало что интересовало. Что касается настроений… разные были настроения. Кому захочется поподробнее относительно настроений, тому Шолохов в помощь.

А потом красные ушли, чтобы с боями вернуться. Потом они отступали и вновь с боями возвращались.

Через год младший брат прабабушки, ослушавшись отца, который грозил мыслимыми и немыслимыми проклятьями, убежал к красным, сражался всю Гражданскую войну. Погиб.

Вот так в моей семье, когда сталкиваешься напрямик с чем-нибудь о чем долгое время слышал, но сам не видел, принято говорить: "Не-а, никакие они не красные, и рогов у них нет".

А еще я перенял манеру моей матери, которая в моменты, когда ее кто-нибудь настойчиво убеждает в очевидной ереси, саркастически замечает: "Татарские орды покинули Китай" или "Все-таки дождались князя Роша".

p.s.

Посмотрел фотографию Хопра в районе станицы Слащевской. До чего же на мои родные уральские места похоже. В точности Урал в Восточном Оренбуржье с сочной травой и осокорем по берегу, песком и ракушками. И тихо.



Домой хочется.

красные, СССР, красноармейцы, РККА

Previous post Next post
Up